СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему" Фразеологизмы" .

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью этого занятия является систематизация знаний учащихся о фразеологизме как единице русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему" Фразеологизмы" .»

Конспект логопедического занятия в 7 классе

Тема урока: Фразеологизмы.

Цель урока: систематизировать у учащихся знания о фразеологизме как единице

языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

образовательные: научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от дру-

гих речевых единиц;

развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и

письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со

словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов;

воспитательное: воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: рабочие тетради, раздаточный материал, фразеологический

словарь.

Ход урока.

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Объяснение нового материала.

3.Подведение итогов.

1. Ребята , тему нашего урока вы сможете определить, если скажете , как одним

словом назвать эти высказывания ( написаны на доске)

Как снег на голову

Море по колено

Тише воды, ниже травы

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

- Правильно, это фразеологизмы .

2. Напишите название темы урока в ваши рабочие тетради.

- Какие цели мы поставим перед собой? ( узнать о фразеологизмах, их признаках,

научиться использовать их в речи).

- Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу , не покладая рук.

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы)

3. Откройте словарь на странице … и прочитайте определение слова фразеологизм.

- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

- Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов?

(фразеология) . ФРАЗЕОЛОГИЯ ( от греч.phrasis- выражение, оборот речи и logos-

учение) – раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.

.

Слово логопеда: Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним

относятся пословицы , поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе

наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие связаны с

мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок,

загадок, литературных произведений.

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной.

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

4. - Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку в тетрадях.

Голоден как…

Труслив как…

Хитер как…

Грязный как…

Упрям как…

Здоров как…

Болтлив как…

Колючий как…

Нем как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба.

5. – Сейчас нам предстоит выполнить задания. По ходу работы вы поймете , как возникли фразеологизмы, сможете определить синтаксическую роль фразеологизмов.

1) На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов.

- Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик .

Яблоко раздора

Водить за нос

Вот где собака зарыта

Медвежья услуга.

- А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов(каждому фразеологизму дается объяснение).

2) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов.

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса.

- Сколько фразеологизмов в предложении?

- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения?

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса ( в поте лица – обстоятельство, палки в колеса- дополнение)

Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

6. Работа с фразеологическим словарем - записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради.

Как снег на голову –

Воды в рот набрал –

Тише воды, ниже травы –

Плыть по течению

- Что вы будете делать, если не знаете значения какого либо фразеологизма? ( обратимся к фразеологическому словарю)

- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

7. Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и

антонимы. Здесь мы будем работать по вариантам. Даны фразеологизмы: рукой подать, одного поля ягоды, за тридевять земель . 1 вариант подбирает синонимы, 2 вариант – антонимы .

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворога, из другого теста, чучело гороховое,на краю света.

Проверка.



8.Подведение итогов урока.

- Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? ( Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.) Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!