СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с родителями по теме "Готовность к школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестационное задание. Занятие с родителями дошкольников по теме: "Готовность к школе"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с родителями по теме "Готовность к школе"»

Аттестационное задание для педагогов-психологов.

Задание 1. Мероприятие с родителями.



Конспект семинара для родителей будущих первоклассников.

Тема мероприятия:«Готовность к школе».


Пояснительная записка.

Актуальность:

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.


В условиях реализации ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ», где говорится о непрерывности образования, и дошкольное учреждение выступает первой ступенью образования детей в начальной школе, наиболее актуальной задачей становится преемственность детского сада и школы, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в 1 классе. Чтобы каждый ребенок был успешен и имел равные стартовые возможности, чтобы помочь детям адаптироваться в школе, необходимо создание единой развивающей среды, где все участники образовательного процесса будут взаимодействовать и сотрудничать. Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей вносят родители, именно они являются авторитетом в глазах ребенка. Поэтому наша задача сделать родителей нашими партнерами, сформировать у них правильный взгляд на проблему готовности к школьному обучению и создать условия для активного включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе.

Для привлечения родителей необходимо использовать не только традиционные родительские собрания и консультации, но и интерактивные методы, такие как семинар-практикум, мастер-класс, круглый стол, тренинг.

Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями. Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний.

Правовая основа мероприятия: соблюдение Закона РФ «Об образовании»:ст. 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»;

ст. 63(1) «О преемственности образования»,

реализация Плана воспитательной и психологической деятельности на текущий учебный год образовательного учреждения.

Форма проведения:семинар – практикум – лекция – тренинг.

Цель мероприятия:формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с содержанием понятия «готовность к школе».

  2. Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.

  3. Снизить уровень ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу;

  4. Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

  5. Способствовать оптимизации общения с детьми.

Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС ДО.

Инструментарий: проектор, ноутбук, слайд-презентация, информационный раздаточный материал по теме, листы бумаги А-4 на каждого участника, ручки или фломастеры, доска, мел или маркеры для доски, книги, мячи, мягкая игрушка.

Ход мероприятия.

1.Упражнение «Знакомство».

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

возможность подчеркнуть индивидуальность своего ребёнка.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Благодарю вас за присутствие на нашей встрече. Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия, поможет нам мягкая игрушка. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке, а также «На какой вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?» (Родители выполняют задание).

2.Настрой.

Психолог: Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдёт в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребёнок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Упражнение «Взрослые и дети».

Цель: показать, что для эффективной подготовки ребёнка к школе взрослые должны прилагать совместные усилия.

Для упражнения необходимы книги и мячи (в зависимости от количества родителей). Возможно деление всех участников на 2 группы. Каждый участник берётся рукой за угол книги. Психолог кладёт мячик на книгу и просит всех участников донести мяч, не уронив его, до стула у противоположной стены. Участвуют все. Нельзя бросить книгу и выйти из игры по своему усмотрению. Если мяч падает, группа начинает передвижение из исходной точки.

Обсуждение. После успешного завершения игры родители обсуждают по кругу, легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему, был ли в команде человек, который взял на себя ответственность за всех? Затем психолог объясняет родителям, что им была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребёнка к школе. Каждого «ребёнка» - им был мяч – вели к цели (подготавливали к школе) взрослые: родители, воспитатели и учителя. На пути каждого ребёнка встречались препятствия (физические и моральные), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал тем группам, которые сумели наладить взаимодействие и выработать единую стратегию.

3.Раскрытие понятия «Готовность ребенка школе».

Психолог: Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде в общении со взрослыми и сверстниками.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель:определить, какие компоненты «готовности ребенка к школе» являются значимыми для родителей.

Родителям предлагается на листах закончить предложение: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…», формулируя свой вариант окончания данного предложения (в ответах родители должны отразить главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в 1 класс). Работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника»

Затем предлагает познакомиться с «портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника».

Мини-лекция «Готовность к школе» (материал представлен на слайдах).

Психолог.В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка.

