СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Закон Архимеда", " Плавание тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект можно использовать на уроке физика по теме "Архимедова сила"

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Закон Архимеда", " Плавание тел"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ТОМИЧИ ФИЛИАЛ УСПЕНОВСКИЙ



Предмет физика





Тема работы: «Архимедова сила. Плавание тел»





Подготовил:


Кушнарёв Евгений Алексеевич

Обучающийся 9 кл.

МОАУ СОШ с. Томичи филиал Успеновский

Ул. Школьная 1

Ул. Школьная 20

89245830843

Нет

Руководитель:

Шульга Ирина Александровна

Учитель

МОАУ СОШ с. Томичи филиал Успеновский

Ул. Школьная 1

89246816796

[email protected]










с.Успеновка,2021


Содержание:

1. Введение……………………………………………………………… стр.3

2.Циклограмма проектно-исследовательской работы ……………….стр. 3

Основная часть:

1) Теоретическая часть

3. Историческая справка о Архимеде ………………………………….стр.4

4. Открытие Архимедом выталкивающей силы……………………….стр.4 5. Условие плавания тел…………………………………………………стр.5

2) Практическая часть

6. Опыт №1.«Три тела из разного вещества»…………………………..стр.5

7. Опыт№2 . «Яйцо в воде»……………………………………………....стр.6

8. Опыт №3: « Опыт с картофелиной»…………………………………..стр.6

9.Опыт №4 Как «утопить» картофель?.....................................................стр.7

10.Определение силы Архимеда…………………………………………стр.8

11.Заключение…………………………………………………………… стр.10 12. Литература…………………………………………………………….стр.11





























Введение.

Посмотрите внимательно на фотографию. На суше гусь производит впечатление малоподвижной, неуклюжей птицы. «На красных лапках гусь тяжелый…» - так писал А.С.Пушкин, применяя очень выразительное слово «тяжелый» для характеристики птицы. Но вот гусь вошел в воду и поплыл… теперь, мы видим уже легкую грациозную птицу, движущуюся быстро и свободно.

Возникает много вопросов ПОЧЕМУ?

- Почему не тонет гусь?

- Почему маленький камень, брошенный в воду, тонет, а огромное бревно плавает на поверхности?

- Почему свежее яйцо тонет в пресной воде, а плавает в солёной воде?

- Почему масло, образует пленку на поверхности воды?

- Почему говорят, что учиться плавать лучше на море?

- Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе?

- Почему водоплавающие птицы мало погружаются в воду?

На эти и многие другие вопросы я попытаюсь ответить при реализации своей работы.

Цель:

·  проверить на опытах выполнение закона Архимеда.

·  определить условия плавание тел (проверить практически)

Задачи:

- подобрать и изучить литературу

- вспомнить историю открытия закона Архимеда.

- вывести условие плавания тел.

- провести опыты, доказывающие гидростатическую силу

Предмет исследования:физика.

Объект исследования:«Закон Архимеда». «Условие плавание тел».

Методы исследования: 1) Теоретический.

2) Практический.

продукт:

·  проекно-исследовательская работа;

·  презентация (учебное пособие для проведения уроков физики в 7 классе).

Необходимое оборудование: лабораторное оборудование (мензурка, 3-4 тела, таблица плот­ностей, 2-3 сосуда с разными жидкостями: вода (пресная, солёная), масло растительное).

Циклограмма проектно-исследовательской работы

Проектно - исследовательская работа «Архимедова сила. Плавание тел».

Сентябрь- октябрь

1.Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы).

Октябрь

2.Составление развёрнутого плана работы.

Декабрь, Январь

4.Проведение исследований.Подготовка чистого варианта составления.

Февраль

5.Подготовка выступления и электронной презентации на школьную конференцию.

Моря и Пустыни. Земля и Луна.

И снега лавины…

Природа сложна, но Природа одна.

Законы Природы едины.

Вот плот и корабль,

Поплавок рыбака-

Плывут как по небу

Плывут облака.

