1. Организационный этап | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Карина Юрьевна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Садитесь. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. -Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Личностные: правильная посадка за партой. |
2. Актуализация знаний. Целеполагание. | Речевая разминка. Проворонила ворона вороненка. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. – Прочитайте чистоговорки про себя. А теперь читаем вслух: сначала медленно, а затем быстро Какую чистоговорку нужно прочитать грустно, а какую весело? – Прочитайте чистоговорки с нужной интонацией. -Молодцы! Давайте проведем викторину «Узнай сказку!». 1. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Из какой сказки отрывок? Что было дальше? Чему учит сказка? Какой народ написал сказку? 2. — Почистить два таза? — рассердилась белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой. Из какой сказки отрывок? Почему белочка рассердилась? Чему учит сказка? Какой народ написал сказку? 3. Давным-давно жили-были два очень ленивых человека. Однажды отправились они в лес. В лесу росла яблоня, плоды которой были очень вкусными. Из какой сказки отрывок? Наелись герои яблочками? Почему? Чему учит сказка? Какой народ написал сказку? Работа с выставкой книг. Ребята, внимательно посмотрите на слайд. Что объединяет все эти книги? Найдите на выставке лишнюю книгу. Объясните свой выбор. - Как вы думаете, как мы можем назвать эту выставку? Сегодня мы прочитаем еще одну сказку. Чтобы узнать, какую, отгадайте загадки. -А теперь послушайте загадки. Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком? У кого четыре лапки, Голова, короткий хвост, Панцирь сверху в виде шапки? Кто ответит на вопрос?.. – О ком загадки? Как догадались? Кто же догадался, как называется сказка? Откройте стр. 77, прочитайте. Что написано под сказкой? -Какая тема нашего урока? -Какие задачи поставим перед собой? | Слушают учителя, произносят скороговорки. -1 нужно читать грустно, так как ворона потеряла своего детеныша. -2 прочитаем весело -лиса, заяц и петух -лиса попросилась к зайцу погреться, да и выгнала его. -«Лиса, заяц и петух» учит тому, что нужно иметь совесть, не бояться ради друга лезть даже в битву с более сильным. -русский народ -Три сестры (Татарская сказка) -потому что дочь отказалась идти к матери из-за всего 2 тазов. -что нет ничего важнее наших родителей. -татарский народ -два лентяя -нет, они пошли голодными домой, потому что им даже жевать лень. -что ничего просто так тебе не достанется, если ты не приложишь усилий -татарский народ -они написаны народом -лиса, заяц и петух -она русская народная, а остальные татарские народные -народные сказки, сказки разных народов (Заяц) (Черепаха) -Заяц и черепаха. По описанию. .Ингушская народная сказка. -Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха» -Познакомиться с ингушской народной сказкой, выяснить главную мысль, научиться выразительно читать. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение строить речевое высказывание. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения | -Ребята, Российская Федерация – многонациональная страна. На её территории проживает более 150 народов, и у каждого из них своя история, культура, фольклор. Сказки народов России интересны тем, что в них отражены национальные особенности. Читая эти сказки, вы знакомитесь с традициями народов, живущих в России. Ингуши́ — народ, проживающий на Северном Кавказе Российской Федерации. Это очень добрый, открытый, душевный народ. Уважение собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные принципы национальной культуры ингушей. | (смотрят на слайд) | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение строить речевое высказывание. |
8. Первичное восприятие. 9. Проверка первичного восприятия. 10. Словарная работа. Повторное чтение. Анализ произведения. ) | -Я расскажу сказку, а вы внимательно послушайте - Какое впечатление на вас произвела сказка? - Объясните значение слова ПОТЕШАТЬСЯ. У слова потешаться два значения: 1) подшучивать, 2) насмехаться. В каком значении оно употребляется в сказке, мы сможем узнать, перечитав ее. - Как вы понимаете выражение: «тронулась в путь»? -А теперь ребята, мы будем читать по цепочке, поэтому следите внимательно. Я могу остановить, и продолжит другой ученик. - О чем поспорили черепаха и заяц? - Почему заяц был уверен, что обгонит черепаху? - Что он делал, пока черепаха шла? -Почему он так поступил? Как называется такая черта характера? - Как вы понимаете, что означает слово «потешался»? Как он насмехался? Найдите и прочитайте. - Почему черепаха обогнала зайца? Как называется такая черта характера? Создайте словесный рисунок заключительной части сказки «Заяц и черепаха». - Опишите место действия. - Как должен выглядеть заяц, каким вы его изобразите: удивленным, оторопелым, сердитым, радостным? -А как должна выглядеть черепаха? В каких словах выражена главная мысль сказки? Как вы это понимаете? | Слушают -ответы детей Издеваться, смеяться -пошла -кто быстрее лесную поляну обежит. -потому что черепаха медленная, а заяц шустрый, быстрый. -лежал под кустом и посмеивался. -потому что он был слишком уверенным в себе, переоценил себя. -самоуверенный -насмехался, издевался. «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню» -потому что пока заяц смеялся над черепахой, она упорно двигалась к цели. -упорство -поляна -удивленным, оторопелым -молчаливой, мудрой, но радостной внутри. -лежа на месте и от черепахи можно отстать. -самонадеянность и хвастовство к добру не приведут. Упорство и терпение всегда вознаграждаются Если ничего не делать и не прикладывать усилий, то у тебя ничего не получится. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя; Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, |
10. Обобщение (вторичный синтез) | В этой сказке не случайно главными героями стали заяц и черепаха. У многих народов черепаха является воплощением мудрости, она всё делает не спеша, хорошенько подумав. - Найдите в тексте слова, которые говорят о действиях черепахи и о действиях зайца. - Выберите качества, характеризующие черепаху и зайца: упорство, лень, самонадеянность, терпеливость, настойчивость, хвастовство, мудрость, легкомыслие - Расскажите, что вы узнали о черепахе, а о зайце? К кому из героев вы испытываете симпатию? -Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте все пословицы. Поспешишь, людей насмешишь. Не спеши языком, торопись делом. Без труда не вынешь рыбку из пруда. - Объясните их смысл. – Какая из них больше всего подходит к прочитанной сказке? - А в жизни бывают случаи, похожие на эту сказку? В чём можно кого-то обогнать? -Молодцы. Выразительное чтение отрывков по картинке. Рассмотрите картинку. Найдите отрывок из сказки. Выразительно прочитайте. | . -черепаха - пустилась, медленно, двигалась, пришла к цели -заяц лежит под кустом, посмеивается. смеётся,потешался, кинулся за нею Черепаха: упорство, терпеливость, настойчивость, мудрость Заяц: лень, самонадеянность, хвастовство, легкомыслие Ответы детей Ответы детей -если ты будешь спешить, то допустишь ошибку и этим насмешишь людей. -нужно меньше говорить и больше делать. -если не приложить усилий, то ты ничего не получишь. -Не спеши языком, поспеши делом -да - Например: можно обогнать кого-то в учебе, то есть учиться лучше другого. - Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом и посмеивается: «Спеши, спеши черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он потешался, черепаха-хоть и тихо шла-оказалась у цели. | Познавательные: - осуществлять анализ; - освоение приёмов поиска нужной информации; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |
11. Итог урока, рефлексия | - Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились? -Какое это произведение? Какого народа? -верно! - Молодцы. Ребята, если вы хорошо работали на уроке и у вас не было никаких затруднений, то поднимите большой пальчик вверх, если у вас были небольшие затруднения, то в сторону, а если ничего не получилось, то вниз. | -Заяц и черепаха. -народное -ингушского народа. | Регулятивные: умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности. |