Тема урока. Соединение тонколистового металла с помощью заклепок и фальцевого шва.
Цель урока: формирование приёмов выполнения заклепочного соединения.
а) предметные: уметь выполнять разметку, сверление, соединение деталей из тонколистового металла заклепками;
б) личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и аргументировать свою точку зрения;
в) метапредметные: уметь обрабатывать информацию, выбирать рациональные способы решения технических задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
- обеспечить осознанное усвоение последовательности выполнения заклепочного соединения деталей из тонколистового металла;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу,
выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить
аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, ставить и разрешать проблемы во время урока);
- развивать двигательную сноровку, соразмерность движений с конструкционными свойствами обрабатываемого материала;
- прививать соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- познакомить с профессией слесаря-сборщика.
Тип урока. Урок введения нового знания.
Объект труда. Совочек для сыпучих материалов.
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Соединение заклепками»;
- верстаки слесарные, станок сверлильный, очки защитные, линейки, чертилки, кернеры, молотки, наборы для клепки.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Выявление проблемы. - Что изготовляли на прошлом уроке? (Совочек). - Где он применяется? – Что предстоит сделать сегодня? (Соединить корпус совка и ручку). - Сможете самостоятельно выполнить это? - Сформулируйте проблему, которую вам предстоит решить? (Соединить корпус совка и ручку). - Где будете использовать совочек? | Подготовка класса к работе. Положительный эмоциональный настрой на урок. Выдвижение предложений по теме беседы. Проблема: соединить корпус и ручку совка. | Личностные: мотивация, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные: помощь учителю в самоорганизации. Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний. |
2 | Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний, необходимых для изготовления изделия. Проверим, а что мы уже знаем и умеем делать по этой проблеме? Открыть стр. 94, ответим на вопросы. - Какую ответственную технологическую операцию выполняли на прошлом уроке? - На чем? - Что такое сверлильный станок? (Ответы на вопросы в учебнике, стр. 94, 1, 3) - Что является рабочим органом у сверлильного станка? Предлагается назвать варианты решения проблемы. 1. Соединение на клею 2. Соединение на винтах 3. Соединение на заклепках 4. Соединение фальцевым швом. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Актуализация имевшихся ранее знаний. Ответы на вопросы учителя и (1, 3), учебник, Высказывание различных вариантов решения данной проблемы. 1. Соединение на клею 2. Соединение на винтах и гайках 3. Соединение на заклепках 4. Соединение фальцевым швом | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
3 | Постановка учебной задачи | Создает проблемную ситуацию. Предложить наиболее доступный и надёжный способ соединения деталей изделия. Соединение заклепками. Назовите тему урока. Соединение деталей из тонколистового металла заклепками. Сформулируйте цель. Соединить корпус и ручку совочка. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Самостоятельное определение темы и цели урока. Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала. Осмысление темы нового материала и основных приёмов выполнения соединения деталей из тонколистового металла. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: выделение проблемы, самостоятельное формулирование познавательной цели, темы урока. |
4 | Ввод нового материала. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (определение задач) Предложить последовательность выполнения соединения. 1. Работа с учебником, 2. Работа с презентацией. - Назовите элементы заклепки. - Назовите последовательность выполнения соединения заклепкой. - Какие приспособления изображены на слайде? С какой целью они применяются? - Где применяются заклепочные соединения? - Почему на слайде изображен нож? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Составление технологической карты (последовательности операций) изготовления изделия. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе решения. |
5 | Первичное закрепление | Устанавливает осознанность ситуации. Предлагается: - Какую наиболее опасную технологическую операцию сегодня будете выполнять? - Изучить правила безопасной работы при выполнении соединения (сверлениеА теперь сможем самостоятельно выполнить соединение заклепкой и сделать первый шаг по достижению цели? Кстати, напомните цель урока. - Демонстрация учеником последовательности и приёмов выполнения соединения заклепками (выполняет в паре). - Фиксация ошибок в работе | Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Работа со слайдами по правилам безопасной работы. Тренировочные упражнения по выполнению соединения заклепками. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов соединения деталей из металла. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6 | Применение нового знания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. Практическая работа, учебник Предлагается: - повторить инструкцию по выполнению соединения заклепками (с. 95, рис. 90); - разметить заготовки для соединения; - накернить центры отверстий для заклепки; - просверлить отверстия в деталях; - выполнить первое заклепочное соединение; - просверлить второе отверстие в корпусе совка по отверстию в ручке; - выполнить второе заклепочное соединение; - придать изделию товарный вид. Работа в парах. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Демонстрация образца. Выполнение практической работы в соответствии с инструкцией в учебнике. Распределение обязанностей в парах. Разметка деталей изделия. Сверление деталей соединения. Подгонка деталей изделия. Выполнение заклепочного соединения. Контроль качества изделия по эталону (образцу). | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение, формирование умения работать в парах, группах, применение на практике полученных знаний и последующий контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения технических задач. |
7 | Включение в систему знаний. Рефлексия деятельности. Итог урока | Организует рефлексию. 1. Ответить на вопросы (5-9) в учебнике 2. Оценить свою работу, используя лист самооценки. 3. Установить объективность самооценки напарника Сделайте вывод (по цели урока). Определите цели дальнейшей деятельности: сделать ручку совочка наиболее эстетичной. (Подумайте над этой проблемой) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 1. Ответы на вопросы. 2. Оценка своей работы в соответствии с критериями листа самооценки. 3. Оценка правильности самооценки напарника. Делают вывод (по цели урока): освоили соединение деталей из тонколистового металла заклепками. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: оценка и самооценка учебной деятельности. |
8 | Информация о домашнем задании | Комментирует домашнее задание. 1. Выявить соединение заклепками у предметов, применяемых в быту, и объяснить рациональность их применения. 2. Определить отличия заводских заклепочных соединений от тех, которые вы выполнили. | Записывают домашнее задание в дневник. | |
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда, 2013
Есенкова Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88с.
Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – № 12/2011.– С. 12-18
Симоненко В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
Симоненко В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 148 с.