Но камень в воде не плывёт как бревно,

И камнем бревно не уходит на дно.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

Историческая справка.В еликий математик и физик древности Архимед ( 287 - 212 гг до н. э.) родился в городе Сиракузы в Сицилии. Некоторое время учился в Египте, в Александрии. Большую часть жизни провёл в родном городе Сиракузы. Где и был убит при захвате города воинами Марцелла во время Второй Пунической войны.

Несомненно, Архимед — самый гениальный учёный Древней Греции. Он сделал замечательные открытия в механике, хорошо знал астрономию, оптику, гидравлику и был поистине легендарной личностью. Сын астронома Фидия, написавшего сочинение о диаметрах Солнца и Луны. Он был приближён ко двору царя Гиерона II.

Открытие Архимедом выталкивающей силы

Хорошо известна легенда о жертвенном венце Гиерона. Архимеду поручили проверить честность ювелира и определить, сделан венец из чистого золота или с примесями других металлов и нет ли внутри него пустот. Однажды, размышляя об этом, Архимед погрузился в ванну, и заметил, что вытесненная его телом вода пролилась через край. Гениального учёного тут же осенила яркая идея, и с криком “Эврика, эврика!” он, как был нагой, бросился проводить эксперимент. Идея Архимеда очень проста. Тело, погружённое в воду, вытесняет столько жидкости, каков объём самого тела. Поместив венец в цилиндрический сосуд с водой, можно определить, какое количество жидкости он вытеснит, т. е. узнать его объём. А, зная объём и взвесив венец, легко вычислить удельную массу. Это и даст возможность установить истину: ведь золото — очень тяжёлый металл, а более лёгкие примеси, и тем более пустоты, уменьшают удельную массу изделия, но Архимед на этом не остановился. В труде “О плавающих телах” он сформулировал закон, который гласит: “Тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, каков вес вытесненной жидкости” . Закон Архимеда является (наряду с другими, позже открытыми фактами) основой гидравлики — науки, изучающей законы движения и равновесия жидкостей. Зависимость давления в жидкости или газе от глубины погружения тела приводит к появлению выталкивающей силы или иначе силы Архимеда, действующей на любое тело, погруженное в жидкость или газ. Таким образом, лодка плавает, а заполненный тёплым воздухом шар поднимается вверх.

Формулировка закона Архимеда:на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу того количества жидкости или газа, которое вытеснено погруженной частью тела.

FA = ржg VТ, рж– плотность жидкости,g – ускорение свободного движения,VТ – объём тела.

Условие плавания тел

На законе Архимеда основана теория плавания тел в жидкостях и газах. Открытие основного закона гидростатики – одно из крупнейших завоеваний античной науки. Этот закон гласит, что на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной этим телом.

На твердое тело, погруженное в жидкость, действуют архимедова сила FA и сила тяжести mg. В зависимости от соотношения сил mg и FA тело может тонуть, плавать и всплывать.

1.а)если mg FA, тело тонет; б)тело тонет, если рт    рж;

2.а)если mg = FA, то тело плавает внутри жидкости или на ее поверхности; б)тело плавает на поверхности, если рж =  рт;

3.а)если mgA, то тело всплывает до тех пор, пока архимедова сила и сила тяжести не сравняются по модулю, б) тело всплывает, если рт рж.

Практическая часть

Опыт №1.«Три тела из разного вещества» (Приложение I фото1, 2)

Я взял три шарика одинаковой величины. Один стальной, другой из парафина, третий из пробки. Взял баночку, налил в нее воды примерно до половины. Опустил туда все три шарика. Стальной шарик утонул, упал на дно: сталь ведь тяжелее воды. А парафиновый и пробочный плавали на поверхности. Затем в баночку долил раститель­ное масло. Масло легче воды и расположится сверху. Поверхность раздела будет хорошо видна. И на этой поверхности окажется шарик из парафина. Нижняя часть его будет в воде, верхняя — в масле. Пробковый находится на поверхности масла. Три шарика занимают три разных «этажа».

