Конспект занятия по финансовой грамотности
Тема: «Товар и цена»
Цель: Создать условия для представления детей о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.
Материалы: Мультфильм «Богатый бобренок. Откуда берутся товары и услуги», плакаты «Монеты» и «Купюры», «товары» (игрушки) разные по величине стоимости, ценники на товары, картинка Муха Цокотуха, презентация «Путешествие Мухи Цокотухи».
Словарная работа: Цена, обмен, расходы, дорого, дешево, выгодно, невыгодно
Ход
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с друг с другом
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Присаживайтесь, ребята на стульчики (дети рассаживаются).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.
Что это, ребята?
Дети: Деньги.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем человеку нужны деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, деньги нужны человеку, чтобы жить: покупать продукты, одежду и другие вещи; ходить в театр, кино; ездить на транспорте и т. д. Везде нужны деньги.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм «Богатый бобренок» и узнаем всегда ли нам нужны деньги чтобы что-то купить.
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок. Откуда берутся товары и услуги».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что выгоднее Богатому бобренку купить лодку или сделать ее самому? (ответы детей)
Воспитатель: Поможет нам в этом разобраться Муха – Цокотуха. (слайд 1) Наверняка вы знаете историю о том, как одна она нашла однажды денежку.
Воспитатель: Давайте вспомним отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Воспитатель: Куда пошла Муха и что она нашла? (ответы детей)
Воспитатель: А говорится ли в сказке о том, какую монету нашла муха все ли монеты одинаковы? Чем они различаются? (ответы детей)
Воспитатель: Монеты, какого достоинства вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Представим, что муха нашла пятирублевую монету (показывает) (слайд 1)
Воспитатель: Но прежде чем она купила самовар, произошло вот что. Пришла Муха - Цокотуха на базар (слайд 2) и видит: чего только на том базаре нет, глаза разбегаются. Товару видимо-невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому угощение знатное. А очередей нигде не видно. Вот красота, — подумала она, — наверное, изобилие настало и теперь никогда не будет очередей. Но тут она
вспомнила, что ещё вчера залетела в магазин, (слайд 3) а там в каждом отделе была очередь. Ведь не могло же за один день всё так быстро измениться. Это ее озадачило. Ребята, давайте и мы с вами отправимся в магазин и посмотрим, что же там продается.
Физминутка «Магазин»
Мы приходим в магазин (ходьба на месте)
Без лукошек и корзин, (руки на пояс)
Чтобы хлеб купить, батон (загибают по очереди пальцы на руках)
Колбасу и макароны,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец (сгибают и разгибают пальцы)
Все купили наконец (хлопки в ладоши)
Воспитатель: В это время на базар прилетел Комарик (слайд 4) и рассказал, что на базаре очередей нет потому что там и выбор больше и цены на один и тот же товар могут быть разные.
Муха удивилась: «Действительно, как это я раньше не догадалась?» Комарик ей рассказал, что каждый день тут летает и видит, что тут даже можно торговаться. «А что значит торговаться?» - спросила Муха. И Комарик ей рассказал, что у каждого товара есть своя цена. (слайд 5) Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за товар. У каждого
товара она своя. А торговаться — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и спрашиваешь продадут ли тебе товар дешевле или нет.
Для продавца выгодно – продать свой товар и получить побольше денег, но и конечно же побыстрее продать товар пока он не испортился. Для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.
Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть.
Проводится физкультминутку.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Воспитатель: А теперь я проверю как вы поняли, что значит дороже, а что дешевле
Проводится игра «Дороже – дешевле».
Цель игры: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;
Дети из предложенных товаров должны выбрать какой дороже, а какой дешевле.
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте ее.
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются… (товар)
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Всё, что продается, называется товаром. Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Какие магазины вы знаете, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, (слайд 6) есть очень много разных магазинов. Например, магазин мебели, в котором продаются диваны, шкафы, кровати, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины (супермаркеты), в них продается всё: продукты питания, хозяйственные товары, товары для животных.
Воспитатель: Ребята, Муха на базаре еще с одной проблемой столкнулась. Товаров на базаре много каждом какие-то бирки с цифрами. (слайд 7) Растерялась она, не знает, как в них разобраться. Как вы думаете, что это за бирки и зачем они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле. От чего зависит цена на товар, как вы считаете? (ответы детей)
Воспитатель: Цена на товар зависит от того, сколько времени понадобилось на изготовление вещи, дорого ли стоят материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось их везти, чтоб продать. А еще очень важно для нас, чтобы изделие выглядело красиво и его хотелось купить.
Воспитатель:
Пошла Муха на базар
И купила самовар. (слайд 8)
Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег. Подала Муха - Цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец дал ей самовар и протянул сдачу – три монеты по одному рублю. (слайд 9) Полетела довольная Муха домой.
Воспитатель: Ребята, сколько стоил самовар и сколько продавец дал Мухе сдачу? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Наоборот» Я буду называть различные слова, а вы говорить мне слова - наоборот. Готовы?
Покупатель — продавец
Покупка – продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте теперь вернемся с вами к нашему Богатому бобренку и ответим на его вопрос, что же все-таки выгоднее купить лодку или сделать ее самому? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно, конечно же выгоднее сделать самому. Ведь тогда придется заплатить только за материал для изготовления, а за работу платить не придется, и так выйдет намного дешевле. Давайте с вами еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили:
- Место покупки, где можно торговаться? (Базар)
- Место, где продают товар по строго установленным ценам? (Магазин.)
- Любой предмет, который можно купить или продать? (Товар)
Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!