СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т']"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т']"»







Тема занятия: Дифференциация звуков [ч - т’].

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: ОНР-3.

Класс: 1-й.

Цели:

  1. Образовательные:

  2. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;

  3. учить составлять слова;

  4. формировать операции звукобуквенного анализа;

  5. активизировать словарный запас;

  6. работать над предложением, формировать грамматический строй,

  7. закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;

  1. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.

План занятия:



  1. Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

  2. Уточнение артикуляции звуков

  3. Соотнесение звуков с буквами

  4. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча

  5. Отгадывание загадок

  6. Физминутка

  7. Работа над словообразованием

  8. Дидактическая игра « Измени слово»

  9. Массаж ушных раковин

  10. Пересказ рассказа» Синичка»

  11. Итог



Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Садитесь.

  1. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.

-Назовите 3-й звук в слове «ручка»

Дети: Звук «Ч»

Логопед: 2-й звук в слове «стержень»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «туча»

Дети: «ч»

Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «Катя»

Дети: Звук «т’».

Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?

Дети: Звуки «ч» и «т’»

Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.

(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)

Логопед: Где мы оказались?

Дети: В лесу

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев

Логопед: Это речевые или неречевые звуки?

Дети: Неречевые

  1. Уточнение артикуляции звуков.

Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.

Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)

Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Дети: Тихо, не шуметь.

Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.

(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).

Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».

Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.

(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).

  1. Соотнесение звуков с буквами.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)

Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.

  1. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.

(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь

Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.



  1. Отгадывание загадок

Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.

(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).

Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зеленая спинка.

Дети: Кузнечик.

Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

Дети: Пчела.

Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка.

( К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).

Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?

Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».

Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.

Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.

Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.

  1. Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок. Стоп. Сели.

Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.



  1. Словообразование.

Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?

Дети: Кузнечик.

Логопед: Верно.

(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).

Дети: «Не перепутай буквы».

Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».

(Дети называют детенышей животных).

У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).

Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?

Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».

Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.

Дети: Это пчела.

  1. Работа со словами-паронимами.

Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.

Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».

(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).

Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).

(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).

Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.

Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.

  1. Массаж ушных раковин.

Логопед: Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.



  1. Пересказ рассказа «Синичка»

Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.

Логопед: О ком этот рассказ?

Дети: О синичке.

Логопед: Как она оказалась у детей?

Дети: Она влетела в форточку.

Логопед: Как ей жилось у детей?

Дети: Они о ней заботились.

(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).

Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.



Подведение итога занятия.

Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?

Дети: О звуках «ч» и «т’».

Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.

Дети: До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!