Объяснение: Парафиновый шарик не всплывет на самый верх потому, что парафин хотя и легче воды, но тяжелее масла. А вот пробковый шарик и в масле плавает.



Опыт№2 . «Яйцо в воде» (Приложение I, фото3,4,5)

Выяснить поведение яйца в зависимости от плотности воды, сравнение силы тяжести и выталкивающей силы при различных положениях яйца в жидкости

Цель работы:

  • Исследовать поведение сырого яйца в жидкостях разной плотности.

  • Доказать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости.

Ход работы :

1.Взять сырое яйцо и жидкости разной плотности:

  • чистая вода,

  • насыщенный, соленый раствор,

2.Определить силу тяжести, действующую на яйцо в воздухе и в жидкостях разной плотности поочередно.

Результаты исследований:

  • Результирующая сила, действующая на яйцо в воздухе, оказалась больше, чем в жидкости.

  • Результирующая сила, действующая на яйцо в жидкостях разной плотности, оказалась разной

(чем больше плотность жидкости, тем результирующая сила меньше)

Я взял две литровые стеклянные банки и одну из них наполнил чистой водой. Опустил в нее сырое яйцо. Оно утонуло, пошло ко дну. Во вторую банку налил крепкого раствора поварен­ной соли. На пол-литра воды достаточно двух столовых ложек соли, чтобы яйцо плавало.Мне удалось получить такой раствор, в котором яйцо не всплывало на поверхность, но и ко дну не пошло. Оно держится посреди раствора, как подвешенное.

Объяснение: В первом случае плотность яйца больше плотности воды и поэтому яйцо утонуло. Во втором случае плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо плавает на поверхности. В третьем случае плотности почти одинаковы, поэтому яйцо находится внутри жидкости.

Опыт №3: « Опыт с картофелиной»

Вырезать небольшой шарик из мякоти сырой картофелины. Подливайте в воду понемногу насыщенного раствора чистой поваренной соли и слегка перемешивайте. Добейтесь сначала того, чтобы шарик держался в равновесии в середине стакана или пробирки, а затем того, чтобы он всплыл к поверхности воды.

Цель работы:

  • Исследовать поведение картофеля в жидкостях разной плотности.

  • Доказать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости.

Ход работы :

1.Взять картофель и жидкости разной плотности.

  • чистая вода,

  • насыщенный, соленый раствор,

2.Определить силу тяжести, действующую в жидкостях разной плотности.

Результаты исследования:

  • Результирующая сила, действующая на картофель в воздухе, оказалась больше, чем в жидкости.

  • Результирующая сила, действующая на картофель в жидкостях разной плотности, оказалась разной

(чем больше плотность жидкости, тем результирующая сила меньше)

Вывод

На эксперименте показано, что выталкивающая сила зависит от объёма тела и плотности жидкости. Результирующая сила, которая определяет поведение тела в жидкости, зависит от массы, объёма тела и плотности жидкости.
Примечание. Предлагаемый опыт является вариантом известного опыта с куриным яйцом и имеет перед последним опытом ряд преимуществ (не требует наличия свежеснесенного куриного яйца, наличия большого высокого сосуда и большого количества соли).

Опыт №4 Как «утопить» картофель?

Цель работы:

·  Исследовать поведение картофеля в жидкостях разного рода.

·  Доказать, что значение выталкивающей силы зависит от плотности жидкости.

Ход работы :

1.Взять одну картофелину и жидкости разного рода:

·  вода чистая,

·  вода, насыщенная солью,

·  подсолнечное масло,

2.Определить силу тяжести, действующую на картофелину в воздухе и в жидкостях разного рода поочередно.

Результаты исследований:

·  Сила тяжести, действующая на картофель в воздухе оказалась больше, чем в жидкости.

