СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии "Санитария и гигиена на кухне" 5 класс ФГОС

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие осанитарии и гигиене на кухне. Правила и инструкции.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Санитария и гигиена на кухне" 5 класс ФГОС»

Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания» 5 класс

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • Осознание понятия кулинария.

  • Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.

  • Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

  • Осознание питания как физиологической потребности.

  • Формирование знаний о пищевых (питательных) веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержании в пищевых продуктах; пищевых отравлениях.

  • Практическое освоение приемов первой помощи при пищевых отравлениях.

  • Формирование знаний о режиме питания.

Метапредметные:

  • Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.

  • Планирование собственной познавательной деятельности.

  • Формирование навыков работы с учебной литературой.

  • Освоение навыков проведения лабораторной работы.

  • Формирование навыков анализа и систематизации.

  • Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.

  • Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

  • Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Личностные:

  • Проявление познавательной активности на уроке.

  • Формирование навыков самообразования.

  • Формирование навыков общения и сотрудничества.

  • Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.

Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Ресурсы урока:

  • Учебник “Технология. 5 класс, Технологии ведения дома” Синица Н. В., Симоненко В. Д., издательство “Вентана-Граф”, 2016.

  • Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, Синица Н. В., Буглаева Н. А., издательство “Вентана-Граф”, 2016.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Мотивация.

Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо (слайд 2):

  • ознакомиться с понятием кулинария;

  • узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;

  • попробовать себя в качестве официанта;

  • научиться правильно мыть посуду;

  • освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

  • научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;

  • узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;

  • научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;

  • научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.

Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?

3 этап. Актуализация знаний.

  • Что такое проект?

  • Что такое творческое проектирование?

  • Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Задание на соответствие (слайд 3):

Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу выполнения проекта.

4 этап. Целеполагание и планирование.

Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии (слайд 4)?

  • Познакомиться с понятием кулинария.

  • Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.

  • Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.

  • Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.

  • Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.

  • Узнать, что такое пищевая пирамида.

  • Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

  • Познакомиться с понятием режим питания.

Обсудим план урока (слайд 5).

  • Познакомиться с новыми понятиями.

  • Научиться оказывать первую помощь во время работы на кухне.

  • Выполнить задания в рабочей тетради.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 1 урок.

  • Понятие кулинария.

  • Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.

  • Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний (слайд 6).

Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни (слайд 7).

Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ (слайд 8):

Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты – 
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд. 
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! (слайд 9)

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?

Прочитайте материал учебника на стр. 30-31 и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.

Работа с учебником стр. 31-34.

Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение (слайд 10):

  • Определите, какие предметы к какой посуде относятся.

  • Последовательность мытья посуды.

Выполните № 1 из задания 4 в рабочей тетради.

  • Безопасные приемы работы на кухне (слайд 12).

Работа с учебником стр. 34-36.

  • Первая помощь при порезах и ожогах.

Работа с учебником стр. 36.

Выполните № 2 из задания 4 в рабочей тетради.

Практическая работа “Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах”.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 2 урок.

  • Здоровое питание.

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?

  • Пищевые (питательные) вещества.

Работа с учебником стр. 38-39.

Задание на соответствие (слайд 13).

Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.

  • Пищевая пирамида.

Работа с учебником стр.39.

Рассмотрите рис. 21 и перечислите, какие продукты расположены на определенных уровнях пирамиды (слайд 14).

  • Пищевые отравления, первая помощь при пищевых отравлениях.

Работа с учебником стр. 39-41.

Задание на определение правильной последовательности (слайд 15):

Определите правильную последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

  • Режим питания.

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время (слайд 16).

  1. Сколько раз в день необходимо принимать пищу?

  2. Как называются приемы пищи?

  3. Какой прием пищи считается главным? Почему?

  4. Какие продукты можно использовать для перекусов?

  • Лабораторная работа “Определение качества питьевой воды” (приложение 1), стр. 41 (слайд 17).

Показатели качества воды:

Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.

Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).

Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.

Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.

Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.

Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

Оцените качество питьевой воды по перечисленным показателям, заполните таблицу и сделайте вывод о качестве воды.

Физкультминутка



6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Самостоятельная работа: рабочая тетрадь – № 4, задание 4; № 4, задание 5.

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?

Оцените свои достижения на уроке.

Оценочный лист (слайд 18):

    1. Определение правильной последовательности мытья посуды (№ 1, задание 4) – 1 балл.

    2. Задание на соответствие санитарно – гигиеническим требованиям – 1 балл.

    3. Определение правильной последовательности оказания первой помощи при порезах и ожогах (№ 2, задание 4) – 1 балл.

    4. Правила безопасного пользования – 1 балл.

    5. Активность на уроке – 1 балл.

8 этап. Домашнее задание.

Инвариативная часть. Параграфы 5-6, № 1, 2, задание 5, продукты для бутербродов: хлеб, сыр, колбаса, сливочное масло, фартук и косынка.

Вариативная часть.

Темы для сообщений:

  • “Богиня здоровья”,

  • “Витамины в жизни человека”,

  • “Вода – богатство планеты”,

  • “Анализ воды в домашних условиях”.

































