СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционной школе дети обучаются 12 лет, так как материал 9 класса изучается углубленно. Поэтому делится на 2 года обучения (9-10 кл.). Данный урок разработан с целью повторить изученный в 9 классе материал по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"»


Учитель: Астафьева Наталья Николаевна

Учреждение: Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Предмет: русский язык

Класс: 10 (в коррекционной школе)

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Тип урока: урок повторения изученного материала

Форма организации урока: индивидуальная

Методы: словесные, практические, частично - поисковый


Цели.

1 Образовательные.

- формировать умение определять сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения;

- закрепить умение находить сравнения в предложениях;

- отработать умение группировать предложения в зависимости от вида придаточных;

- проверить умение учащихся определять орфограммы в словах.

II Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение заданий;

III Воспитательная:

- воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза, группировки.

Задачи: сформировать лингвистические компетенции, повторив знания о способах выражения сравнительных отношений;

научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;

формировать коммуникативные компетенции


Оборудование:  презентация


Ход урока:

I Оргмомент.

Добрый день! Начинаем урок мы сегодня по-детски: отгадываем загадки.

  1. Бел как мел,
    С неба прилетел.
    Зиму пролежал,
    В землю убежал.
    (Снег)

  2. Прозрачен, как стекло,
    А не вставишь в окно.

(Лед)

  1. Ветви белой краской разукрашу,
    Брошу снег, как серебро, на крышу вашу.
    Теплые весной придут ветра
    И меня прогонят со двора.

(Зима)

  1. Орфографическая разминка.

- Запиши число, классная работа в рабочую тетрадь. Запишите слова-отгадки, обозначьте в них орфограммы.
Снег, лёд, зима.

- Назовите виды орфограмм, запишите проверочные слова.


2. Закрепление изученного материала.

Какое средство художественной выразительности помогает авторам загадок показать нам предмет, о котором идёт речь?

(сравнение)

Сравни предложения СЛАЙД 1

Сердцем старайся сберечь,

Как звёздное небо России,

Обычную русскую речь.

Б.Саянов

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

(К.Г.Паустовский)

А) Что объединяет предложения?

(сравнительные отношения)

Б) Чем они выражены?

(сравнительный оборот, придаточное сравнительное)

В) Как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного предложения?


Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, постарайся сформулировать цель урока.


Цель: отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов.


II Работа по теме урока 

Попробуем вспомнить признаки придаточных сравнительных, не обращаясь к учебнику.

Действуем по плану: СЛАЙД 2

  • Найти  главное и придаточное предложение. Определяем значение придаточного.

  • Задать вопрос  от  главной  части к придаточной.

  • Определить, к чему  относится придаточное: ко всему  главному или к  какому-то одному  слову, местоположение придаточного

  • Определить    средство  связи (союз или союзное слово).

Запиши предложения, определи вид предложения: простое или сложное. Если сложное, то какое?

  1. А небо все чернело будто чугунная стена росла из-под земли (К. Паустовский). 

  2. На мысу белел песок как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (К. Паустовский). 

III Физминутка.

- Мы поработали очень хорошо и плодотворно, а теперь можно и отдохнуть.

Перенесёмся на песок, о котором пишет Паустовский, захватив с собой телескоп.

(Учитель говорит и делает, ученик повторяет)
Мы пришли в на берег, встали на песок, топ-топ (топаем ногами)
Встаем поудобней.
Выдвигаем телескоп (одну руку к глазу, второй `выдвигаем`, т.е. вверх от себя по диагонали)
Протираем стеклышки (круговые движения руками)
На небе зажглась одна звездочка - о

(рука вверх, на слово «о» разжать кулак)
На небе зажглось много звездочек о, о, о, о...

(обе руки вверх, на каждый «о» разжимаем кулак)
По небу пролетела комета - Вау!

(правая рука опускается сверху вниз влево на слово «вау»)
По небу пролетела ещё одна комета - Вау! (левая рука опускается сверху вниз вправо на слово «Вау!»
По небу пролетела летающая тарелка - ла, ла, ла

(на «ла, ла, ла» машем руками, как крыльями, но чтобы не побили друг друга, руки лучше согнуть в локтях)
Из тарелки высунулся инопланетянин - Привет!!!
(на «привет» приветственно помахать рукой)


IV Обобщение материала

СЛАЙД 3

1. Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

2. Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.

3. Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.

4. Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.

5. Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.


V Практическая работа.

1)Спишите предложения, выделите главную и придаточную части, от главной к придаточной задайте вопрос.

А) С глухими звуками как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке рвутся гранаты.

Б) И он своей огромною рукой схватил мою руку сверху, как хищная птица хватает добычу.

2) Составьте предложение с придаточным сравнительным, запишите его.


VI Подведение итогов урока

1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?

2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?

3.К чему относятся данные предложения?

4.Их позиция по отношению к главному?

5.Какова роль придаточных сравнения в речи?


VII Рефлексия

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавала, как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.


Выставление оценки за урок.


VIII Домашнее задание.

К каждому предложению из скобок подберите продолжение, присоедините его, подобрав нужный подчинительный союз. Выделите главную и придаточную части, от главной к придаточной задайте вопрос.

1. Тонкие волосы растрепаны…

2. Герасим вырос немой и могучий… (И.Тургенев) 

3.   так я роняю грустные слова. (С.Есенин) 

4. Мелкие листья ярко и дружно зеленеют …

5. Издали слышался шум мокрых деревьев …

6. Море все в живых белых пятнах…

7. Сейчас он приближался вихляющей походкой…


(под ногами была палуба парохода; кто их вымыл и лак на них навёл; вдалеке шумела вода в шлюзах; бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину; дерево растёт на плодородной  почве; дерево роняет тихо листья; ими шалит майский ветер)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!