СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ в рамках темы недели «Звуки Т- Ть. Буква Т» по развитию фонетико-фонетической стороны речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход интегрированной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Игра «Узнай букву наощупь»

 - Ко мне скорее подходи,   Букву узнай и назови!

Дети по очереди опускают руку в «волшебный мешочек», ощупывают одну из букв и называет ее. (Буквы изготовлены из различных материалов: наждачной бумаги, поролона, бархатной бумаги, гречневой крупы)

- Какие звуки живут в этих буквах? (Ответы детей: А,О,У,И,П,М,Н)

- Назовите гласные звуки. (Дети: А,У,О,И).

 - Что вы про них знаете? (Дети: при произнесении нет преграды во рту, есть голос, песенки длинные, носят красные «рубашки»)

-Назовите согласные звуки. (Дети: П,М,Н).

 - Почему их называют согласные? (Дети: Потому что они не могут петь, во рту есть преграда, они «соглашаются» помогать гласным  петь)

2. Развитие артикуляционной моторики

- А теперь давайте подготовим наш язычок и губки для нашего занятия. Достаньте, пожалуйста, зеркала.

  Гимнастика для губ.

- Ребята, посмотрите на экран, как нужно выполнять  первое упражнение «Улыбка» 

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

- Улыбаются лягушки, губы тянут прямо к ушкам.  (слайд № 1)

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

- Подражаем мы слону, губки хоботком тяну.  (слайд № 2)

«Улыбочка-хоботок» - Чередуем улыбку и хоботок

  Гимнастика для   язычка:

 «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

- Язычок широкий, гладкий. Называется лопатка.  (слайд № 3)

 «Часики»- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

- Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.  (слайд № 4)

«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

- Вверх-вниз, вверх-вниз, Язычок не торопись!  (слайд № 5)

 

«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.  (слайд № 6)

«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!   (слайд № 7)

«Пароход» - Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход: Ы-Ы-Ы-Ы! Набирает он свой ход:Ы-Ы-Ы-Ы! Он в гудок гудит, гудит: Ы-Ы-Ы-Ы! «Путь счастливый говорит»-Ы-Ы-Ы-Ы   (слайд № 8)

3.Развитие мелкой моторики. Игра с пальцами.

Этот теленок пьет молоко. Этот теленок ушел далеко. Этот теленок травку жует. Этот теленок копытцами бьет. Этот теленок мычит: -Почему-у-у Все разошлись?Скучно мне одному-у!

4.Сообщение темы занятия

- Ребята, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Т)

- Кто хочет рассказать о нем по схеме?

(Характеристика звука детьми с использованием схемы: это согласный звук, есть преграда- язычок и зубы, песенка короткая, нет голоса- глухой, твердый)

- Ребята, к нам на занятие пришли гости- щенок Том и котенок Тим.  Они отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и решили по пути заглянуть на наше занятие.

Какой 1-й звук вы слышите в слове Том? (Т), Тим (Ть).

 Сегодня мы будем говорить о звуках Т и Ть (выставляются символы звуков)

5.Акустико-артикуляционный образ звуков Т-Ть.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков Т и Ть с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит Т- согласный, носит синюю «рубашку».  Послушайте , как мягко произносится звук Ть-ть-ть. Он мягкий. Какую рубашку носит этот звук? (зеленую).

6.Закрепление звуков Т-Ть в словах, нахождение места звука в слове.

- Том и Тим принесли для вас картинки со своими звуками. Давайте назовем их,  выделяя звуки Т и Ть. 

(слайд №9)

-Ребята, мы знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Попробуем определить, где в этих словах слышатся звуки  Т и Ть. (Работа с фишками и полосками. Один ребенок работает у доски, остальные на местах).

-Положите перед собой полоски, найдите на них начало слова,  покажите где середина слова, конец слова. Слушаем внимательно, как я буду называть слова и показываем фишкой место звука в слове. (тыква, мост, танк, туфли, хвост, галстук, тигр, медведь). Молодцы, вы очень хорошо справились с этим трудным заданием.

