1 | Организационно-методический | Организация направленного внимания и формирование интереса детей к теме занятия | Воспитатель: «Здравствуйте, ребята!» Ну-ка дружно, встаньте в круг, Я-твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. -Вы, ребятки, котятки? (Нет) Вы, ребятки, козлятки, (Нет) Вы, ребята, поросята? (Нет) А, кто вы? У вас есть имя и фамилия? (Да) А, ну-ка не молчите, и скорее назовите. (Дети называют свое имя и фамилию). | Групповая форма, приём психологической речевой настройки, чтение стихотворения | Дети выполняют движения в соответствии с текстом, повторяют слова вместе с воспитателем | Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу и около дверей нашей группы увидела мешочек. Давайте, посмотрим, что в нем? Вот, посмотрите, это лист с загадками. Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте внимательно. Загадки о членах семьи: (воспитатель выставляет волшебное дерево на доску и по мере отгадывания прикрепляет к веткам картинки членов семьи). Кто же трудную работу Может делать по субботам? Стопором, пилой, лопатой Строит, трудится наш …(папа) Кто милее всех на свете? Кого любя очень дети? На вопрос отвечу прямо: -Всех милее наше…(мама) Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед- Мой родной, любимый…(дед) Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша…(бабушка) Кто веселый карапузик- Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка- Это младший мой…(братишка) Кто любит и меня, и братца Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка- Моя старшая …(сестренка) Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А как можноназвать, однимсловом, маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру? (Семья). | Приём постановки проблемы Загадки о членах семьи | Внимательно слушают воспитателя | Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Усвоение проблемы |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Формирование представления | Беседа о понятии «Семья». Правильно, мамаи папа, их дети(сын или дочь), бабушки и дедушки-это члены семьи, все вместе они-это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребенка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге. Ребята, но, послушайте меня внимательно, в семье очень важно жить дружно. Старших что нужно? (слушаться. Помогать им), а младших нужно? (защищать, заботиться о них, жалеть). Артикуляционная гимнастика: А сейчас мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» Жил веселый язычок ( показать слегка высунув, язык). Спит в домишки и молчок ( крепко закрыть ротик) Вот наш язычок проснулся, кверху, книзу потянулся (открыть рот. Вытянуть язык, поднять его к верхней губе, затем к нижней). На крылечке посидел, влево, вправо поглядел ( положить язык на нижнюю губу, рот приоткрыт; улыбнуться, повернуть язычок к левому уголку губ, затем к правому). Поскакал он на лошадке, Цок да цок по тропке гладкой (звонко цокать язычком). Воспитатель: молодцы, ребятки. Интересно,что, еще есть в нашем волшебном мешочке. Посмотрим? (Очки) А кто носят очки? (бабушки и дедушки) У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки ? Скажи нам, как зовут твоего дедушку? А как зовут бабушку? (индивидуальные ответы детей) А теперь мы поиграем в игру «Семейные вещи». Нужна ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи. Вы подойдете к корзине и возьмете вещи и скажите кому из членов семьи она принадлежит (губная помада, галстук, очки, шляпа, мяч и т д). Молодцы, хорошо потрудились, помогли разобрать семейные вещи. А в волшебно мешочке еще что-то лежит, сейчас посмотрим. Дидактическая игра с мячом «Кто как трудится в нашей семье?» А сейчас я узнаю, кто как трудится в вашей семье? Я буду давать мяч каждому по очереди, а вы должны будете взять и сказать, кто чем занимается у вас дома: папа,мама. Бабушка, дедушка,сестра,брат или вы. Например: ходит на работу? Кто? Готовит пищу? Ходит в магазин? Учит уроки? Вяжет носки? и т д. Скажите мне, пожалуйста. Как вы в семье друг к другу обращаетесь? (индивидуальные ответы детей). Правильно, в семье все друг друга называют ласково, нежно. Следующая наша игра «Скажи ласково» Ребята, назовем всех своих членов семьи ласково, любя. Послушайте меня, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково. Например: Мама-мамочка, мамуля. Папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка. (Ответы детей). Молодцы! | Беседа Артикуляционная гимнастика Дидактическая игра Словесный метод, беседа Обогащение словаря | Внимательно слушают воспитателя, участвуют в играх, отвечают на вопросы Дети выполняют движения за воспитателем Отвечают на вопросы, выполняют задания Дети выполняют движения в соответствии с правилами игры Дети повторяют за воспитателем, учатся построению уменьшительно- ласкательных форм | Умение внимательно слушать, воспринимать информацию, взаимодействовать друг с другом Закрепление упражнений артикуляционной гимнастики Проявление самостоятельности, умение рассуждать, решение проблемной ситуации Закрепление знаний профессий членов своей семьи Совершенствование речевых навыков детей |
2.3 | Этап практического решения проблемы (актуализация знаний и затруднений в образовательной области) | Овладение действиями, способами решения проблемы | А теперь мы с вами немножко отдохнем: Физ. минутка: «Семейная зарядка»Цель: снятие усталости. Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками) Мы во двор выходим дружною семьей (ходьба на месте) Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку: Мама руки поднимает, опускает (руки вверх, вниз), Папа приседает (приседание), Повороты вправо, влево (повороты всем корпусом), Делает мой братик Сева, А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте). Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей «о семье»). Давайте, еще раз перечислим всех членов семьи. А теперь, посмотрим, что еще есть в волшебном мешочке. Ребята, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечки. Воспитатель показывает сердечки из цветной бумаги. Сейчас я вам раздам сердечки, а вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным и близким будет очень приятно! | Динамическая пауза Постановка вопросов, беседа | Дети совместно с воспитателем выполняют движения Рассуждают вместе с воспитателем | Положительный настрой детей на дальнейшую работу Актуализация знаний и затруднений в образовательной области. Проявление самостоятельности, умение рассуждать, решение проблемной ситуации |