«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №104»
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе
«Путешествие в царство воды»
Выполнила воспитатель: Андронова М.А
Программное содержание:
1. Познакомить детей со стихией воды, ее свойствами. Показать, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее все видно; вода может быть разноцветной.
2. Знакомить с качеством и свойствами льда, на основе полученных представлений сформировать правила безопасности. Изготовить цветные льдинки.
3. Познакомить детей с паром; условиями его образования; с тем, что пар – это вода.
Оборудование: Баночки с водой, формочки для льда, гуашь, нитки, мелкие предметы, спиртовка, штатив, музыкальное оформление.
Предварительная работа: Наблюдения за льдом на лужах, паром; опыты-эксперименты с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришло письмо давайте посмотрим от кого оно. (читают письмо) «Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие в свое царство, но чтобы туда попасть вы должны отгадать загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Кто это? (вода)
Воспитатель: Да это водичка. И сегодня мы отправимся в путешествие в царство воды. Закройте глазки и послушайте эту волшебную музыку.
(звучит музыка, воспитатель переодевается в царицу воду)
Царица Вода: Здравствуйте ребята, я Царица вода, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Я хочу познакомить вас со своими секретами. Для начала подойдите сюда и послушайте какие песенки может петь водичка (выливает воду из банки)
Дети: льется, журчит, звенит
(брызгает водой, стряхивает воду с рук и т.д.)
Царица Вода: А сейчас мы с вами проделаем интересные опыты с водой. Возьмите баночки с водой и посмотрите какая она? Посмотрите что находится в баночках? Почему предметы видно? (Вывод: вода прозрачная)
Царица Вода: Правильно, а давайте вместе с вами приготовим красивую разноцветную воду. (дети выбирают цвет и закрашивают воду)
Царица Вода: Назовите цвет воды. А куда исчезли предметы из баночек? (их не видно). Почему их не видно? (Вывод: закрашенная вода не прозрачна)
Царица Вода: Знаете ребята у меня есть брат стойкий и крепкий и зовут его – лёд. (раздает детям льдинки) посмотрите какой он? (холодный, твердый и т.д.) А как узнать что лед мой брат? (в тепле он тает и превращается в воду). Лёд в природе играет очень большую роль, когда сильный мороз лед сковывает реки и под таким покрывалом подводным жителям не страшен никакой мороз. А вот людям надо осторожно обращаться со льдом:
1. лед нельзя брать в рот. Почему? (ответы детей)
2. лед нельзя бросать. Почему? (ответы детей)
3. нельзя ходить по льду на реках. Почему? (ответы детей)
4. если видишь лед, ступай по нему осторожно, а лучше обойди. Почему? (ответы детей)
Царица Вода: А сейчас мы с вами заполним эти формочки водой, положим в них ниточки, а дальше будет колдовать мороз, он сделает из воды цветные льдинки. (изготовление цветных льдинок)
Царица Вода: Мы отлично потрудились можно и поиграть, предлагаю игру «Капельки и лед» (проводится игра)
Царица Вода: теперь продолжим знакомство с моими секретами. У меня есть еще один брат, зовут его – пар. Где можно заметить пар? (когда вода кипит). Да, но это опасный пар, как вы думаете почему? (ответы детей). А еще где мы встречаем пар? (на улице в холодную погоду когда дышим и т.д.) Так что же такое пар? Это мельчайшие капельки воды, чтобы убедиться в этом мы с вами проделаем еще один опыт (опыт проводит воспитатель, дети наблюдают) – нальем в пробирку воды и подогреем над спиртовкой – что мы видим? (пар). А чтобы доказать что пар – это вода, мы положим стёклышко – посмотрите стекло холодное и пар прикасаясь к нему опять превращается в воду. Значит пар – это вода. Ну вот вы и познакомились со мной и моим царством, а теперь вам пора возвращаться назад, а на память о путешествии возьмите цветные льдинки и украсьте ими деревья на вашем участке. Садитесь поудобнее, закройте глазки, вам пора возвращаться. (звучит музыка, воспитатель переодевается0
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей). На этом наше занятие окончено, и вы можете поиграть и поделиться своими впечатлениями.