КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО тЕМЕ
«Игра, как средство формирования коллектива»,
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КОМАНДА»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАГНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Выполнила: Акопян Л.В.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Беляевского района Оренбургской области
Пояснительная записка
Детство и игра неотделимы. Ребенок в игре живет, причем живёт «взаправду». Одновременно постигая и познавая окружающее. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организаторские навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Существует множество игр, разнообразных по своему содержанию, организации и назначению. Они имеют огромный воспитательный потенциал, и большинство из них способствуют созданию и укреплению коллектива, развитию активности и самостоятельности ребят, формированию у них организаторских умений.
Предложенное занятие адресовано обучающимся 13-17 лет.
На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно они примут на себя ответственность за решение социально-экономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества. Занятие реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Команда», разработанной в соответствии с федеральными нормативными документами (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012; Указ президента от 01.06.2012г.№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017гг.; Концепция развития дополнительного образования детей (утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г.№1726-р; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» и пр.). В этих документах отражён социальный заказ государства к системе дополнительного образования детей. В связи с этим занятие, направленное на реализацию идей, заложенных в нашу программу, актуально для государства.
В современной социокультурной ситуации актуальна потребность в формировании у детей и молодежи активной социальной позиции, умений работать в команде. Данное занятие ориентировано на реализацию творческого потенциала обучающихся через социально-значимую деятельность. Из этого видна актуальность темы занятия для общества.
В игре вырабатываются у ребят организаторские навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, самостоятельность, настойчивость внимательность, организованность – все то, без чего немыслим успех. Любая игра-это наука побеждать.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 2 |
II. | Конспект занятия | 5-9 |
III. | Список литературы | 11 |
Технологическая карта занятия
Организационная информация | Примечания |
1.1 | Название дополнительной общеобразовательной программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Команда» | |
1.2 | Направленность дополнительной образовательной программы | Социально-гуманитарная | |
Методическая информация | |
1. | Тема занятия | «Игра, как средство формирования коллектива» | |
2. | Основное содержание темы, термины и понятия | Игровые технологии | |
3. | Методы и приемы реализации содержания занятия. Образовательные технологии. | Методы словесные методы (беседа, обсуждение); наглядные методы (демонстрация слайдов); методы стимулирования и мотивации учения (словесный, наглядные и практические методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством педагога), методы формирования интереса через игру Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ ситуаций, рефлексия. Технологии: игровые, репродуктивные (традиционное обучение), коллективное групповое взаимодействие, диалоговые (дискуссии) | |
4. | Возраст обучающихся: | 13-17 лет | |
5. | Цель: | Становление личности, формирования и сплочения детского коллектива в процессе игровой деятельности. | |
6. | Планируемые результаты: | | |
6.1 | Личностный результат | Личностные УУД: Ребятам предлагается дать собственную оценку. Виды заданий и игр для формирования УУД. Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.. | |
6.2 | Метапредметный результат | Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать. выполнение учебной задачи; •умение действовать по составленному плану, алгоритму; умение осознанно выбирать наиболее. Познавательные УУД: уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео; выстраивать логические цепи рассуждений; Коммуникативные УУД: уметь работать в команде, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение | |
6.3 | Предметный результат | Знание игровых технологий. | |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | 1 Листы ватмана и фломастеры (либо доска и мел). 2. Проектор. 3. Презентация «Игра, как средство формирования коллектива». 4. Чистая бумага, ручки, фломастеры для работы в подгруппах. | |
9 | Форма учебного занятия | занятие в учебной аудитории с использованием коллективных форм организации. | |
Конспект занятия |
| Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Используемые технологии, метод. приемы |
I. | Вводная часть | | | | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Организует беседу о том, что такое игра. | Вспоминают, что такое игра. Приводят примеры жизненных ситуаций. | - представление об игровых технологиях. | беседа, технология проблемного обучения |