7. Дифференциация звуков Т  и Ть.

- Щенку Тому нравятся слова со звуком Т, а котенку Тиму - со звуком Ть. Они приготовили для вас «рубашки» твердых и мягких звуков и предлагают поиграть в игру «Твердый – мягкий». (игра с карточками синего и зеленого цвета).

- Я буду называть слоги и слова, а вы внимательно слушайте  звук Т или Ть есть в этом слове. Какого цвета карточку вы поднимете, если услышите слово со звуком Т? (синего).Почему? (потому что это твердый звук). Ть? (зеленую, потому что –мягкий)

Та-то-ти-ту-те-тю-ту…

Том-Тим-танк-тень-тыква-тихо-торт-тина-тапки…

 8.Деление слов на слоги

-Том и Тим еще малыши и поэтому пока не умеют делить слова на слоги. Научим их? Выходите из-за столов и подойдите к доске. (на доске картинки со звуками Т-Ть)

Деление слов хором и индивидуально.

-Отхлопаем слово, протопаем ногами, отстучим по коленочкам.

9. Физкультминутка. Речь с движением.

Топали да топали До тополя дотопали. До тополя дотопали И ноги все оттопали.

10 .  Подбор слов-антонимов. Игра «Было - стало». 

- Когда Том и Тим были совсем маленькими,  в их дворе  тополь

(слайд № 10)

Друзья очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

- Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.

(Игра с мячом)

Тополь был тонким, а стал…(толстым); был низким, а стал… (высоким); был молодым,а стал …(старым). веток было мало, а стало …(много). ветки были короткими, а стали …(длинными).  листья были маленькими,а  стали …(большими), были мокрыми,а  стали … (сухими), были светлыми, а стали … (темными).

11.Проговаривание чистоговорок со звуками Т-Ть.

Ток-ток, ток-ток, взяли в руки молоток. Ток-ток, ток-ток, бьет по шляпе молоток. Ту-ту, ту-ту, дам сметаны я коту. То-то, то-то, надеваем мы пальто. Тень-тень, тень-тень, сели звери под плетень. Ать-ать, ать-ать, открываем мы тетрадь. Ать-ать, ать-ать, будем вместе рисовать.

12. Звуковой анализ слогов АТ, ТУ, ТИ

- Жил да был на свете звук Т и ему очень хотелось научиться петь, но как он не старался, песенки у него не получалось. Почему? (нет голоса, есть преграда зубы и язык) И вот однажды отправился  он в гости к гласном звукам  и стал просить, чтобы его научили петь. «Хорошо, - сказал звук А, - я встану первым и начну свою песенку, а ты вставай рядом и подпевай мне. Согласен?» «Согласен, согласен»- закричал звук Т, ведь он был согласным звуком. Какаю песенку спели звуки? (АТ). Выложите эту песенку у себя на столах из фишек. А теперь выложите песенку ТУ. Какой 1-й звук в этой песенке? (Т), второй? (У). Послушайте еще одну песенку- ТИ. Как вы думаете  из каких звуков она составлена? Назовите 1-й звук (ТЬ), 2-й- (И) . Выложите эту песенку.

13.Знакомство с буквой Т.

- Ребята, звук мы слышим, а увидеть его нам помогает…(буква). Правильно, буква –домик звука. Я хочу вас познакомить с буквой Т. Из чего она состоит? (из 2-х палочек) На что похожа?

Молоток стучит: «Тук-тук,букве Т я старый друг».

Буква Т на гриб похожа, у нее есть шляпка тоже.

Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

 (слайд №11)

- Нарисуйте букву Т пальчиком в воздухе, на столе.

