СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Температура воздуха"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере;
  • Познакомить учащихся с температурой воздуха, ее особенностями, изменением за различные промежутки времени;
  • Научить объяснять причины изменения температуры воздуха;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Температура воздуха"»

Тема: Температура воздуха.

Цель урока:

  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере;

  • Познакомить учащихся с температурой воздуха, ее особенностями, изменением за различные промежутки времени;

  • Научить объяснять причины изменения температуры воздуха;

  • Развивать умения работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), составление и анализ графиков хода температуры; отработка умений и навыков выявления причин изменения годового и суточного хода температуры воздуха;

Тип урока: изучение нового материала

Методы ведения урока: беседа, составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, частично-поисковый, исследовательский.

Формы: индивидуальная, групповая

Термины и понятия: Температура воздуха, амплитуда, средняя суточная температура; максимальная и минимальная температура.

Оборудование: учебник, термометр уличный, физическая карта полушарий, атласы.


Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

- Прежде чем приступить к новой теме, необходимо вспомнить ранее изученный материал по теме «Атмосфера», который поможет лучше усвоить новый материал.


Цель: закрепить ранее изученный материал по теме «Атмосфера»

Взаимная проверка д/з

Ответить на данное утверждение

да

нет

1.Воздушный слой, окружающий земной шар со всех сторон называется атмосфера.


2 Воздух имеет определенный цвет (белый ,черный ,красный и тд.)


3. Воздух не является однородным веществом, это-смесь различных газов .


4. Самый нижний слой атмосферы – это стратосфера.


5. В верхних слоях атмосферы до высоты 80-90 км. температура воздуха понижается, а затем повышается (1000-2000◦С).



IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин)

Цель: Создание у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, проблемной ситуации, вызвать интерес, раскрыть практическую роль знаний.

Учащиеся слушают отрывок из книги С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» о том, как глупый Тролль замерз.

«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. Одно только плохо - печки в доме нет. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

Проблемный вопрос: Ребята, так почему замёрз Тролль? (предположительные ответы учащихся наводящие на тему урока).

Определение темы и целей урока.

Тема урока: Температура воздуха.

Давайте сформулируем цель нашего урока:

-Узнать…… (как нагревается воздух, прибор для измерения температуры, вычисление среднесуточной, среднемесячной, среднегодовой амплитуды)

- Чтобы достичь конечного результата должны на уроке узнать всё о температуре воздуха.

Обратите внимание на партах лежат: технологические карты на каждого, в ней прогностическая карта, которая состоит из 4 секторов, в каждом секторе есть темы.

Отметьте: «+» если вы уверены, что знаете все по данной теме; «-» если ничего не знаете, «?» сомневаетесь. К этой карте мы вернемся в конце урока.


Отметить «+» все знаем, «-» не знаю, «?»- сомневаюсь

1. Как нагревается воздух?

2. Какой прибор для измерения температуры?

Особенности измерения.

3. Как измеряется среднесуточная, среднемесячная, многолетняя температура ?

4. Как решить задачи на определение температуры воздуха ?


V. Изучение нового материала.

Цель: формирование восприятия нового материала посредствам практической работы; осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала

Сформировать понятие температура воздуха.

Скажите температура в разных уголках Земли одинаковая или разная? почему?

Вот сегодня мы попытаемся узнать все о температуре, о ее изменении.

У каждой группы на парте лежать карточки с заданиями, в течении 5 минут каждая группа выполняет задания. В результате вы должны решить 5 заданий.

Задание 1

А) Давайте вспомним как изменяется температура в тропосфере с высотой?

Каждый 1000 м (1км.) понижается на 60С

Б) Прочитайте стр. 107 пункт 1.; стр. 110 пункт 8

Дополнить предложение: Главный источник тепла на Земле – Солнце.