·  Сила тяжести, действующая на картофель в жидкостях разного рода оказалась разной (чем больше плотность жидкости, тем сила тяжести меньше)

Название жидкости

Плотность жидкости, кг/м3

Сила тяжести, действующая на тело в воздухе, Н

Сила тяжести, действующая на тело в жидкости, Н

Значение выталкивающей силы, Н

Подсолнечное масло

926

0,4 Н

0,23Н

0,17Н

Чистая вода

1000

0,4Н

0,18Н

0,22Н

Соленая вода

1030

0,4Н

0,10Н

0,30Н





Выводы:

·  На картофель, опущенный в жидкость, кроме силы тяжести действует выталкивающая сила и поэтому значение силы тяжести, действующей на тело в жидкости становится меньше.

  Значение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость зависит от рода жидкости, т. е. от ее плотности. (Чтобы утопить картофель, необходимо опустить его в жидкость меньшей плотности)

Общий вывод: 1.тело тонет, если Fтяж. FА или pтpж

2.тело плавает, если Fтяж. = FА или pт=pж

3.тело всплывает, если Fтяж.

Определение силы Архимеда. (Приложение I, фото6,7,8)

Я рассчитывал выталкивающую силу двумя способами: пользуясь расчётной формулой и динамометром.

1 способ.

Определение силы Архимеда, пользуясь расчётной формулой : Fа = g ρжVт

Взял два испытуемых тела: одно правильной форы, другое – неправильной. Объём тела неправильной формы я определил с помощью мерного сосуда. А объём тела правильной формы, пользуясь формулой объёма прямоугольного параллелепипеда. Тела погружал в воду (полное погружение).

Объём картофеля =3 мл =0,000028м3

Объем бруса=0,1 *0,047*0,03=0,000141м3


Тело

Объем тела,

м3

Плотность

жидкости,

кг/м3

Сила

Архимеда,

Н

1.картофелина

0.000028

1000

0,28

2. Брусок

0.000141

1000

1,41

2 способ.

Определение силы Архимеда с помощью динамометра.

Для определения силы Архимеда этим способом я определял вес этих тел в воздухе, затем в жидкости. Найдя разность между весом тела в воздухе и воде, я тем самым нашел силу Архимеда.


Тело

Жидкость

Вес тела в воздухе, P1 ,Н

Вес тела в воде, P2 ,Н

Сила Архимеда

Fa = P1 – P2

1

1.брусок

Вода

1,8

0,3

1,5

2

2. картофелина

Вода

0,5

0,2

0,3

Вывод: определение силы Архимеда двумя способами привило практически к одинаковым результатам.

Общий вывод по работе: Итак, мы знаем, и я проверил на опытах,что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует, Архимедова сила и сила тяжести. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Выяснил, почему это происходит. Показал, что силы (FА) зависит от плотности жидкости и объема тела, погруженного в жидкость, и не зависит от плотности и формы тела.





































Заключение

Благодаря существованию архимедовой силы плавают суда по рекам, озерам, морям и океанам, летают самолёты. Человек научился использовать полученные знания.

Знания о существовании выталкивающей силы могут помочь человеку и в экстремальных ситуациях. Например, при тушении горящего бензина, керосина, нефти нельзя пользоваться водой. Эти нефтепродукты всегда будут находиться на поверхности воды, так как они легче воды и в кораблестроении и при приготовлении домашней пищи.




































Литература:

1.Архимед. Книги онлайн

2.Внеклассная работа по физике. Автор: И. Я Ланина.

3.Интернет-ресурсы

4. Физика 7 класс А.В. Пёрышкин, Издательство «Дрофа» 2018г








































Приложение I

Опыт №1.Три тела из разного вещества



фото1 фото 2


Опыт №2. Яйцо в воде











фото 3 фото 4 фото 5


Опыт. Определение силы Архимеда



фото 6 фото7 фото 8



Приложение II

Опыт « Чудо мандарин»


фото 9 фото10


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!