Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3" (КГКОУ ШИ 3)
680018 г.Хабаровск, 18, ул. Партизанская, 93Б
Конспект занятия учителя-дефектолога для 1-го класса
Тема: «В гостях у геометрических фигур»
Выполнила: учитель-дефектолог
Кожухова Н. В.
Хабаровск, 2018г
Конспект индивидуального дефектологического занятия
Тема: «В гостях у геометрических фигур»
Длительность: 30 минут.
Тип: Урок обобщения и систематизации знаний, 1-й класс (1 вариант).
Форма проведения: Индивидуальная.
Цель: Закреплять и систематизировать элементарные представления и геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб. Сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2. Учить конструированию из геометрических фигур.
3. Закрепить умение различать и называть цвета.
4. Закрепить навыки счетных операций в пределах 5-и.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание и память.
2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к играм.
2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.
3. Развивать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, интерес к оздоровительным мероприятиям.
Методы:
1. Игровые: мотивация, физкультминутка, дидактические игры;
2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
3. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;
4. Практические: выполнение творческого задания - аппликация «Ракета».
Здоровье сберегающие технологии: психогимнастика (игра «Дружба), пальчиковая гимнастика, задание с кинезиологическими упражнениями («Зеркальное рисование»), гимнастика для глаз по тренажеру В. Ф. Базарного, физкультминутка.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научится различать и называть геометрические фигуры; сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2. Метапредметные :
- коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о названиях геометрических фигур;
- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.
3. Личностные: формировать положительную мотивацию к повторению материала; рефлексия.
Оборудование:
Мешочек с плоскостными деревянными геометрическими фигурами большая коробка с манной крупой, дидактическая игра «Геометрические фигуры», карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал), счетные палочки, две нитки для вязания, тренажер В. Ф, Базарного, лист с изображением контура ракеты, геометрические фигуры из цветной бумаги, канцелярский клей.
План занятия:
Организационный момент:
- Игра «Дружба» (психогимнастика)
- Игра «Угадай на ощупь»
2. Основной этап:
- Игра «Выбери подарок»
- Пальчиковая гимнастика
- Работа с раздаточным материалом
- Игра «Зеркальное рисование»
- Гимнастика для глаз
- Выкладывание аппликации «Ракета» из геометрических фигур
- Физкультминутка
3. Заключительный этап.
- Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия:
Задачи | Игры | Действия дефектолога | Действия ребёнка | время |
Организовать и расположить ребенка к учебной деятельности. | Организационный момент: Игра «Дружба» (психогимнастика) | Дефектолог приветствует ребенка. Дефектолог вместе с ребенком проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие действия. Мы шагаем дружно в ногу. Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Сегодня мы с тобой пойдем в гости. А к кому мы пойдем, ты попробуй угадать сам. | Ребенок отвечает на приветствие, вместе с дефектологом проговаривает стихотворение и выполняет гимнастику: | 1 мин. |
Развитие мелкой моторики, образного мышления. | Игра «Угадай на ощупь» | Дефектолог показывает ребенку мешочек с геометрическими фигурами. - Посмотри, какой мешочек у меня есть! Угадай что спрятано в мешочке? - Как ты думаешь, к кому мы пойдем в гости?
- Правильно! Мы сегодня пойдем в гости к геометрическим фигурам. Давай подарим им подарок. | Ребенок должен на ощупь отгадать, что за геометрические фигуры спрятаны в мешочке и назвать их. - Мы пойдем в гости к геометрическим фигурам. | 3 мин. |
Развитие зрительного восприятия, закрепление знаний названий геометрических фигур и цветов. | Основной этап: - Игра «Выбери подарок» | Дефектолог показывает ребенку логические таблицы, в которых нужно подобрать подходящий предмет по форме и цвету. - Давай с тобой выберем подарок! Какие геометрические фигуры нарисованы? Какие цвета здесь ты видишь? - У каждого подарка есть свое место в окошке. Подарок должен быть похож по форме на геометрическую фигуру, и подходить по цвету. - Молодец! Справился с заданием хорошо! Выбери. какой подарок ты подаришь? | Ребенок отвечает на вопросы дефектолога. Ребенок вставляет картинки в подходящие окошки. Ребенок выбирает подарок и называет его. | 5 мин. |
Развитие мелкой моторики. | - Пальчиковая гимнастика | - Ты хорошо поработал, но нам нужно выполнить еще несколько заданий. Чтобы твои пальчики не устали, давай сделаем с ними зарядку. Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5 И фигуры называть Вот квадрат, а вот кружок Треугольничек и ромб, А еще прямоугольник И не трудно сосчитать Их по счету ровно пять. |
Ребенок поочередно сгибает пальчики. Начиная с мизинца, складывает пальчики обеих рук в виде геометрических фигур.
