СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Цели

  1. Закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются простые предложения с однородными членами и сложные.

  2. Развивать умение правильно писать окончания существительных писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

  3. Прививать любовь к родной природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

-Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте себе, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина и звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин

-Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грустное, но грусть приятная.)

Запись предложения с комментированием. (Перед письмом вспоминаем, как нужно правильно сидеть за партой: «Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь».)

Лес окрасился в жёлтые, красные, оранжевые краски осени.

- Какое это предложение по составу - простое или сложное? (Простое, с однородными определениями: «жёлтые, красные, оранжевые». Здесь одна грамматическая основа: лес окрасился.)

Словарная работа.

- Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем. А какой урожай вы помогаете собирать летом и осенью? (Огурцы, помидоры, клубнику, смородину, свеклу, морковь, и т.д.) Из каких растений можно сварить?

На доске записаны словарные слова:

I вариант «варит» борщ.

II вариант «варит» компот с сахаром.

Запись слов в строчку.

М…лина, к…пуста, з…емл…ника, к…ртофель, см…родина, м…рковь, ч…еснок, свекла, ябл…ко.

  1. Работа по теме урока.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

- По лесным тропинкам бродит осень. Шуршит опавшими листьями, будоражит грибными запахами, натягивает в воздухе серебристые паутинки.

А нам пора открывать учебник на стр. 96, упр. 184.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ученики по цепочке читают словосочетания. Называют падеж, склонение и окончание имён существительных.)

- Прочитайте правило.

- В каких падежах безударные окончания нужно проверять? Почему?

- Какие безударные окончания нужно запомнить?

- Почитайте памятку:

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

  1. Определить падеж;

  2. Определить склонение;

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

- Как проверить безударное окончание имён существительного?

IV. Физминутка.

- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. Прослушайте отрывок (под музыку):

«Зашумел в лесу золотой дождь… Деревья стоят по колено в золотых листьях. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья шуршат и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.»

Н. Сладков «Золотой дождь»

- Ребята, а что вы почувствовали, на минутку побывав в осеннем лесу? Что подсказал вам осенний лес? (Почувствовали грустную музыку падающих листьев, прохладу осени, увидели красоту осеннего леса.) Ребята, вспомните, как мы наблюдали за листопадом. Подберите слова, которые будут передавать действия листьев. (Падают, летят, кружатся, сыплются, танцуют, вальсируют, их тревожит ветерок, бегут, шуршат, шумят, разговаривают, прощаются с летом.)

- Вы юные художники. Вам нужно написать картину «золотая осень». Но картина не простая, а с заданием: подобрать подходящие слова. Выбираем слово, крепим на магнитную доску и указываем склонение. (Учащиеся выходят к доске и составляют картину.)

Рисунки: Берёза, лес, облако, тополь, клён, осина, озеро, солнце, снегирь, рябина, ива, синица.

- я думаю, у нас получилась замечательная картина.

Осенний карнавал

Синеет даль в хрустальном блеске,

Тропа промыта добела.

Рукой подать до перелеска,

Спешу поведать, как дела.

Ах, в самом деле, что за прелесть!

Я чуть опять не прозевал:

Деревья все переоделись,

У них осенний карнавал.

Огонь одежд не угасает

Ни в этой роще и ни в той.

Дубок, в плечах сажень косая,

С березой шутит золотой.

Какое красок состязанье!

Сегодня все, как напоказ,

К осинке алой на свиданье

В плаще лимонном вышел вяз.

Вот тополь в буром маскараде,

И он красой не обделен,

А рядом медно-красноватый,

Как будто витязь в латах, клен.

И только ивы-босоножки,

Глядясь в озер глухое дно,

Грустят о бархатных сережках,

Что отцвели давно-давно.

С утра до ночи листьев вьюга

Кружит в веселой кутерьме,

Ольха, давнишняя подруга,

Листок на память дарит мне!

А. Чельцов

  1. Закрепление изученного материала.

1) Фронтальная работа.

- Я думаю, вам понравилось это стихотворение. Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои ветви, будто хотят вернуть солнце.

А сейчас задание. На доске записано предложение: надо вставить пропущенные буквы в словах, выделить окончания, указать в скобках падеж и склонение.

Лучи солнца заиграли на поверхност… (П.п., 3 скл.) воды, на крыш… (П.п., 1 скл.) дома.

- Ребята, а почему падеж один и тот же, а окончание разное? (Так как разное склонение существительных: «крыша» - 1-е скл.; «поверхность» - 3-е скл.)

2) Работа по карточкам.

Определить падеж и склонение существительных.

Ветка сирени (Р.п., 3 скл.)

Подошли к опушке (Д.п., 1 скл.)

Далеко от рощи (Р.п., 1 скл.)

Вставать на зорьке (П.п., 1 скл.)

Путь к роще (Д.п., 1 скл.)

Прилетели к полянке (Д.п., 1 скл.)

3) Работа на доске.

2 – 4; 2 – 5; 1 – 1; 2 -7 ; 2 – 3; 1 – 8; 2 – 3; 1 – 9

2 – 6; 1 – 3; 2 – 5

2 – 7; 1 – 2; 1 – 1; 2 – 7; 2 – 1; 1 – 8; 2 – 7; 2 – 9

- Разгадав ключ от этого шифра, мы подведём итог нашего урока.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

А

П

И

В

Ц

У

Н

Т

Ю

2

Е

Л

О

К

Р

М

С

З

Я



Ответ: «Красотою мир спасется» (Ф.М. Достоевский).

VI. Рефлексия.

Творческое задание на карточках.

Указать падеж, склонение, выделить окончание существительных.

Вариант 1

1 – й тип сложности: «Пишу сама (сам)».

Лес осенью.

Вариант 2

2 – й тип сложности: «Прошу маленькой помощи».

Царствовала, удивительный ковёр, в золотом наряде, красные бусы, разноцветные осинки, пёстрые листья.

Вариант 3

3 – й тип сложности: «Прошу большой сложности».

Наступила ------- осень. В моховых болотах рассыпалась ------- клюква. На опушке леса собрались ------- осинки.

Учащиеся выполняют творческое задание на кленовых листочках.

  1. Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- А вам понравился урок? Как оценим работу класса?

Домашнее задание.

Выставление оценок.

- Поднимите свои листочки. Я выставляю оценки. Посмотрите, какой замечательный листопад в нашем классе. Жаль расставаться с осенью, но увы…

- Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить урок такими словами:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!