ПОСУДА



КУХОННАЯ



СТОЛОВАЯ



ЧАЙНАЯ







ИНВЕНТАРЬ И

ПРИСПОСОБЛЕ –НИЯ





СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ



















Чтобы нам познакомиться с ними, я предлагаю вам посетить студию по чистоте и гигиене «Чистюля» и поработать в ней экспертами по санитарии и гигиене. Далее класс разбивается на три группы, каждой группе дается конверт с заданием.

В каждом конверте содержится по две карточки-требования:

Конверт № 1

  • «Требования к содержанию помещения и оборудования» (карточка № 1)

  • «Требования к лицам, приготавливающим пищу» (карточка № 2)

     Конверт № 2

  • «Требования к процессу приготовления пищи» (карточка № 1)

  • «Требования к хранению пищевых продуктов» (карточка № 2)

     Конверт № 3

  • «Правила безопасной работы с электрическими приборами» (карточка № 1)

  • «Правила безопасной работы с горячими жидкостями» (карточка № 2).

     Кроме карточек-требований, в конвертах, на отдельных карточках, находятся сами требования (например: «Нельзя использовать посуду с прогнувшимся дном», «Использовать можно только свежие продукты», «Готовить пищу следует только в сменной обуви» и т.д.) Каждое из требований, правил написано на отдельной карточке.

Задача каждой команды заключается в том, чтобы правильно сопоставить требования находящиеся на карточках с карточками-требованиями.

После того, как ученицы справятся с заданием, первая команда экспертов переходит на рабочее место второй команды экспертов, вторая команда экспертов переходит на рабочее место третьей команды экспертов, третья команда экспертов переходит на рабочее место первой команды экспертов. Перейдя на новое место, команды осуществляют взаимопроверку, после чего происходит обсуждение данных требований и ошибок, совершенных экспертами.



















Требования к помещению

кухни и столовой –



прежде всего  ЧИСТОТА.


- продукты питания, которые необходимо правильно хранить и перерабатывать


- плиты


- кухонная утварь, посуда


- приспособления и приборы 


- приготовление пищи не терпит грязи на руках.

 

 

Требования к лицам, приготовляющим пищу



Готовить пищу необходимо в специальной одежде.


Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом.
 


Требования к приготовлению пищи



До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.


Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.


Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.


Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.


 

Требования к хранению продуктов и готовых блюд


Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике.


 Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.


  

 Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.


Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивают в пищевую пленку.


Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему) Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.





Правила безопасного пользования


 Газовыми плитами


1.    До зажигания газа проветрить помещение.


2.    Правильно зажигать горелки – зажечь спичку, поднести ее к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные  зажигалки.


3.    Перед использованием духовки – проветрить ее.


4.    Не оставлять зажженную плиту без присмотра.


5.    По  окончании работы закрыть краны.

 




Электронагревательными приборами


1.    Перед работой проверить исправность соединительного шнура.


2.    Установить электроприбор на огнеупорную подставку.


3.    Подключить в сеть электроприбор только сухими руками.


4.    По окончании работы выключить электроприбор.

 



Горячей посудой и жидкостью
 

1.    Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края


2.    Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.


3.    Снимая крышку с горячей посуды, приподнять ее от себя.


4.    Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.


5.    На сковороду  с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивать жир.


6.    Снимая горячую посуду с плиты. Пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки. То сковородником – приспособлением для перемещения посуды.


7.    Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

 



























































 Ножом и приспособлениями

1.    Пользоваться правильными приемами работы ножом.

2.    Работать только хорошо заточенным ножом.

3.    Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперед, лезвием от себя.

4.    При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

 

Первая помощь при порезах

 

1.    Промыть рану струей кипяченой воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцово-кислого калия

2.    Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

3.    Наложить стерильную повязку.

4.    Если рана глубокая или сильно загрязненная, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлиннику.

 

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

 

1.    Погрузить обожженый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

2.    Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

3.    Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.

4.    Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, касаться обожженной поверхности руками, смазывать жиром или маслом.



Посуда для кухни и уход за ней. Столовая посуда.

 

Наборы посуды – 4-5 кастрюль, набор сковород, казан или гусятница с толстыми стенками, противни, формы для выпечки в духовом шкафу и спц посуда для приготовления в СВЧ печи.

Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, с антипригарным покрытием.

 

Инвентарь: 

         несколько разделочных досок (хлеб, овощи, мясо, рыба);

         набор столовых ножей;

         терку,

         скалку

         овощечистку

         пресс для чеснока

         кухонный набор – лопаточка, шумовка, половник

         весы 

         таймер

         фольгу или рукав для запекания. И др.

 

Для подачи готовых блюд используют фарфоровую или фаянсовую посуду – тарелки закусочные, пирожковые, десертные, Чайную посуду – чашки, блюдца, заварочный чайник,  молочник и др.

 

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки.

 

Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. Пригоревшую пищу надо отмывать, а не соскабливать.

 

Последовательность мытья посуды:

 

1.     Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.

2.    Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т.д.

3.    Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.

4.     Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щетки, ершика, и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье. Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств, следует ознакомиться со способом их применения.

5.    Вначале необходимо вымыть менее загрязненную чайную посуду, затем столовую и кухонную

6.    Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости, меняя воду.

7.    Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.

 

Уход за поверхностью стен и пола проводят с использованием чистящих и моющих средств, после чего промыть и вытереть сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой.

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!