Урок по теме: « Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе»
Цель: Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»
Задачи:
1) Систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, развивать умения отличить существительное от других частей речи,
. О какой части речи в нём говорится?
Всему название дано-И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,А безымянных –нету.
И всё, что может видеть глаз-Над нами и под нами-,
И всё, что в памяти у нас-,Означено словами.
А какие существительные вы здесь услышали? Что они обозначают?
- Как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего занятия?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Имен существительных». Мы посетим 7 городов и 1 станцию отдыха название
1.«Город вопросов».
на доске записаны слова, выберите только имена существительные, запишите их их правильно.
веселый, п_р_ш_т, дневной, в_селье, дневалить, Костя, веселиться, вверх, верш_на
-На какие вопросы отвечают данные существительные? (Кто? что
Следующий город: 2.«Одушевленности»
. Прочитаем эти слова правильно и распределим их в нужную часть города, разделив тетрадь на 2 колонки:
Алфавит, подруга, ручка, каталог, птица, инженер, шофер, портфель, столяр.
-3. Город «Собственные – нарицательные
Кот (Мурзик), собака (Шарик), писатель (Толстой), город (Москва), река (Обь), композитор (Чайковский).
- 4. Род Мы идем дальше. Впереди виднеется замок. Давайте его нарисуем, он состоит из 3 этажей. Заходим на каждый этаж и видим:
На первом этаже живут существительные: мармелад, телевизор, ветер.
На втором этаже живут существительные: смелость, доброта, приправа.
На третьем этаже живут существительные: окно, какао, чувство.
-Как вы думаете, чем отличаются друг от друга существительные? (Род)
-Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали?
Станция отдыха: А теперь мы немного отдохнем, ведь путь у нас не близкий.
Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому – поднимаете руки вверх, а если к среднему- разводите руки в стороны. Итак, начинаем:
Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.
5. Город падежей. Чтоб в него зайти, надо соединить название падежа с вопросами, которые ему подходят.
НА КАРТОЧКЕ:
И. п. (о ком о чем)
Р. п. (кому чему)
Д. п. (кем чем)
В. п. (кого чего)
Т. П. (кого что?)
П. п. (кто? Что?)
Послание на карточке:
Прочитайте предложение, спишите его, заменив звуки буквами. Определите падежи у существительных. (1 учащийся затем пишет его на доске)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
6. Идем в город чисел.
Посмотрите на карточку. Прочитайте по порядку слова, вставив пропущенные буквы и определив число.
Вел_с_пед, б_лконы, _ромат, каб_нет, к_л_ндари, тре_нер, д_ректоры, руж_е, площ_дь, параш_т, про_ьба, _пушки, под_емы, ад_ютант, в_роб_и, ог_род, к_р_ндаши, грам_та, к_рзина, ш_феры, с_нт_метр, м_дели, кв_ртал, пл_тформы.
*доброта, счастье, ножницы
- Как вы думаете, почему 3 существительных написаны под звёздочкой? Попробуйте изменить их по числам. Получилось? Перепишите их в тетрадь, сверху обозначив число.
7. Вот мы и подобрались к последнему городу. Его название пока зашифровано. (Склонение)
-Посмотрите на подсказку (лист), нам нужно заполнить недостающие колонки, тогда мы расшифруем его название.
? | род | В И.п. ед.ч. оканчиваются на |
1 –е | ? и ? | - а, я (земля, папа) |
? | Мужской, средний | - на согл. (дом), на - ? ( ) и на – е (поле) |
3- е | ? | На согл. с «?» на конце ( ) |
-Потренируемся и определим склонение у следующих существительных:
Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.
-Задание на внимательного ученика!
Как склонение влияет на написание данных существительных?
!!! Шалаш_ - Рож_ ?
Давайте составим предложение с каждым словом. 1 вариант составляет с 1 словом, 2 вариант со 2 словом.
Задача каждого- определить синтаксическую функцию существ. подчеркнуть его как член предложения подлежащее и дополнение)
-Вот мы и завершили наш путь. Подведем итоги. Какая карта у нас получилась, что мы узнали о стране существительных? Д.З. с.45 упр. 93