СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Ж] в словах с прямыми слогами»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

автоматизация звука Ж в словах с прямыми слогами

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Ж] в словах с прямыми слогами»»



Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему:

«Автоматизация звука [Ж] в словах с прямыми слогами»

Цель: автоматизировать звук [Ж] в словах с прямыми слогами.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять образ буквы Ж;

- обогащать словарный запас;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать навык образования форм мн. ч. имен существительных;

Коррекционно-развивающие:

-укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звука [Ж] и готовить артикуляционный аппарат к постановке звука [Р];

- развивать фонематический слух: умение выделять звук [Ж] в слове;

- учить подбирать рифмы;

- развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятия;

- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ж] (см. приложения 1, 3, 4); игрушка «Жук»; буквы Ж, Ш (см. приложение 2); вязаный коврик, изображающий «полянку»; мяч; картинка-паз(зз)л (см. приложение 5).

Ход занятия.

  1. Подготовительный этап.

  1. Оргмомент. Цель - привлечь внимание ребенка, создать рабочее настроение и активизировать познавательный интерес.

Логопед: Здравствуй. Присаживайся. На прошлом занятии к нам в гости приходил Жук. Помнишь, как он разговаривал? (Он жужжал: ЖЖЖЖ.) Жук сегодня опять хочет поиграть с тобой. Он принес картинки. (см. приложение 1.- Картинки от Жука) Назови, что на них нарисовано и возьми себе только те, в названии которых услышишь звук [Ж]. (Ребенок называет предметы, сортируя карточки – тем самым логопед контролирует и оценивает уровень фонематического восприятия и навык произношения звука Ж в словах.)

Шар, жираф, шапка, жаба, шоколад, желудь, шахматы, жасмин, жук, шуба…

2. Объявление темы.

Логопед: Какие карточки ты отобрала? Повтори слова… Какой первый звук во всех словах? [Ж]. Вот об этом звуке мы и будем сегодня говорить.

3. Объявление цели. Активизация внимания к новому материалу.

Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [Ж] в словах. Давай сначала покажем Жуку, как ты научилась делать гимнастику для язычка.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика. Укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, подготовка к дальнейшей работе над звуком [Р].

«Непослушный язычок», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка» (для закрепления навыка удерживать язык в спокойном положении, распластанным и удерживать его у верхних зубов); «Ириска», «Грибок», «Парус», «Гармошка» (для отработки подъема языка вверх и растягивания уздечки); «Футбол», «Фокус» (для выработки плавной, длительной струи, идущей посередине языка).

2. Повторение артикуляции звука [Ж] - для совершенствования навыка произнесения звука [Ж] и проверки осознанности действий ребенка.

В каком положении находятся губы?.. вытянуты вперед, «бубликом».

В каком положении находятся зубы?.. приоткрыты.

Где находится кончик языка?.. поднят вверх в форме чашечки.

Где находятся края языка?.. прижаты к верхним коренным зубам.

Какая струя воздуха?.. теплая.

В произнесении звука голос участвует?.. да, горлышко поет, звук [Ж] звонкий.

А какая буква обозначает этот звук? (см. приложение 2. – Буквы Ж, Ш) Выбери нужную, отдай Жуку. (Закрепление образа буквы Ж.)

  1. Игра «Доскажи словечко». Цель: развивать фонематический слух и умение подбирать рифмы.

Логопед: Прошлый раз Жуку очень понравилось играть с тобой в рифмы, и он приготовил тебе новые загадки. Закончи предложения…

Жа-жа-жа – мы в лесу нашли… ежа,

Жу-жу-жу – молока дадим… ежу.

Же-же-же – живем на третьем этаже.

Жу-жу-жу – я на лавочке… сижу.

Жи-жи-жи – ты мне сказку… расскажи.

Же-же-же – мы приехали… уже.


Логопед: Наш гость принес тебе мячик для игры, но спрятал его и попросил сначала выполнить три задания. Первое – собрать все картинки на «полянке» и назвать предметы, которые там нарисованы.

4. Игра «Назови картинки». Цель: развитие навыка четкого произношения звука [Ж]в словах, обогащение словарного запаса.

(см. Приложения 3, 4).

Пижама, ножи, жакет, жеребенок, жабо, желудь, жало, живот, жилет, ежи, жар, жадина.

«Покажи картинку». Проверка понимания значения некоторых слов, развитие внимания и памяти.

Как называется острый носик у пчелы и комара? Жало.

Что раздулось у обжоры? Живот.

Как называют человека, который ни с кем не делится? Обжора.

Как еще можно назвать лягушку? Жаба.

Как называется большой кружевной воротник? Жабо.


Логопед: Молодец! Второе задание: на полянке очень высокая трава… Нашему Жуку неудобно ползать. Давай скосим эту траву…

5. Динамическая пауза. Цель: развитие крупной моторики и умения согласовывать слова с действиями.

- Упражнение «Косарь». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!». Повторить 7-8 раз в среднем темпе.


Логопед: И последнее, третье задание от Жука: нам надо напилить дров, чтобы он не замерз в своем домике…

- Упражнение «Пилим дрова». (Упражнение выполняется в паре.)

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и пооочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Жик, жик, жик». Повторять в течение 35-40 секунд в медленном темпе.


Логопед: Молодец! А вот и мячик. Давай поиграем.

6. Игры с мячом. Закрепление произношение звука [Ж] в словах с прямыми слогами, развитие лексико-грамматического строя речи.

- «Назови ласково». Формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Жук – жучок

живот – животик

желток – желточек

жакет – жакетик

жила – жилка, жилочка

- «Один – много». Совершенствование навыка образования формы множественного числа имен существительных.

Жук – жуки

желток – желтки

пижама - пижамы

жилет - жилетка

живот – животы

желудь – желуди


Логопед: А теперь собери картинку и увидишь, кому очень понравилось, как ты сегодня играла и работала…

  1. Собери пазл (паззл) (см. Приложение 4.). Развитие мелкой моторики, мышления, внимания. Закрепление образа буквы Ж.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов, релаксация.

С каким звуком мы сегодня играли? Что больше всего запомнилось? Что понравилось? Что было трудным?





Ж Ш







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!