Конспект логопедического занятия на тему: Звуки К-К*. Буква К.»
Цель занятия: Ознакомление со звуками [К], [К'] и буквой К.
Задачи:
-уточнение артикуляции звуков [к-кь];
-ознакомление с буквой К;
-закрепление образа буквы;
-формирование навыка чтения слогов с буквой К.
развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, мышления и зрительного восприятия.
- воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности.
Наглядные пособия и раздаточный материал: зеркала, кассы букв и звуков, индивидуальные тетради, картинки с изображением кота, клоуна, капусты, колокольчиков, карандашей, кекса, кисти, звуков К, К', синие и красные кружки, «слоговые елки», вагоны.
Лингвистический материал: [к], [к'], капуста, коньки, колокольчик, карандаши, кекс, кисть, ак-ок-ук-ик, ка-ко-ку-ки, коза, курица, корова, кролик, индюк, бык.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психогимнастика:
У: Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
У: Сегодня к нам на занятие пришел кот Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве.
У: Ну, что ребята отправимся с ним.
1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
У: Но прежде чем отправится нам нужно подготовится. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
«Улыбочка-хоботок»
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи
«Часики»
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
«Чашечка».
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Горка».
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
Пальчиковая гимнастика:
У: (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
У:Но какие же его любимые звуки? У Кирилла имя начинается с этого звука - Кот Кирилл! Ребята! Догадались, какие это звуки? («К и К*»).
У: Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.
У: Где же мы будем искать звук «К»?
У: Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!
У: Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.
У: Подумайте, на какой улице живут звуки «К и К*», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].
У: Произнесите звук К
У: При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*
У: При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой.
У: Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
У: Верно. Какой же это звук? Согласный.
На картинке изображен «кот».
У: Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.
У: Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — кружком зелёного цвета. Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким.
У: Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой? (Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)
Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
У: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».
Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]
(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…)
Игра: «Подними сигнал»
У: Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши
- м, н, к, т, п, к
- та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
- стол, ком, зима, кот, мак, комар.
3. Динамическая пауза:
«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука «К».
Есть слова, где К - в начале, (наклон)
Есть слова, где К – в конце …» (наклон)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
Игра «Звуковой поезд».
У: «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова. Разложить предметные картинки:
коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.
У: В первый вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К», во второй - в конце слова.
У: «Что лишнее?» — лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К].
У: Во 2 вагоне едут?
«Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.
Знакомство с буквой.
У: Что вы видите на этой картинке? Кто изображен?
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К.( Е. Тарлапан)
У: «На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит».
У: Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К. Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
Упражнение в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик.
У: Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».
«Лесная красавица в гости пришла,
На ветках зелёных шары принесла.
Внимательно эти шары рассмотри
И слоги на них поскорее прочти».
(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)
В ходе игры выполняется:
- Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.
АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)
ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)
УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).
ИК-ИК-ИК. Вот какой котик.
Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.
У: Придумайте слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).
У: Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую. Откройте свои тетради и запишите букву К.
Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)
1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)
Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?
5. Итог занятия
С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)
Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)
Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.