Показывает раскрытую ладошку. | 1 мин. |
Закрепление знаний об особенностях геометрических фигур, активизация связной речи, формирование способности устанавливать причинно-следственные связи, закрепление счетных операций в пределах 5и. | - Работа с раздаточным материалом. | - Вот мы и пришли в гости к геометрическим фигурам. Ты им очень понравился, поэтому они хотят, чтобы ты лучше их узнал и запомнил. Перед ребенком выкладываются карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, круг, овал), счетные палочки и две нитки. - Выложи эти геометрические фигуры из счетных палочек и ответь на вопросы: - Сколько углов у квадрата? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? - Сколько углов у треугольника? Почему он так называется? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? - Сколько углов у прямоугольника? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? - Сколько углов у ромба? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры? - А сколько углов у круга и овала? У тебя получится их выложить с помощью счетных палочек? Правильно, не получится! Из чего можно сделать круг и овал? | Ребенок называет фигуру, затем выкладывает ее из счетных палочек или ниток и отвечает на вопросы дефектолога. | 6 мин. |
Развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики. Общая релаксация организма. | Игра «Зеркальное рисование» | Дефектолог дает ребенку коробку, на дне которой насыпана манная крупа. - А теперь давай попробуем на манке нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! А потом посмотрим, какой рукой получились самые красивые портреты. | Ребенок указательными пальцами обеих рук одновременно рисует по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат) | 4 мин. |
Развитие зрительной координации, укрепление мускулатуры глаз, профилактика утомления зрительного анализатора и ухудшения зрения. | - Гимнастика для глаз. | - Наше путешествие в гости к геометрическим фигурам подходит к концу. Скоро нам придется возвращаться назад в класс. Путь будет не близкий. Для того чтобы хорошо видеть дорогу и не заблудиться, мы должны выполнить гимнастику для наших глазок. Посмотри на стену, тут тоже нарисованы геометрические фигуры. Давай посмотрим на них внимательно. | Ребенок выполняет гимнастику по тренажеру В. Ф. Базарного согласно инструкции. | 2 мин. |
Развитие мелкой моторики, предметно-практической деятельности, сенсорных эталонов. | - Выкладывание аппликации «Ракета» из геометрических фигур. | - Теперь нам пора возвращаться назад. А полетим мы на ракете! Только ее сначала нужно собрать. Состоит она из геометрических фигур. Их нужно правильно приклеить на листик, и назвать какие геометрические фигуры ты использовал. Ребенку выдается лист с изображением контура ракеты и геометрические фигуры из цветной бумаги. | Ребенок сначала выкладывает геометрические фигуры на нужные места, затем с помощью канцелярского клея делает аппликацию «Ракета». | 5 мин. |
Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику, координацию движений. | Физминутка | - Мы летели на ракете долго, давай разомнем свои ручки и ножки. Повторяй за мной! Как фигурки хороши Так и пляшут от души Квадраты захлопали Круги затопали Посмотрите треугольник Как углами завертел. Дефектолог показывает карточку с изображением геометрической фигуры. - Когда увидишь: Квадрат – похлопай в ладоши Круг – потопай ногами Треугольник – покружись. | Ребенок выполняет зарядку по инструкции в соответствии с текстом стихотворения. | 2 мин. |
Подведение итогов занятия. | Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия. | - Молодец! Мы сегодня с тобой побывали в гостях у геометрических фигур. Мы подарили им подарки, узнали много нового о них. -Давай вспомним, чем мы сегодня занимались? - Какое задание было самое интересное? - Какое задание самое трудное? - Для тебя тоже есть подарок. Вот ракета, которую ты сделал, фигуры дарят ее тебе, чтобы смог еще раз прилететь к ним в гости! | Ребенок беседует с педагогом, отвечает на вопросы. Прощается. | 1 мин. |
Методические рекомендации по закреплению полученных знаний.
1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
2. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний:
что с их помощью можно определить, где применить?
3. Пробное применение знаний.
4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.