СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Открытое мероприятие

«Искру туши до пожара, беду отводи до удара».


Цели: выявить причины правонарушений, приводящих к возникновению пожара; показать роль огня в жизни человека; составить памятку о поведении при пожаре.


Ход мероприятия.


1. Введение в тему.

Учитель. Прежде, чем я сообщу тему мероприятия, отгадайте загадки:

1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)


2) Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)


3) Добывается в Сибири,

Бежит в трубе по дну морей,

Появляется в квартире

Под кастрюлею твоей. (Газ.)


4) Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем:

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички.)


5) Синенькая искорка бежит по проводам.

Помогает шить, стирать, пылесосу пыль глотать.

Работать за нас берется,

А в руки не дается. (Электричество.)


- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Правильно, мы познакомимся с причинами, которые приводят к возникновению пожара и поведением людей при пожаре.


2. Беседа.


- Ребята, давайте вспомним, как огонь попал к людям?

Кто такой Прометей?

(Это легендарный древнегреческий герой, подаривший людям огонь.)

Ученик. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искреннее этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.


Учитель. Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно себе представить такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня.


Учитель: Можно еще долго перечислять, как помогает нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.

Ученик. Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт-

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Учитель. Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем?

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом , электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причина пожаров во всех случаях одни и те же.

Причины пожаров.

- Неосторожное обращение с огнем.

- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

- Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

- Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

- Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

- Шалости детей с огнем.

Учитель. Статистика показывает,что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек-ребенок.

Стихотворение «Не шали с огнем!»

Огонь всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.


Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомек,

Что опасен огонек.


Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.


Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.


Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.


Чайник все кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.


-У окна, - сказала мать,-

Калорифер не включать!

-Поздно, - зайка говорит,-

Занавеска-то горит!


Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.


Взгляд лесничего суров:

-Здесь на место для костров!

Погасить велел костер

И закончил разговор.


Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.


Сено вспыхнет непременно

От соседа- огонька…

А не дашь Буренке сена,

Не получишь молока.


Побежал, как ручеек,

В старой травке огонек.

Разве скажет кто–нибудь

Где он свой закончит путь?


4. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.

-В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах (тех , кто курит): «Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара.

Как вы думаете, почему?

(Все постройки были раньше деревянными, и огонь мог легко распространится. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправлять последствия,- это поминали и древние люди.)


- С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

- В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

-17 апреля 1918 года был подписан Декрет « О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.


- При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности - радиоактивного заряжения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни. Давайте мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)

(Сообщения учащихся о трагедии на АЭС в Японии).

Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы чернобыльская трагедия никогда не повторилась.

-Любые игры с огнем могут привести к травме-ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени. Первая - когда кожа краснеет. Вторая - когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья- и четвертая -самые тяжелые, которые могут привести летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья.


Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром - в пятнашки,

В прятки с дождем,

Но не играть с огнем!


Даже с волчонком – пожалуйста!

Даже с тигренком - пожалуйста!

Но если ты вздумал играть с огнем,

То уж потом не жалуйся!


5. Работа в группах.

Как вы понимаете пословицы?

- Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.

- От маленькой искры большой пожар бывает.

- Не бывает дыма без огня.

-Огонь маслом заливать- лишь огня добавлять.

- Из огня да в полымя.

- Огонь воды боится.

- Искру туши до пожара. Беду отводи до удара.

Учитель: « У меня зазвонил телефон…»каждому из вас знакомы эти строчки Корнея Чуковского. О чем эти детские стихи? Об играх с телефоном. А если среди вас такие, кто позвонил в шутку но номеру «01»? Допустимы ли такие действия? Почему? (Ложный вызов пожарной команды не допустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому- то понадобиться по- настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)


6. Коллективное составление памятки.

«Правила поведения при пожаре»

- Вызвать пожарных по телефону «01».

- Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

- Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

-Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

-Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

- Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

-Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

-Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

«Первая помощь при ожогах».

-Наложить чистую марлевую повязку.

-Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь».


7. Вопросы для викторины.

Учитель: Сейчас мы проверим, насколько вы хорошо усвоили сегодняшний урок.

1) Какие вещи разрешаются развешивать на электропроводах?

2)Какие гвозди можно забивать между проводами?

3)Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

4)Какими обоями разрешается оклеивать провода?

5) В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

6)С какой стороны можно разжигать костер в ветреную погоду?

(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще нельзя делать.)


8. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. Что в народе называют «красным петухом», а в мультфильме про Маугли «красным цветком»? (Огонь.)


2. Объект, притягивающий вора. (Квартира.)


4. В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квартирными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица.)


5. Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я..(огнетушитель.)


8. Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной –

Нет пути передо мной.

Я и дома, и не дома-

Между небом и землей. (Балкон.)


9. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое? Полотенце)


11. Без шофера, без колес,

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До двери до квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры .(Лифт.)


12. Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выхолит.( Нос.)


14. В шахту спустится шахтер-

Принесет воды во двор. (Ведро.)


15 .Костяной порог, за ним – красный говорок.(Рот.)


По вертикали:

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ (Отравление.)


3. В деревянном домике

Проживают гномики.

Все такие добряки-

Раздают всем огоньки. (Спички.)


4. То назад, то вперед холит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)


6. Чудо-ящик, в нем окно,

В том окошечке – кино. (Телевизор.)


7. Через поле и лесок подается голосок.

Он бежит по проводам: скажешь здесь, а слышно там.( Телефон.)


9. Это бедствие- огонь, дым и жар.

Называется… (Пожар)


10. Деревянная дорога вверх идет отлого,

Что ни шаг – то овраг. (Лестница.)


13. Межи деревянные, а поля стеклянные.(Окна.)


14. Я и туча, и туман.

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.( Вода.)


9. Подведение итогов.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!