В) Прочитать текст. Из выделенных слов построить логическую цепочку «Зависимость температуры воздуха от формы Земли»

Солнце - это основной источник тепловой энергии, поступающей на Землю. Солнечные лучи достигают земной поверхности под разным углом, поэтому на разных широтах до поверхности Земли доходит неодинаковое количество тепла, тем самым земная поверхность нагревается по-разному. В связи с тем, что Земля имеет шарообразную форму, температура в разных уголках Земли будет различная: на экваторе будет самая высокая, так как, солнечные лучи будут падать под прямым углом, а температура на полюсах будет самая низкая, так как солнечные лучи будут скользить по земной поверхности.

Шарообразность Земли

Различный угол падения солнечных лучей



2

Различное нагревание поверхности



3

Различная температура

воздуха





4





Задание №2.

Прочитать стр. 107 пункт 2.

А) Ответить на вопросы и записать в тетрадь. Каким прибором измеряют температуру воздуха? Единица измерения температуры воздуха?

Б) На каком термометре показана положительная температура, на каком отрицательная? Почему вы так думаете?

В) Как устанавливают термометр и почему?

Задание №3

Характеристики погоды, атмосферные явления

t воздуха, °C

Ночь

Ясно

+14

Утро

Ясно

+8

День

Ясно

+24

Вечер

Ясно

0



А) Стр.107 пункт 3

Б) Почему самая низкая температура в течении суток

приходится не на середину ночи, а на время перед

восходом Солнца? (Ночью, когда солнечное тепло не

поступает, поверхность Земли постепенно охлаждается,

охлаждая и нижние слои воздуха)

В) Что называют суточной амплитудой температуры?

(разность между самой высокой и самой низкой

температурой воздуха)

Г) Вычислить суточную амплитуду. 10-(-8) = 18С

Д) Почему значения амплитуды температуры воздуха над

сушей и водой сильно отличаются? (Поверхность суши

нагревается в 2 раза быстрее, чем водная поверхность.)


Задание №4.

А) Прочитать стр. 108-109 пункт 4-5

Б) Сформулировать определение среднесуточной температуры.

В) Определить среднесуточную температуру:

+150 С, +100 С, -100 С, +50 С = 200 Сср. = 20/4 = +50С

Г) Сформулировать определение среднемесячной температуры.


Задание №5.

А) Прочитать стр. 109-110 пункт 6-7

Б) Сформулировать определение средней многолетней температуры.

В) Сформулировать определение средней годовой амплитуды колебания температуры воздуха?

Разность между средней температурой самого теплого месяца в году и самого холодного называют средней годовой амплитудой колебания температуры воздуха.

Г) используя рис. 72 на стр.110, определите среднюю годовую амплитуду температур. 18-(-9)=90С


Задание №6. (общее)

Решение задач на определения температуры воздуха.

1.Чему равна температура на высоте 4 км, если у поверхности Земли она составляет +240С?

Решение: 4*6=-24, 24-24 = 00 С

2.Температура воздуха у подножия горы 22°С. На вершине горы -260С. Чему равна высота горы?

Решение: 22-(-26)=48, 48/6=8км. или 8000м.

3. На высоте 8 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности земли? 

Решение: 8*6=48, -18+48= 300С


  1. Закрепление изученного.

Цель: Выявление уровня усвоения учащимися знаний.


VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

Вернемся к нашей прогностической карте.

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности.

Возвращаемся к технологической карте.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ 27 пересказ, выполнить задания 3-5 на стр. 111 письменно в тетради.





«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. Одно только плохо - печки в доме нет. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. Одно только плохо - печки в доме нет. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. Одно только плохо - печки в доме нет. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. Одно только плохо - печки в доме нет. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. Одно только плохо - печки в доме нет. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".



Задание 1

Прочитать на стр. 107 пункт 1.; стр. 110 пункт8

Дополнить предложение: Главный источник тепла на Земле -…………………….

Как изменяется температура в тропосфере с высотой?