1.2 | Мотивация деятельности обучающихся. | Демонстрирует видеосюжет .Организует обсуждение видеосюжета: Встречаются ли вам такие ситуации в жизни? - Как можно назвать эти ситуации? | Просматривают видеосюжет, обсуждают. Осмысливают процесс игры в жизни человека. | - применение и развитие коммуникативных навыков. - получение обучающимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности. | Технология развивающего обучения; метод наглядно-иллюстративный |
1.3 | Целеполагание | Предлагает обучающимся сформулировать цель урока и план по достижению цели. | Записывают цель и план по достижению цели на доске. | Развитие навыка аналитической деятельности, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. | репродуктивные технологии; словесный метод, эвристическая беседа |
II. | Основная часть: | | | | |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Демонстрирует небольшого видеосюжетов, раскрывающих роль игры : например, профильный лагерь, профильные смены. | Просматривают видеосюжета. Отвечают на вопросы педагога, аргументируя своё мнение. | Развивать умение работать в команде, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. | наглядный метод, групповая дискуссия |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Рассказ об игровых технологиях, виды игровых технологий. | Размышляют над вопросами педагога, формулируют ответы. Участие в игре. | Умение применять различные формы коммуникации. Умение анализировать объекты, выделять характерные признаки, делать выводы ,обосновывать их. | репродуктивные технологии - словесный метод; игровая технология |
2.3 | Применение и закрепление обучающимися нового знания | Организует самостоятельную работу в микрогруппах. | Выполняют задания . | -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, творческой. | Коллективно-групповое взаимодействие |
III. | Заключительная часть | | | | |
3.1 | Рефлексия деятельности обучающихся | Обсуждение по вопросам: Что понравилось во время проведения занятия? Какие важные “открытия” для себя вами сделаны? И где, когда вы их сможете применить? Что, на ваш взгляд, было сложным? Как справлялись с трудностями? Какие из этого следуют выводы? | Анализируют полученную информацию, формулируют ответы. | Применение и развитие навыка анализа и саморефлексии по отношению к себе и к своей группе; навыков самоанализа своей деятельности, оценки своего поведения и поведения Другого в межличностных отношениях. | |
IV. | Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся | |
4.1 | Форма подведения итога деятельности обучающихся через районное мероприятие Дня детства, «День защиты детей» | Игра «Ребячий круг» проводится на районных мероприятиях. Обучающиеся ТО «Команда» в количестве 10 человек имеют определённую атрибутику. Каждый набирает себе команду и проводит: тренинги на сплочение команды, верёвочный курс, разучивание кричалок, проведение конкурсов (по станциям). | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В.Вачков, М.Р.Битянова. – СПб.: Питер, 2009. –56 с.
2. Панасюк, А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать / А.Ю.Панасюк. - М.: Олимп ; ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 2008. - 304 с.
3. Психология и этика делового общения: учебник под ред.В.Н.Лавриненко. - М.: Юнити-Дана, 2012.
4. Шарков, Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник / Ф.И.Шарков. - М.: ИТК "Дашков и К", 2009. - 768 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГА 4.1
тренинги на сплочение команды
“Путанка”
Игра на сплочение коллектива. Число участников: 4-8 человек плюс один. Условия: Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок. Задача водящего – распутать этот клубок не разрывая рук.
Словесная- игра
Рассказ-эстафета
Продолжительность игры: 10 минут. Предполагаемое количество игроков: в парах.
От ведущего каждой семейке предлагается свой рассказ. Ведущий дает начало рассказа для каждой семейке отдельно либо дается одно начало всем семейкам, а затем каждая семейка рассказывает придуманное продолжение рассказа либо инсценирует его.
кричалки
«Еду на танке» («Корова»)
Еду на танке, Вижу корову, В шапке ушанке, С рогом здоровым. Здравствуй, корова, Как поживаешь? Do you speak English? Чё обзываешь? Плыву в под водной лодке, Снова корова, В маске и ластах, С рогом здоровым. Здравствуй, корова, Как поживаешь? Sprechen Sie Deutsch? Чё обзываешь? Лечу на вертолёте, Снова корова На парашюте, С видом суровым. Здравствуй, корова, Куда пролетаешь? Ас салам Алекум, Чё обзываешь?
«Чика-бум»
Чика бум крутая песня. Чика-бум поём все вместе. Если нужен классный шум, Пойте с нами чика-бум! Пою я: «Бум, чика-бум»! Пою я: «Бум, чика-рака, чика-рака, чика-бум!» О-е! О-ё! Ага! А еще раз?! А все вместе?! А быстрее?(Повтор: очень громко (тихо, медленно, быстро и т.д.)
Верёвочный курс
Сидячий круг".
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.
Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
"Паутина".
Оборудование: заранее сплетенная из веревок "паутина". Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.
4