Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент Цель этапа – замотивировать учащихся к учебной деятельности |
- Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Дмитрий Александрович. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. | |
-Ребята, эти три картинки символизируют 3 главных правила, которые должен соблюдать ученик, который хочет получить знания на уроке. | ? |
-Какое название мы можем дать первой картинке? | -Слушать и слышать |
-Верно, на уроке нужно не только слушать, но и слышать; слышать – значит понимать. | |
-Вторую картинку как назовем? | -Смотреть и видеть |
-Нужно не просто смотреть в книгу, тетрадь или на доску, но и видеть и замечать все самое важное на уроке. | |
-Третью? | -Думать и задумываться |
-Верно, давайте соблюдать все эти 3 правила сегодня на уроке. | |
-Ребята, сядьте все правильно, выпрямите спины и приготовьте, пожалуйста, всё необходимое для урока, а это альбом, краски, кисти и вода. | |
Постановка темы и задач урока. Цель этапа – подвести детей к формулировке темы и задач урока. |
- Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди). | |
- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? | -Грусть, умиротворение, печаль, нежность |
- Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. | |
- Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если дети не догадываются можно прочитать стихотворение А.С. Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса...) | -Осень |
- Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? | -Будем рисовать осень |
- Совершенно, верно, а точнее «Осенний пейзаж». | |
- Какие задачи вы поставите себе на уроке? | -Узнать о пейзаже, а также нарисовать осенний пейзаж. |
Изучение нового материала. Цель этапа – дать знания, на которые будем опираться при выполнении работы. |
- Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? | -Художники |
-Посмотрите на слайд. Какое настроение у вас вызывают эти картины? | -Спокойствие, умиротворение, радость, теплоту, грусть. |
- Что объединяет все эти картины? | -Изображена природа, осень. |
- Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? | -Пейзаж |
-Действительно, пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является преображённая человеком природа. | |
-А с помощью чего художник изображает время года, а также радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину? | -С помощью красок. |
- Давайте рассмотрим известную картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». | |
- Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? | -Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины. |
- Как он смог выразить свое чувство красками? Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? | - Радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. |
- Поэтому глядя на картину, что мы чувствуем? | -Глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. |
- Какая же здесь нарисована осень? | -Нарядная, яркая, золотая, веселая. |
- Художник назвал эту картину «Золотая осень». - А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»? - (А как вы думаете), Какие цвета он использовал? | -Много желтых, оранжевых красок. |
- Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? | -Красивые березки, луга, речку. |
- А какого цвета травка на лугах? | -Коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. |
-К концу лета она от солнышка подсохла. | |
-А теперь обратите внимание на деревья. Какие они? | -Они тоненькие, с белыми стволами. - На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. |
-А какая листва? | -Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая. |
- А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? | -Речка. |
- Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. | |
-А каких красок больше - теплых или холодных? | -Теплых, то есть желтых, оранжевых. |
-А какого цвета небо? | -Голубое, с легкими белыми облачками. |
- Чего больше на картине - неба или земли? | -Земли. |
- Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли. | |
- А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? | -Есть. Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. |
-Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом! | |
— Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. | |
Пошаговое объяснение изображения портрета. Цель – объяснить и показать, как изображать пейзаж. |
-Приступим к рисованию пейзажа. Для начала нужно определить расположение листа. | |
- Сначала мы должны разделить плоскость бумаги на две части (небо и земля). Как называется линия, которая делит небо и землю? | -Линия горизонта |
- Начинаем рисовать с переднего плана, потом – задний план. -Помните, что на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко. Также на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато. | |
- При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане. При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой. | |
Физминутка Цель - Обеспечить активный отдых организму (а именно кисти, пальцам) в процессе определенной учебной деятельности. |
-1) Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца. | Учитель говорит и показывает, дети за ним повторяют. |
-2) Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания "цветочек", "бутончик". | |
-3) Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок. | |
Самостоятельная работа учащихся. |
- Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть. | |
- А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую, золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. | |
-Работу выполняем сразу красками. Сядьте красиво, спина прямая, ноги вместе. Приступайте к работе. | |
Подведение итогов. Рефлексия. Цель - Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности, а также рефлексию своей и чужой работы. |
-Ребята, что мы с вами выполняли на уроке? | -Рисовали осенний пейзаж. |
-Что такое пейзаж? | — Это изображение природы. |
-Чему мы научились в ходе выполнения данной работы? | -Научились рисовать пейзаж, передавать с помощью красок чувства. |
-Сейчас каждый устно проанализируйте свою работу, всё ли получилось выполнить. Удалось ли вам рассказать о то, какая она нарядная? | Устно анализируют свою работу. |
-А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и также проанализируйте его работу. | Устно анализируют работу соседа. |
-Наше занятие подошло к концу. -У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. | |
-Если у вас ничего не получилось на уроке- то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками». | |
-Если у вас были проблемы на уроке- то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка», у которого руки разведены в сторону. | |
-Если вам все удалось на уроке- то на рисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками. | |
-Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. | |
-Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее на уроке. Что тебе не удалось на уроке? | |
-Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. -Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало? | |
-Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. | |
| |