Прочитать текст. Из выделенных слов построить логическую цепочку «Зависимость температуры воздуха от формы Земли»

Солнце - это основной источник тепловой энергии, поступающей на Землю. Солнечные лучи достигают земной поверхности под разным углом, поэтому на разных широтах до поверхности Земли доходит неодинаковое количество тепла, тем самым земная поверхность нагревается по-разному. В связи с тем, что Земля имеет шарообразную форму, температура в разных уголках Земли будет различная: на экваторе будет самая высокая, так как солнечные лучи будут падать под прямым углом, а температура на полюсах будет самая низкая, так как солнечные лучи будут скользить по земной поверхности .

Задание №2.

Прочитать стр. 107 пункт 2. Ответить на вопросы и записать в тетрадь.

А) Каким прибором измеряют температуру воздуха? Единица измерения температуры воздуха?

Б) Как устанавливают термометр и почему?

В) На каком термометре показана положительная температура, на каком отрицательная?

Почему вы так думаете?

Задание №3

Прочитать стр.107 пункт 3

Характеристики погоды, атмосферные явления

t воздуха, °C

Ночь

Ясно

+14

Утро

Ясно

+8

День

Ясно

+24

Вечер

Ясно

0

Почему самая низкая температура в течении суток приходится не на середину ночи, а на время перед восходом Солнца

Что называют суточной амплитудой температуры

Вычислить суточную амплитуду.

Почему значения амплитуды температуры воздуха над сушей и водой сильно отличаются

Задание №4.

Прочитать стр. 108-109 пункт 4-5

Сформулировать определение среднесуточной амплитуды:

Определить среднесуточную амплитуду: +150С, +100С, -100С, +50С

Сформулировать определение среднемесячной амплитуды:

Сформулировать определение средней годовой амплитуды колебания температуры воздуха :

Задание №5

А) Прочитать стр. 109-110 пункт 6-7

Б) Сформулировать определение средней многолетней температуры.

В) Сформулировать определение средней годовой амплитуды колебания температуры воздуха?

Г) используя рис. 72 на стр.110, определите среднюю годовую амплитуду температур.


Ф.И. _______________________________________


Технологическая карта урока

Тема урока: _________________________________________________

I. Отметить: «+» все знаю, «-» не знаю, «?»- сомневаюсь


1.Как нагревается воздух?

2.Какой прибор для измерения температуры?

Особенности измерения

3.Как измеряется среднесуточная, среднемесячная, многолетняя температура?

4.Как решить задачи на определение температуры воздуха?


Задание 1

Главный источник тепла на Земле –…………………….

Как изменяется температура в тропосфере с высотой? _______________________________

Из представленных выражений построить логическую цепочку «Зависимость температуры воздуха от формы Земли» прочитав дополнительную информацию.



















4





Задание №2.

Прибор для измерения температуры –____________________________

Единица измерения –________________________________

Термометр устанавливают_________________________________________________________________________

В

А

______ - термометр с отрицательной температурой



______- термометр с положительной температурой





Задание №3

А) ___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

В) Суточная амплитуда температуры _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Г) Решение ______________________________________________________ Ответ _____________

Д) Почему значения амплитуды температуры воздуха над сушей и водой сильно отличаются?

Характеристики погоды, атмосферные явления

t воздуха,

 °C




Ночь

Ясно

+14

Утро

Ясно

+8

День

Ясно

+24

Вечер

Ясно

0

















Задание №4.

Среднесуточная температура -______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


Определить среднесуточную температуру: +150 С, +100 С, -100 С, +50 С. Ответ: __________________________


Среднемесячная температура - ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


Средняя годовая температура- ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


Задание 5.

Средняя многолетняя температура - _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

Средняя годовая амплитуда температур - __________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

Годовая амплитуда температур для г. Москва _______________________________________________



Задание 6. Решение задач на определения температуры воздуха.

1 км ↓ - 6ºС



1.Чему равна температура на высоте 4 км, если у поверхности Земли она составляет +24ºС?

Дано:



Решение

Найти:



2. Температура воздуха у подножия горы 22°С. На вершине горы -260С. Чему равна высота горы?

Дано:



Решение

Найти:



3. На высоте 8 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности? 

Дано:



Решение

Найти:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!