14. Практическая работа. Изготовление подарка для медвежонка Топтыжки. (панно из  букв)

- Ребята, посмотрите, наши друзья Том и Тим почему-то загрустили. Что случилось? Оказывается Том и Тим собирались на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке. Они приготовили для него в подарок его любимую букву. Догадайтесь какую? (Т) . Они собрали ее из разных карти- нок на звук Т, но по дороге буква рассыпалась. Поможем нашим друзьям? (Дети собирают пазл- буква Т)

- Том и Тим говорят вам спасибо и приглашают вместе с ними пойти на день рождения к Топтыжке. Вы согласны, ребята? (да) Но как же быть, ведь у нас нет подарка для Топтыжки? Что мы можем ему подарить? (выслушиваются варианты ответов детей).

- Тим и Том сказали, что Топтыжке очень нравится его буква Т, давайте изготовим для него подарок своими руками, много разных красивых букв Т.

(Дети проходят за столы, где приготовлен весь необходимый материал. Раскрашивают и вырезают буквы, лепят из пластилина, украшают буквы семенами и крупой, аппликацией. Составляют общий коллаж)

- Какой красивый коллаж получился, думаю, что Топтыжка будет доволен.

15. Итог занятия.

Вручение подарка Топтыжке.

-Ребята, расскажите Топтыжке с какими звуками вы сегодня познакомились.

- Топтыжке ваш подарок очень понравился, он хочет угостить вас своими любимыми конфетами и приглашает потанцевать  под веселую музыку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ в рамках темы недели «Звуки Т- Ть. Буква Т» по развитию фонетико-фонетической стороны речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР»









 Конспект

интегрированной образовательной деятельности

с использованием ИКТ

в рамках темы недели «Звуки Т- Ть. Буква Т»

по развитию фонетико-фонетической стороны речи

в старшей логопедической группе для детей с ОНР





















 

Образовательные задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

- учить доводить начатое дело до конца.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- учить характеризовать звуки Т-Ть по акустическим и артикуляционным признакам;

- познакомить с буквой «Т».

Образовательная область «Речевое развитие»:

- развивать фонематический слух;

- учить звуковому анализу обратных и прямых слогов;

- упражнять в делении слов на слоги;

- определять позицию звука в слове;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

-учить лепить (моделировать) разными способами букву «т» в самостоятельной творческой деятельности детей;

- ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- воспитывать усидчивость, развитие внимания, памяти, мышления;

- развивать общую, мелкую моторику;

- работать над дыханием..

Предварительная работа: знакомство со звуком «Т»

Ожидаемый результат (коррекционная задача): дети умеют дифференцировать звуки «Т-ТЬ» по акустическим признакам; знают графический образ буквы «Т».

Методы и приемы: художественное слово, создание проблемной ситуации, беседа, вопросы к детям, сюрпризный момент, показ слайдов, художественное творчество, ТСО.

Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала; предметные картинки на звуки Т-Ть; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; дидактическое пособие «Домики гласных и согласных звуков»; карточки синего и зеленого цвета для дифференциации звуков Т-Ть, игрушки щенок Том, котенок Тим, медвежонок Топтыжка; компьютер; слайды с картинками; аудио-запись; пластилин; цветные карандаши и фломастеры; цветная и белая бумага; клей, ножницы.



Ход интегрированной образовательной деятельности:



  1. Организационный момент

Игра «Узнай букву наощупь»

- Ко мне скорее подходи,
Букву узнай и назови!

Дети по очереди опускают руку в «волшебный мешочек», ощупывают одну из букв и называет ее. (Буквы изготовлены из различных материалов: наждачной бумаги, поролона, бархатной бумаги, гречневой крупы)

- Какие звуки живут в этих буквах? (Ответы детей: А,О,У,И,П,М,Н)

- Назовите гласные звуки. (Дети: А,У,О,И).

- Что вы про них знаете? (Дети: при произнесении нет преграды во рту, есть голос, песенки длинные, носят красные «рубашки»)

-Назовите согласные звуки. (Дети: П,М,Н).

- Почему их называют согласные? (Дети: Потому что они не могут петь, во рту есть преграда, они «соглашаются» помогать гласным петь)

2. Развитие артикуляционной моторики

- А теперь давайте подготовим наш язычок и губки для нашего занятия. Достаньте, пожалуйста, зеркала.

Гимнастика для губ.

- Ребята, посмотрите на экран, как нужно выполнять первое упражнение «Улыбка»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

- Улыбаются лягушки, губы тянут прямо к ушкам.

(слайд № 1)

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

- Подражаем мы слону, губки хоботком тяну.

(слайд № 2)

«Улыбочка-хоботок» - Чередуем улыбку и хоботок

Гимнастика для язычка:

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

- Язычок широкий, гладкий.
Называется лопатка.

(слайд № 3)

«Часики»- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

- Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

(слайд № 4)

«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

- Вверх-вниз, вверх-вниз,
Язычок не торопись!

(слайд № 5)


«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

(слайд № 6)

«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

(слайд № 7)

«Пароход» - Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход: Ы-Ы-Ы-Ы! Набирает он свой ход:Ы-Ы-Ы-Ы!
Он в гудок гудит, гудит: Ы-Ы-Ы-Ы!
«Путь счастливый говорит»-Ы-Ы-Ы-Ы

(слайд № 8)

3.Развитие мелкой моторики. Игра с пальцами.

Этот теленок пьет молоко.
Этот теленок ушел далеко.
Этот теленок травку жует.
Этот теленок копытцами бьет.
Этот теленок мычит: -Почему-у-у
Все разошлись?Скучно мне одному-у!

4.Сообщение темы занятия

- Ребята, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Т)

- Кто хочет рассказать о нем по схеме?

(Характеристика звука детьми с использованием схемы: это согласный звук, есть преграда- язычок и зубы, песенка короткая, нет голоса- глухой, твердый)

- Ребята, к нам на занятие пришли гости- щенок Том и котенок Тим. Они отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и решили по пути заглянуть на наше занятие.

Какой 1-й звук вы слышите в слове Том? (Т), Тим (Ть).

Сегодня мы будем говорить о звуках Т и Ть (выставляются символы звуков)

5.Акустико-артикуляционный образ звуков Т-Ть.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков Т и Ть с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит Т- согласный, носит синюю «рубашку». Послушайте , как мягко произносится звук Ть-ть-ть. Он мягкий. Какую рубашку носит этот звук? (зеленую).

6.Закрепление звуков Т-Ть в словах, нахождение места звука в слове.

- Том и Тим принесли для вас картинки со своими звуками. Давайте назовем их, выделяя звуки Т и Ть.

(слайд №9)

-Ребята, мы знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Попробуем определить, где в этих словах слышатся звуки Т и Ть. (Работа с фишками и полосками. Один ребенок работает у доски, остальные на местах).

-Положите перед собой полоски, найдите на них начало слова, покажите где середина слова, конец слова. Слушаем внимательно, как я буду называть слова и показываем фишкой место звука в слове. (тыква, мост, танк, туфли, хвост, галстук, тигр, медведь). Молодцы, вы очень хорошо справились с этим трудным заданием.





7. Дифференциация звуков Т и Ть.

- Щенку Тому нравятся слова со звуком Т, а котенку Тиму - со звуком Ть. Они приготовили для вас «рубашки» твердых и мягких звуков и предлагают поиграть в игру «Твердый – мягкий». (игра с карточками синего и зеленого цвета).

- Я буду называть слоги и слова, а вы внимательно слушайте звук Т или Ть есть в этом слове. Какого цвета карточку вы поднимете, если услышите слово со звуком Т? (синего).Почему? (потому что это твердый звук). Ть? (зеленую, потому что –мягкий)

Та-то-ти-ту-те-тю-ту…

Том-Тим-танк-тень-тыква-тихо-торт-тина-тапки…

8.Деление слов на слоги

-Том и Тим еще малыши и поэтому пока не умеют делить слова на слоги. Научим их? Выходите из-за столов и подойдите к доске. (на доске картинки со звуками Т-Ть)

Деление слов хором и индивидуально.

-Отхлопаем слово, протопаем ногами, отстучим по коленочкам.

9. Физкультминутка. Речь с движением.

Топали да топали

До тополя дотопали.

До тополя дотопали

И ноги все оттопали.

10 . Подбор слов-антонимов. Игра «Было - стало».

- Когда Том и Тим были совсем маленькими, в их дворе тополь

(слайд № 10)

Друзья очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

- Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.

(Игра с мячом)

Тополь был тонким, а стал…(толстым);

был низким, а стал… (высоким);

был молодым,а стал …(старым).

веток было мало, а стало …(много).

ветки были короткими, а стали …(длинными).

листья были маленькими,а стали …(большими),

были мокрыми,а стали … (сухими),

были светлыми, а стали … (темными).

11.Проговаривание чистоговорок со звуками Т-Ть.

Ток-ток, ток-ток, взяли в руки молоток.

Ток-ток, ток-ток, бьет по шляпе молоток.

Ту-ту, ту-ту, дам сметаны я коту.

То-то, то-то, надеваем мы пальто.

Тень-тень, тень-тень, сели звери под плетень.

Ать-ать, ать-ать, открываем мы тетрадь.

Ать-ать, ать-ать, будем вместе рисовать.

12. Звуковой анализ слогов АТ, ТУ, ТИ

- Жил да был на свете звук Т и ему очень хотелось научиться петь, но как он не старался, песенки у него не получалось. Почему? (нет голоса, есть преграда зубы и язык) И вот однажды отправился он в гости к гласном звукам и стал просить, чтобы его научили петь. «Хорошо, - сказал звук А, - я встану первым и начну свою песенку, а ты вставай рядом и подпевай мне. Согласен?» «Согласен, согласен»- закричал звук Т, ведь он был согласным звуком. Какаю песенку спели звуки? (АТ). Выложите эту песенку у себя на столах из фишек. А теперь выложите песенку ТУ. Какой 1-й звук в этой песенке? (Т), второй? (У). Послушайте еще одну песенку- ТИ. Как вы думаете из каких звуков она составлена? Назовите 1-й звук (ТЬ), 2-й- (И) . Выложите эту песенку.

13.Знакомство с буквой Т.

- Ребята, звук мы слышим, а увидеть его нам помогает…(буква). Правильно, буква –домик звука. Я хочу вас познакомить с буквой Т. Из чего она состоит? (из 2-х палочек) На что похожа?

Молоток стучит: «Тук-тук,букве Т я старый друг».

Буква Т на гриб похожа, у нее есть шляпка тоже.

Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

(слайд №11)

- Нарисуйте букву Т пальчиком в воздухе, на столе.







14. Практическая работа. Изготовление подарка для медвежонка Топтыжки. (панно из букв)

- Ребята, посмотрите, наши друзья Том и Тим почему-то загрустили. Что случилось? Оказывается Том и Тим собирались на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке. Они приготовили для него в подарок его любимую букву. Догадайтесь какую? (Т) . Они собрали ее из разных карти- нок на звук Т, но по дороге буква рассыпалась. Поможем нашим друзьям? (Дети собирают пазл- буква Т)

- Том и Тим говорят вам спасибо и приглашают вместе с ними пойти на день рождения к Топтыжке. Вы согласны, ребята? (да) Но как же быть, ведь у нас нет подарка для Топтыжки? Что мы можем ему подарить? (выслушиваются варианты ответов детей).

- Тим и Том сказали, что Топтыжке очень нравится его буква Т, давайте изготовим для него подарок своими руками, много разных красивых букв Т.

(Дети проходят за столы, где приготовлен весь необходимый материал. Раскрашивают и вырезают буквы, лепят из пластилина, украшают буквы семенами и крупой, аппликацией. Составляют общий коллаж)

- Какой красивый коллаж получился, думаю, что Топтыжка будет доволен.

15. Итог занятия.

Вручение подарка Топтыжке.

-Ребята, расскажите Топтыжке с какими звуками вы сегодня познакомились.

- Топтыжке ваш подарок очень понравился, он хочет угостить вас своими любимыми конфетами и приглашает потанцевать под веселую музыку.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей