Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Средневековая деревня и её обитатели"»
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Тема: «Средневековая деревня и её обитатели»
Подготовила:
учитель истории
высшей квалификационной категории
Нестерова Виктория Викторовна
г. Новоалтайск 2019
Тип урока – изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства обучающихся, воспитанников с положением крестьянского сословия в феодальном обществе.
Задачи:
- познакомить с образом жизни средневекового крестьянина, используя текст учебника, с опорой на презентацию;
- раскрыть появление зависимости крестьян от феодала, используя понятия повинность, барщина, оброк, поместье;
- развивать умение анализировать полученную информацию и на её основе делать несложные выводы, подтверждать свои ответы с опорой на текст учебника;
- способствовать обогащению словарного запаса новыми историческими терминами и понятиями, развивать речевую активность, следить за слитностью и внятностью в речи учащихся;
- способствовать привитию интереса к жизни средневекового общества.
Оборудование: проектор, презентация, учебник, тетрадь,
Словарь:
Феод- земля
Феодал (помещик) – хозяин земли
Поместье – хозяйство феодала (помещика)
Повинности – принудительные обязанности
Барщина – все работы крестьян в хозяйстве помещика
Оброк – выплаты феодалу частью продуктов своего хозяйства (зерно, мёд, яйца, масло, сало, скот, птица и …)
Ход урока
№п/п | Основное содержание. | Ответы детей. | Виды работ. | Номер слайда. |
1. | Организационный момент. - Здравствуйте. - Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет? Сегодня дежурный звук – п – б - | Сегодня … Сейчас будет урок истории. Сегодня дежурный звук | | |
Речевая зарядка - П - А______ О______ У______ А О У Па – по - пу Па - пави – повинности Помещик, поместье Хозяйство помещика Поместье – хозяйство помещика | | Коллективное чтение. Индивидуальная работа с учащимися. Отработка дежурного звука. | №3 |
3 | Подведение к изучению нового материала. Духовенство – «те, кто молится». Феодалы – «те, кто воюет». Крестьяне – «те, кто работает». Те, кто молятся и те, кто воюют, были феодалами. Феодал, кто это? Те, кто работают. Это кто? | Хозяин земли. Крестьяне | Работа со схемой «Феодальное общество» Соотнесение табличек к пирамиде | №4 |
- Что это? | | Рассказ учителя с опорой на рисунок | №5 |
4. | Изучение нового материала. Тема урока: «Средневековая деревня и её обитатели». - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? План урока: Что такое поместье? Что такое повинности? Какие повинности были главными? Что называли барщиной? Что называли оброком? | Тема урока … Мы будем говорить о … | Беседа с уч-ся стр. 87 запись темы урока и плана в тетрадь | №6 |
В IX – X веках вся земля была в руках у феодалов. На своей земле феодалы строили крепкие замки из камней. Здесь были хозяйственные постройки, амбары для хранения зерна, конюшня, хлев, псарня. В случае войны замок превращался в крепость. Где сам феодал и его крестьяне могли спрятаться от врага. ? - Что такое поместье? Найдите ответ в учебнике страница 87. | Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. | Рассказ учителя с опорой на презентацию. Коллективное чтение | №7-10 №11,12 |
| Крестьяне строили свои дома вблизи от замка феодала, на его земле. За пользование землёй, за защиту от врагов крестьяне несли повинности в пользу феодала. - Что такое повинности? стр. 87 - Какие повинности были главными? стр. 87 | Повинности – принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк. | Объяснение учителя сам-ная работа с учебником работа со схемой | №13 №14,15 №16 |
Физминутка для глаз. Упражнения для глаз по Норбекову. | | | №17 |
| Давайте посмотрим план урока. На какие вопросы мы ответили? - Что такое барщина? Что такое оброк? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике, стр. 87 | Барщина – все работы крестьян в хозяйстве помещика. Оброк - выплаты феодалу деньгами, продуктами. | Объяснение учителя с опорой на иллюстрации. | №18 №19-26 |
А сейчас посмотрим, как вы поняли материал. Задание: разделить слова на две группы оброк, барщину. | | Дидактическая игра «Оброк-барщина» | №27-28 |
5. | Первичное закрепление нового материала. Задание: закончите предложение. Поместье – это Повинности – это… Барщина – это … Оброк – это… | Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. Повинности – принудительные обязанности. Барщина – все работы крестьян в хозяйстве помещика. Оброк - выплаты феодалу деньгами, продуктами. | Задание на первичное закрепление нового материала. Отработка словаря. | №29-31 |
Сделайте подписи к картинкам. Что на них изображено? | Поместье. Барщина, оброк. | Работа с иллюстрациями. | №32-34 |
6 | Рефлексия. - Какой урок сейчас был? - Что мы делали на уроке? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? | Сейчас был урок истории. Мы - отвечали на вопросы; - рисовали; - играли; - работали с учебником; - писали. Я узнал (а) - что такое поместье; - что такое повинности; - что такое барщина; - что такое оброк. | Беседа с обучающимися | №35,36 |
7 | Домашнее задание | Стр.87-88 прочитать, выучить новые слова. | | №37 |