СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе»














Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на май месяц.


Тема: У страха глаза велики





















Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на май месяц.


Тема: У страха глаза велики


Цели и задачи

  1. Дать представление о композиции сказки - присказка, завязка, приключения, повторения, концовка;

  2. Показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика;

  3. Формировать навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

  4. воспитывать чувство смелости, храбрости;


Материал. Цветные карандаши, бумага для рисования - по числу детей.


Ход занятия

Воспитатель. Скажите, любите ли вы сказки? Вижу, все любят! А какие? (Ответы.) Телевизионные мультфильмы не называйте. Сказки - это произведения, которые слушают. Бабушка, или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и - слушаете... Кто мне скажет, как обычно заканчиваются сказки? Правильно, если свадьба - это женятся хорошие, добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и... кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик... Конечно: "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало".

Скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, "Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были дед да баба...". Вот сказка "Крошечка-Хаврошечка", если кто ее помнит, начинается так: "Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся". Такое вот необычное начало. И сразу ясно, что речь пойдет о людях злых: злой мачехе и ее дочках - Одноглазке, Двуглазке и Трехглазке. Послушайте, пожалуйста, что я вам прочитаю: "Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает...". Ничего вам не напоминает этот отрывок? Кто "идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит"? Правильно, молодцы, кот ученый, о котором нам рассказал Александр Сергеевич Пушкин. Основа сказок Пушкина народная - с их приключениями, повторениями, присказками. Что означают слова "приключения", "повторение", вы мне, пожалуйста, объясните. (Ответы.) А вот что означает "присказка"? Не знаете. Это вроде еще и не сказка, а так, подготовка к ней, разминка. Вот то, что я вам прочла про кота Баюна, - это присказка. Или другая присказка: "Начинается сказка, начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику...". Вот третья присказка: "На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки...". Или: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили". Присказка может быть чудесная, а может - веселая, потешная. И кончается обычно словами: это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Вот и у нас сказка вся впереди. Называется она "У страха глаза велики". (Чтение сказки).

Желательно с описания ведер голосом обозначать размеры героев - от баса ("У бабушки были ведра большие...") до самого тоненького, "мышиного" писка - "у мышки - с наперсточек". То же самое при описании источников воды и плесканья воды в ведрах. А вот концовку "У страха глаза велики: чего нет, и то видят" прочитать насмешливо.)

"Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-но-рушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки - трех! плёх! У курочки - трёх-плёх! У мышки - трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабушка охает:
- Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
"Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!".

Верно говорят: "У страха глаза велики: чего нет, и то видят".

Воспитатель
Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.) Можно назвать ее волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре-самолете не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка, где вместе с бабкой и внучкой действуют зайчик, курочка, мышка. А все-таки сказка эта раскрывает правду. Ведь под личиной - маской зверей - выставлены характеры людей. Какие? (Ответы.) А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)

Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.) Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово "колода". Оно и понятно. Ушло слово "колода" из современной речи. Колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду - в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка - из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? (Ответы.) А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: "трё-ё-х, плё-ё-х!", а у внучки - "трех! плёх!"? (Ответы.) Покажите, как идет бабушка и как идет внучка. А кто пробежится за курочку и за мышку?

Скажите, для чего все наши герои носили воду? Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растет на огороде? Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверное, потому там зайка и сидел - пришел морковкой полакомиться.

Кто первый испугался? (Ответы.} Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а он уж кого испугал? (Ответы.)

Как обставлена изба, как вы думаете? (Ответы.) Конечно, обязательно лавки да печка. Лавки сначала делали из неструганого дерева. Затем доски научились обстругивать. Чтобы лавка была красивой, на ней выпиливали рисунки, разукрашивали. Из сказки мы узнали, что и бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И неслучайно: лавка-то низенькая. Курочка взлетела на печку - на лежанку высокую. А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну конечно, с перепугу - рядом с бабушкой не так страшно. А кто почудился зайке? (Ответы.) Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответь.) Правильно, потому что основная мысль сказки - осмеять, осудить трусливых людей.

Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что "у страха глаза велики"? (Ответы.)

А теперь я вам раздам карандаши и бумагу, чтобы вы нарисовали какой-нибудь эпизод из сказки, на выбор: "Бабушка, внучка, курочка и мышка идут за водой", "Яблочко хлоп - и зайке в лоб!", "Кто чего боится" и т.п


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей