СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю русского языка при разработке урока в 5 классе по теме " Имя существительное.Повторение изученного в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"»

Урок по теме: « Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе»


Цель: Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»

Задачи:

1) Систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, развивать умения отличить существительное от других частей речи,

. О какой части речи в нём говорится?


Всему название дано-И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,А безымянных –нету.

И всё, что может видеть глаз-Над нами и под нами-,

И всё, что в памяти у нас-,Означено словами.


А какие существительные вы здесь услышали? Что они обозначают?

- Как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего занятия?


- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Имен существительных». Мы посетим 7 городов и 1 станцию отдыха название

1.«Город вопросов».

на доске записаны слова, выберите только имена существительные, запишите их их правильно.


веселый, п_р_ш_т, дневной, в_селье, дневалить, Костя, веселиться, вверх, верш_на


-На какие вопросы отвечают данные существительные? (Кто? что

Следующий город: 2.«Одушевленности»


. Прочитаем эти слова правильно и распределим их в нужную часть города, разделив тетрадь на 2 колонки:

Алфавит, подруга, ручка, каталог, птица, инженер, шофер, портфель, столяр.


-3. Город «Собственные – нарицательные


Кот (Мурзик), собака (Шарик), писатель (Толстой), город (Москва), река (Обь), композитор (Чайковский).


- 4. Род Мы идем дальше. Впереди виднеется замок. Давайте его нарисуем, он состоит из 3 этажей. Заходим на каждый этаж и видим:


На первом этаже живут существительные: мармелад, телевизор, ветер.
На втором этаже живут существительные: смелость, доброта, приправа.
На третьем этаже живут существительные: окно, какао, чувство.


-Как вы думаете, чем отличаются друг от друга существительные? (Род)


-Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали?


Станция отдыха: А теперь мы немного отдохнем, ведь путь у нас не близкий.


Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому – поднимаете руки вверх, а если к среднему- разводите руки в стороны. Итак, начинаем:


Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.


5. Город падежей. Чтоб в него зайти, надо соединить название падежа с вопросами, которые ему подходят.


НА КАРТОЧКЕ:


И. п. (о ком о чем)

Р. п. (кому чему)

Д. п. (кем чем)

В. п. (кого чего)

Т. П. (кого что?)

П. п. (кто? Что?)


Послание на карточке:

 

Прочитайте предложение, спишите его, заменив звуки буквами. Определите падежи у существительных. (1 учащийся затем пишет его на доске)


[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)


6. Идем в город чисел.

Посмотрите на карточку. Прочитайте по порядку слова, вставив пропущенные буквы и определив число.


Вел_с_пед, б_лконы, _ромат, каб_нет, к_л_ндари, тре_нер, д_ректоры, руж_е, площ_дь, параш_т, про_ьба, _пушки, под_емы, ад_ютант, в_роб_и, ог_род, к_р_ндаши, грам_та, к_рзина, ш_феры, с_нт_метр, м_дели, кв_ртал, пл_тформы.


*доброта, счастье, ножницы


- Как вы думаете, почему 3 существительных написаны под звёздочкой? Попробуйте изменить их по числам. Получилось? Перепишите их в тетрадь, сверху обозначив число.


7. Вот мы и подобрались к последнему городу. Его название пока зашифровано. (Склонение)


-Посмотрите на подсказку (лист), нам нужно заполнить недостающие колонки, тогда мы расшифруем его название.

?

род

В И.п. ед.ч. оканчиваются на

1 –е

? и ?

- а, я (земля, папа)

?

Мужской, средний

- на согл. (дом), на - ? ( ) и на

– е (поле)

3- е

?

На согл. с «?» на конце ( )


-Потренируемся и определим склонение у следующих существительных:


Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.


-Задание на внимательного ученика!

Как склонение влияет на написание данных существительных?


!!! Шалаш_ - Рож_ ?


Давайте составим предложение с каждым словом. 1 вариант составляет с 1 словом, 2 вариант со 2 словом.

Задача каждого- определить синтаксическую функцию существ. подчеркнуть его как член предложения подлежащее и дополнение)


-Вот мы и завершили наш путь. Подведем итоги. Какая карта у нас получилась, что мы узнали о стране существительных? Д.З. с.45 упр. 93


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!