Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 13 г.Пласта»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Тема: «От повозки до метро»
Выполнила : Себелева М.М
Тема: «От повозки до метро»
Цель. Развитие познавательной активности детей в процессе формирования у дошкольников представлений о музее.
Задачи.
Обучающие. Расширять и углублять знания детей о музее, о профессиях людей, работающих в музее, об экспонентах музея. Познакомить детей с правилами поведения в музее. Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах наземного транспорта, об истории его развития.
Продолжать учить составлять описательные рассказы об автомобилях.
Развивающие. Развивать связную речь, формировать словарь по теме; развивать фонематический слух; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
Воспитательные. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарь: экспонаты, экскурсовод, дилижанс, метро.
Материал: иллюстрации, разрезные картинки, презентация «Метро», загадки.
Организационный момент. Приветствие
Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
— «Здравствуйте!» - скажем, солнышку, птицам,
— «Здравствуйте!» - милым улыбчивым лицам
— «Здравствуйте!», «Здравствуйте все!».
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим экскурсию, а вот куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки...
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в ... (музей).
Воспитатель. А что такое музей? (Это дом, где собирают, хранят и показывают старинные вещи, где можно увидеть животных и птиц, где много фотографий и картин).
- И так мы отправляемся в музей. А вот, что это за музей вы узнаете после того как выполните задание.
Дидактическая игра «Сложи картинку» (Дети собирают картинки наземного транспорта).
-Молодцы! С заданием справились.
- Скажите мне, пожалуйста, как одним словом можно назвать эти средства передвижения. (Транспорт) Это какой транспорт? (Это наземный транспорт). Сегодня мы отправляемся с вами в музей наземного транспорта, где увидим, на каком транспорте передвигались люди более ста лет назад и увидим современные виды наземного транспорта.
А сейчас «садимся» в автобус. (дети становятся друг за другом, шагают и проговаривают слова)
Упражнение. Автобус
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль),
И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).
Воспитатель. Остановка «Музей».
-Но прежде чем мы начнем экскурсию, вспомним о правилах поведения в музее.
- В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию.
- Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его.
- Нельзя трогать руками музейные экспонаты.
- Нельзя шуметь, бегать по музею, разговаривать по телефону.
- Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
- Ребята, хотели бы вы узнать, как появилась первая машина?
Тогда проходим в 1 зал «Исторический».
- Ребята, скажите, как называется профессия человека, который проводит экскурсии? (экскурсовод). В этом зале экскурсоводом буду я. Присаживайтесь на стульчики. У нас такой музей, в котором можно сидеть. Как вы думаете, когда не было транспорта, как человек передвигался? (Пешком и на лошади). А чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колеса, впряг лошадь и стал перевозить груз. Но на телеге холодно, дождь мочит, снег засыпает. И решил человек сделать над телегой крышу из шкуры или плотной ткани. Хорошая получилась повозка, жаль только, очень уж она тяжелая и грубая. Стал человек думать, чтобы изобрести легкое, быстрое средство передвижения и придумал …карету. Обрадовался: и красивая, и легкая, и быстрая. Четырехколесная карета, запряженная четверкой лошадей, называлась - дилижанс. Дилижанс перевозил людей на дальние расстояния. Да вот беда – лошади быстро устают, да и поить, кормить их нужно в дороге.
И подумал человек, что если конь будет железным? Не будет никогда уставать, не будет просить воды и пищи. И придумал человек такого коня из металла и назвал его автомобилем. Вместо сердца у него мотор, а чтобы мотор работал, стал использовать бензин. Первые машины были похожи на кареты. Но проходило время, и конструкторы придумали новые модели машин и легковые, и грузовые, удобные для перевозки и людей, и грузов.
Воспитатель. Вот мы с вами познакомились со старинными видами транспорта. Прежде чем перейти в следующий зал, сделаем небольшую разминку.
Физминутка. «Едем, едем на машине»
Едем – едем на машине (руками крутим руль)
Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
2 зал. «Современные виды наземного транспорта».
И так на смену дилижансу пришли автобусы, троллейбусы, автомобили. В этом зале я предлагаю, экскурсоводами стать вам.
Воспитатель. Отгадайте загадку о первом экспонате.
Загадка.
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...(Автобус)
(Выходит ребенок и рассказывает об автобусе)
Автобус – это наземный вид транспорта, он движется по земле. Автобус перевозит пассажиров. Движется автобус с помощью двигателя, который работает на бензине. Управляет им водитель, который сидит в кабине, а пассажиры сидят в салоне, где находятся удобные кресла.
Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.(Машина)
Автомобиль – это пассажирский вид транспорта, перевозит пассажиров. Его еще называют легковой машиной, потому что она легкая и быстрая. У автомобиля есть салон с удобными креслами, где сидят и пассажиры и водитель. На автомобиле можно путешествовать.
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...(Скорая помощь)
Скорая помощь – это специальный вид транспорта. Скорая помощь привозит врача к больному и если надо отвозит в больницу. У скорой помощи есть звуковой сигнал - сирена и мигающая лампочка. Когда едет скорая помощь, все машины должны уступать ей дорогу.
- Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы.
(Пожарная машина)
Пожарная машина – это специальный вид транспорта. Эта машина красного цвета. Такой цвет нужен для того, чтобы водители видели ее из далека и уступали дорогу. Как и у скорой помощи, у пожарной машины есть сигнал – сирена и мигающая лампочка. У нее специальный шланг с водой и длинная лестница, чтобы достать до самой крыши. Она едет туда, где пожар.
Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи, я?… (Ответ: Грузовик)
Грузовик – это наземный вид транспорта. Это большая и тяжелая машина. А еще это грузовой транспорт, потому, что он перевозит грузы.
-Воспитатель. Молодцы наши экскурсоводы. Ребята, скажите: автомобиль, автобус, грузовик , скорая помощь –это какой вид транспорта? (Наземный).
- А сейчас, я хочу познакомить вас с подземным видом транспорта.
Послушайте загадку.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)
Проходим в третий зал. «Метрополитен»
В этом зале мы присядем на стульчики и узнаем, что такое метро.
Воспитатель. Ребята, наша экскурсия подошла к концу.
- Я рада, что наша экскурсия вам понравилась. А сейчас возвращаемся в детский сад.
Упражнение. Автобус
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль),
И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).
Вот мы и вернулись в наш детский сад.