Конспект занятия «Пожарная безопасность»
Конспект занятия «Пожарная безопасность»
Занятие в системе дошкольного образования.
Пояснительная записка
Любопытство детей часто ставит их перед реальной опасностью, кроме того обилие электротехники в домах является нередкой причиной пожаров. Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значить сохранить жизнь и здоровье.
Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей правил пожарной безопасности, в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.
Задачи:
1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
2. Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара;
3. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня;
4. Познакомить детей с пожарной машиной;
5. Вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности, чувство ответственности за свои поступки;
6. Закрепить правила противопожарной безопасности:
– не брать и не играть со спичками и зажигалками;
– не влезать предметами в розетку;
– не подходить к газовой плите;
– не включать детям утюг и другие электроприборы;
– при пожаре звонить – 01 или 112
Ввести новое правило «Нельзя детям включать электроприборы».
Словарь: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.
Формы и методы реализации:
Познавательно-исследовательская деятельность:
– поиск выхода из проблемной ситуации
Коммуникативная деятельность:
– беседа
– ситуативный разговор
Музыкально – художественная:
– просмотр мультфильма
Игровая деятельность:
– дидактические упражнения;
Двигательная:
– физкультминутка
Возрастная группа:
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Ожидаемые результаты:
– Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.
– Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
– Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Предварительная работа:
– Рассматривание картинок и плакатов по пожарной безопасности.
– Просмотр мультфильмов «Правила безопасного поведения детей при пожаре»,
«Кошкин дом»
– Чтение художественной литературы:
рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки»,
рассказы Б. Житкова «Дым», «Пожар», «Что я видел»,
стихотворения С. Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
– Беседы по правилам противопожарной безопасности;
– Изготовление детско-родительской поделки по теме
Материал к занятию:
1. Игрушечная гладильная доска с утюгом.
2. Железная тара с сухим горючим и бумагой.
3. Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница.
4. Краски, кисточки, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей.
5. Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.
Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь»
Воспитатель – Ребята, вы узнаёте эту музыку? Какие мультфильмы про Машу вы смотрели? Какая наша героиня по характеру?
Дети – Весёлая, любопытная, добрая, добродушная.
Воспитатель – Сегодня у нас в гостях Машенька из мультфильма. Она просит отгадать загадку: Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!
Дети – Огонь
Воспитатель – Правильно, это – огонь. Ребята, какие предметы дают нам огонь?
Дети – Спички, зажигалки, газовая плита.
Воспитатель – Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего человеку нужен огонь?
Дети – Чтобы готовить пищу, греться, жечь мусор и т.д.
(стоит ширма, которая оформлена в виде леса, за ней сидит взрослый. В железной кастрюле лежит сухое горючие, немного бумаги. Взрослый поджигает газету, идет дым, появляется запах)
Воспитатель – Мне кажется, что пахнет дымом. А вы ребята почувствовали? Посмотрите, идёт дым из леса. Там, наверное, пожар? Что нам нужно делать?
Дети – Надо вызвать пожарных.
Воспитатель – Вот телефон, какой номер набрать?
Дети – 01
Воспитатель – Обязательно надо сообщить адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.
Предлагаю ребёнку набрать номер и сказать в трубку: «Приезжайте, у нас пожар, детский сад №12 «Солнышко» 12 микрорайон, дом №25»
(включается сирена пожарной машины. Приезжает Медведь-пожарный и тушит пожар из огнетушителя, Маша ему помогает. Медведь-пожарный осматривает место и выясняет причину пожара)
Чтобы потушить пожар пожарные включают насос, давайте сейчас поможем пожарным поработать насосом.
Физминутка «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре
Раз, два, три, четыре.
Хорошо мы потрудились.
Медведь–пожарный – Утюг оставили включенным и ушли. Это вы включили утюг?
Дети – Нет.
Медведь–пожарный – А кто?
Воспитатель – Это, наверное, Коза гладила бельё, ушла в лес и забыла убрать утюг. А козлята – озорники включили!
Медведь-пожарный – А вы, дети, знаете, что детям утюг включать нельзя? Запомните, детям нельзя включать электроприборы, это опасно и может привести к возгоранию.
Воспитатель – Посмотрите, дети, какая необычная машина у Медведя. Кто догадался, как она называется?
Дети – Пожарная машина.
Воспитатель – А как вы думаете, почему её так называют?
Правильно, от слова «пожар» её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.
А какого цвета машина?
Дети – Красная.
Воспитатель – Почему пожарные машины красного цвета?
Дети – Чтобы было хорошо видно.
Воспитатель – А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?
Дети – Быстро, чтобы спасти дом и людей.
Воспитатель – Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других целей? Почему?
Дети – Нет, а вдруг пожар, а машины нет.
Воспитатель – Верно, пожарная машина – эта машина специального назначения, она красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.
Мчится красная машина
Всё быстрей, быстрей вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
– Поднажми ещё немножко,-
Он шофёру говорит, –
Видишь, в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
– Ясно всё, – шофёр ответил,
Дав машине полный газ.
К. Оленев.
Воспитатель – Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?
Дети – Чтобы было слышно и её пропускали другие машины.
Воспитатель – Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу. Мишка, а что у тебя ещё находится в пожарной машине?
Медведь- пожарный показывает предметы и предлагает детям повторить:
– Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у меня есть специальные шланги, которые называют «Рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар высоко, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата.
Маша и Медведь прощаются с детьми
– Нам, ребята, пора уезжать, а вы соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к детскому садику и к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. До свидания.
Воспитатель – А теперь предлагаю поиграть в пожарных. На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь, «потушите» его синей краской.
В конце занятия закрепить с детьми по схемам правила пожарной безопасности:
не брать и не играть со спичками и зажигалками;
не влезать предметами в розетку;
не подходить к газовой плите;
не включать детям утюг и другие электроприборы;
при пожаре звонить – 01.
Воспитатель – Вы хорошо запомнили правила пожарной безопасности, предлагаю вам найти Козу и познакомить её с этими правилами.