Психологический аспект включает в себя следующие компоненты:

  • интеллектуальную готовность;

  •  мотивационную готовность;

  •  эмоционально-волевую готовность;

  •  коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Мотивационная готовность

Наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  •  способностей ставить перед собой цель,

  •  принять решение о начале деятельности,

  •  наметить план действий,

  •  выполнить его, проявив определенные усилия,

  •  оценить результат своей деятельности,

  •  а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные

 Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Психолог. Уважаемые родители, ответив на вопросы теста, вы определите, что значит «познавательная готовность» и выясните, готов ли ваш ребёнок к школе. (Родители отвечают на вопросы теста)

4. Тест для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

- Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

- Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

- Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

- Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

- Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?

- Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

- Умеет ли он изменять существительные по числам?

- Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

- Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

- Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

- Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

- Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

- Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

- Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

  • 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

  • 10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

  • меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!


5.Упражнение «Выбор»

Цель: познакомить родителей с факторами успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

На слайде перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, родителям предлагается выбрать из них три фактора, на их взгляд главных и объясните их.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

  • Физическое здоровье.

  • Развитый интеллект.

  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

  • Выносливость и работоспособность.

  • Умение считать и читать.

  • Аккуратность и дисциплинирован­ность.

  • Хорошая память и внимание.

  • Инициативность, воля и способ­ность действовать самостоятельно.

Участники семинара делают выбор и аргументируют его.

6.Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» (авт. С.К.Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова)

Цель: Узнать переживания и опасения родителей по поводу предстоящего обучения ребенка в школе.

Психолог. Уважаемые родители, на столе у вас лежат таблицы, занесите свои ответы в табличку:
еслиВы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/


1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре-пять уроков - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15.Боюсь, что мой ребенок будет часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

Результаты тестирования:

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом, учителем.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

7.Педагог-психолог:

Как подготовить ребенка к школьному обучению? Ведь все дети разные, и как найти способ, подходящий именно моему ребенку. Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре - это и радость, и познание, и творчество. Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это жизнь ребенка, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение — психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

Я предлагаю вам поиграть в некоторые игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.

Игра «Действуй по инструкции»

Цель:практическое упражнение для детей на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Педагог-психолог:

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.

Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

- В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра «Загружаем Грузовую машину»

Цель:практическое упражнение для детей на развитие памяти, мышления, обогащение словарного запаса.

Педагог-психолог:

Нам нужно загрузить машину именами, начинающимися на букву «А».

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы)

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

- В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно слушать, сосредотачиваться, обогащается словарный запас, закрепляется понятие классификация.

Игра «Рисунок на спине»
Цель:
практическое упражнение для детей на развитие тактильных ощущений, умения воспринимать и передавать информацию, умения работать в команде.

Родители выстраивают «паровозик» из стульчиков в линию (если участников много, то несколько «паровозиков»). Каждому участнику выдается ручка (фломастер) и листочек, который он кладет на спину впереди сидящему человеку. Педагог-психолог показывает картинку родителю, сидящему в «паровозике» последним. Этот родитель рисует такую же картинку на спине у человека, сидящего впереди него. Тот, в свою очередь, пытается понять, что же было нарисовано у него на спине и нарисовать то же самое у сидящего впереди него, и т.д. до конца цепочки (Игра проходит по типу игры «Испорченный телефон»). После окончания все показывают рисунки и сверяют. Данная игра способствует сплочению и развитию внимательности, проходит весело.

Упражнение «Гимнастика мозга»

Цель: Научить родителей стимулировать умственную деятельность ребенка.

«Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. От указательного пальца к мизинцу и обратно, сначала 1 рукой, затем другой. Это упражнение развивает мелкую моторику рук.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

«Лягушка»- Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

- Для повышения самооценки ребенка, уверенности в себе можно рассказывать детям сказки или истории, которые вы можете придумывать сами.

8. Заключительная часть.

Психолог: На этом наш семинар подошёл к концу. Возможно, не все вопросы, связанные с поступлением ребенка в первый класс, мы смогли освятить, но постарались сделать нашу сегодняшнюю встречу максимально познавательной и интересной для вас.

Рефлексия «Все у меня в руках»

Цель:Получение обратной связи от родителей.

А теперь давайте подведем итоги. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Педагог-психолог:

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Предлагаю на память буклет с рекомендациями«Готовность ребёнка к школе»(Приложение).

Сегодняшний семинар я хочу закончить словами Л. Венгера:

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».


Список использованной литературы


  1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155

  3. Коробкина С. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Система работы с детьми, родителями. Волгоград, 2014.

  4. Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С – П, «Питер», 2007.

  5. Нижегородцева  Н. Психолого - педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!