Конспект урока по биологии
Тема урока Строение клетки
Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок постановки и решения проблемы, лабораторная работа.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать знания об особенностях строения клеток прокариот и эукариот, животной и растительной клеток
Метапредметные: формируются умения работы с микропрепаратами, фиксировать и оформлять результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные (УУД) формирование познавательного интереса к изучению биологии; проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Коммуникативные (УУД) организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные (УУД) определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: наглядные таблицы «Строение клетки. Многообразие клеток», микроскопы, микропрепараты растительных и животных клеток, презентация.
Литература:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология - 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Рабочая программа – основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой,
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся
Актуализация знаний.
Учитель: Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»
Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной?
Учащиеся: самая маленькая в структуре организма.
Учитель: попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными?
Учащиеся: Микроскопические клетки – это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка.
Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.
Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные.
Учитель: «Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм у простейших»
Целеполагание.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на урок? Что мы с вами должны выяснить? Узнать?
Учащиеся: Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий.
Запись в тетрадь.
Изучение нового материала
Учитель: «Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» Рассказывает с примерами, используя наглядные таблицы, рисунки в учебнике. Несмотря на многообразие клетки имеют много общего. Обратите внимание на второй слайд, вспомните, какие основные части выделяют в клетке.
Учащиеся: Мембрана, ядро, цитоплазма.
Записывают в тетради.
Учитель: Запишем эту схему в тетрадь. «А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы» «В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору». Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?
Учащиеся: Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.
Учитель: Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет?
Учащиеся: Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляет транспорт веществ
Учитель: «Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют мы узнаем, на следующем уроке. Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком – кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры – хромосомы, состоящие из ДНК. Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите, какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК?
Учащиеся: Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки.
Учитель: Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические. Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми.
Учащиеся: Эукариотические.
Учитель: Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов. Обратите внимание на рисунки в учебнике стр.32, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются? А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?
Учащиеся: Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы.
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены?
Учащиеся: Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты.
Учитель: Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и, выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили.
Учащиеся смотрят микропрепараты.
Закрепление материала.
Учитель: Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией.
Домашнее задание. Рефлексия.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Домашнее задание прочитать параграф , ответить на вопросы. Что вы узнали на уроке? Что было трудным для понимания?
Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого.