Тема занятия: Дифференциация звуков [ч - т’].
Тип занятия: объяснение нового материала.
Группа: ОНР-3.
Класс: 1-й.
Цели:
Образовательные:
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;
учить составлять слова;
формировать операции звукобуквенного анализа;
активизировать словарный запас;
работать над предложением, формировать грамматический строй,
закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.
План занятия:
Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.
Уточнение артикуляции звуков
Соотнесение звуков с буквами
Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча
Отгадывание загадок
Физминутка
Работа над словообразованием
Дидактическая игра « Измени слово»
Массаж ушных раковин
Пересказ рассказа» Синичка»
Итог
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Садитесь.
Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.
Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.
-Назовите 3-й звук в слове «ручка»
Дети: Звук «Ч»
Логопед: 2-й звук в слове «стержень»
Дети: Звук «т’»
Логопед: 3-й звук в слове «туча»
Дети: «ч»
Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»
Дети: Звук «т’»
Логопед: 3-й звук в слове «Катя»
Дети: Звук «т’».
Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?
Дети: Звуки «ч» и «т’»
Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.
(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)
Логопед: Где мы оказались?
Дети: В лесу
Логопед: А как вы догадались?
Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев
Логопед: Это речевые или неречевые звуки?
Дети: Неречевые
Уточнение артикуляции звуков.
Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.
Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)
Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?
Дети: Тихо, не шуметь.
Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.
(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).
Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».
Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.
Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.
(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).
Соотнесение звуков с буквами.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)
Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.
Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.
Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.
(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь
Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.
Отгадывание загадок
Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.
(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).
Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?
а) С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка - зеленая спинка.
Дети: Кузнечик.
Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком и поделится медком.
Дети: Пчела.
Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.
Дети: Бабочка.
( К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).
Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?
Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».
Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.
Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.
Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.
Физминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг- скок. Стоп. Сели.
Травушку покушали, Тишину послушали.
Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.
Словообразование.
Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?
Дети: Кузнечик.
Логопед: Верно.
(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).
Дети: «Не перепутай буквы».
Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».
(Дети называют детенышей животных).
У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).
Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?
Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».
Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.
Дети: Это пчела.
Работа со словами-паронимами.
Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.
Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».
(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).
Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).
(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).
Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.
Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.
Массаж ушных раковин.
Логопед: Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.
Пересказ рассказа «Синичка»
Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.
Логопед: О ком этот рассказ?
Дети: О синичке.
Логопед: Как она оказалась у детей?
Дети: Она влетела в форточку.
Логопед: Как ей жилось у детей?
Дети: Они о ней заботились.
(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).
Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.
Подведение итога занятия.
Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?
Дети: О звуках «ч» и «т’».
Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.
Дети: До свидания.