СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Солнечная система" для старшего дошкольного возраста

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождающий наглядный презентационный материал повышает познавтельный интерес к космическому пространству. Эксперименты и опыты  характеризует и подчеркивает  особенность каждой планеты. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Солнечная система" для старшего дошкольного возраста»

- Я сейчас отправляюсь в путешествие, если вы любите путешествовать, подсоединяйтесь ко мне

- На чем любите путешествовать? (ответы детей)

- Отгадайте, на чем мы будем путешествовать сегодня:

Летит в космической дали
Вокруг Земли, других планет (фото корабля 1)
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них (фото корабля 2)
Как на ладошке:
Степной простор,  (фото корабля 3)
Морской прибой,
А может быть и мы с тобой! (космический корабль) (фото корабля 4)

- Занимайте места! Каждый свое! А как вы определите свое место?

(дети садятся на стулья, на которых написаны номера и имена детей, стулья расставлены перед настенным телеэкраном )

- Закрывайте глаза! Начинаем обратный отчет 10 9, 8…..0, пуск!!! (выключить свет, выложить на

середину солнечной системы плоскостное изображение солнца и включить световую установку) (фото коcмоса)

- Поздравляю, отлично взлетели, мы в космосе! (дети открывают глаза, направить луч света на солнце)

- (дети слышат голос Солнца)

- Я Солнце – ваша звезда! (фото солнца) Приветствую вас в своей солнечной системе

Солнечная система – это город, в котором живут планеты. У каждой планеты есть своя улица,

а где вы живете космонавты? (дети называют планету Земля, город, страну, домашний адрес 2-3 человека,

воспитатель помогает формулировать ответы детей) Я приглашаю вас на экскурсию по моему городу,

который называется Солнечная система (далее общение ведет воспитатель, дети подходят с воспитателям к орбитам )

- Как много улиц, чтобы не заблудиться, давайте их пронумеруем. Космонавты с 1 по 9 место

помогут это сделать. От куда начнем, от центра или к солнцу (если дети затрудняются,

воспитатель помогает рассуждать: как строиться город от центра, растет, расширяется, расстраивается… и

дети выкладывают цифры на орбиты планет).








1. МЕРКУРИЙ (улица 1) (дети сидят)

- Смотрите, смотрите, перед нами планета Меркурий (фото планеты Меркурий)

- Она находится на первой улице.

- Назовите первый звук в слове Меркурий (ответ).

- Назвали ее в честь бога торговли Меркурий, а почему, никто не знает (фото бога и знака Меркурия)

- Астрологи эту планету обозначают вот таким знаком.

- Поверхность Меркурия твердая, пустынная, там нет ни воздуха, ни воды,(фото планеты Меркурия)

- Днем она обжигается лучами, а ночью замерзает.

- Давайте, ее сфотографируем (дети имитируют фотографирование, сопровождая звуком, это выполняют

при каждом фотографировании всех планет)

- Выкладывайте на улицу, на которой живет Меркурий, а чтобы не забыть название планеты

подпишем (1 ребенок выкладывает фото, 2 ребенок табличку с названием, 3 ребенок – знак; и так выполняется каждый раз)









2. ВЕНЕРА (улица 2) (дети сидят)

- Наш полет продолжается! На какую улицу? (ответ: вторую)

- Открыть иллюминаторы! Приближаемся к планете, которая названа в честь богини Весны,

Любви и Красоты Венера! А вот и ее знак! (фото знака и планеты Венеры)

- Назвали планету земляне (фото землян),

- Когда еще не было космических кораблей и телескопов, а без них Венера с Земли казалась

ярко-голубой звездочкой, которую можно было видеть в темное время суток (фото звездочки)

- Вот как выглядит планета вблизи (фото планеты)

- Это каменистая раскаленная пустыня, можно печь пироги. Температура всегда одинаковая

+ 470С. Солнце всходит на западе, а заходит на востоке. И идут дожди, но не такие как

на Земле, а кислотные.

- Вы запомнили, как называется эта планета? (ответы).

- А чтобы лучше запомнить, мы прохлопаем ее название и сосчитаем слоги (хлопают, считают,

дают ответ ).

- А фото на память ? (дети имитируют)

- На какой улице живет планета? (ответы) (выкладывают фото, знак и название планеты)




3. ЗЕМЛЯ (улица 3) (дети сидят)

- Пролетаем нашу планету (фото планеты Земля),

- Как она называется?

- На какой улице живет?

- Какие у нас соседние улицы? (ответы: планета Земля, живет на третей улице, соседи 2 и 4)

- Летим на четвертую улицу!


4. МАРС (улица 4) (дети сидят)

- (фото планеты Марс) Это планета….? Похожа на….? Чем похожа….? (ответы: Марс, похож

на Землю, возможно, там есть жизнь, нашли микроорганизмы, есть равнины, времена года…)

- Там есть загадочные борозды (фото борозд)

- Откуда они появились? (высказывания детей)

- Ученые предполагают, что это каналы или русла рек, в которых нет воды уже много

миллионов лет, а может быть есть в почве планеты, ученые это скоро выяснят.

- Красноватый Марс хорошо виден с Земли. (фото бога планеты Марс),

- Считали что красный цвет, это цвет крови и назвали планету в честь древнеримского бога

войны Марс, (фото знак планеты) вот знак этой планеты.

- Сфотографируйте планету (фото планеты Марс) (дети имитируют и выкладывают на орбиту фото планеты, знак,

название планеты)

- Самое главное забыли, на ней еще есть вулканы, хотите посмотреть? (фото космоса)

Опыт №1 «Вулкан»

(опыт-шоу «Вулкан»: опустить в аквариум с водой вылепленный из пластилина вулкан 10х10см, внутри

которого пузырек, наполненный спиртовой тушью и закрыт пробкой с отверстием. Дети наблюдают извержение

вулкана: тушь клубками выходит из пузырька)







5. ЮПИТЕР (улица 5) (дети не садятся)

- Будьте осторожны, приближаемся к гиганту (фото планеты Юпитер)

- Не покидайте корабль, а то вас притянет как магнитом, планета большая, гравитация

мощная.

- Вы в этом убедитесь сами. Вот вам карта планеты, по этому маршруту будем обследовать

Планету Опыт № 2 «Карта Венеры» (дети делятся на пары, каждая пара получает большой круг с нарисованным

маршрутом и двумя магнитами, дети в паре выполняют задание по очереди)

- Кто желает рассказать о результатах обследования планеты (рассказывает заранее подготовленный

ребенок): Это самая большая планета, из далека она кажется полосатой, а в центре планеты

красное пятно (фото красного пятна), почему красное и из чего оно состоит, не знает никто, но

есть предположение, что это не утихающий ураган. Юпитер не совсем шар, он вращается с

такой силой, что сплющивается у полюсов (фото Юпитер - сплющенный) (далее беседу ведет воспитатель)

- Вы почувствовали силу притяжения, планета притягивает к себе все с такой силой, что

может расплющить корабль.

- У Юпитера нет твердой суши, она состоит из газовых облаков

- Названа планета в честь главного бога света (фото планеты Юпитер, бога и знак), а это ее знак

- Сфотографируйте планету (фото планеты Юпитер)

- На какой по счету улице живет Юпитер? Найдите название планеты среди табличек

(дети выкладывают планету, знак, название планеты)







(фото космоса) ФИЗМИНУТКА «ЗАПОМИНАЙКА»

(дети произносят стишок и повторяют за воспитателем движения)

Раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс, пять Юпитер, шесть Сатурн, А еще Уран, Нептун и конечно же Плутон, наше Солнце чемпион






6. САТУРН (улица 6) (дети сели)

- Летим на самую интересную планету Солнечной Системы, это ее знак (фото знак планеты Сатурн)

- С Земли он выглядит желтоватым и потому его назвали именем бога Посева

(фото планеты Сатурн с богом посева)

- Видно издали казалось, что вся планета засеяна пшеницей (фото планеты Сатурн)

- Это вторая планета гигант. Чем она отличается от других планет? (ответ: есть кольца)

- Расскажу секрет: это не кольца(фото планеты с кольцами), а огромное количество больших и

мелких камней, они вращаются вокруг планеты с такой скоростью, что сливаются в единую

массу и издалека кажутся кольцами. Мне только не понятно, почему они не падают?

(предположения детей, объяснения…)

- Не верю! Докажите что не падает!

Опыт № 3 «Кольца Сатурна» (2 девочки доказывают: крутят обручи, в конце обручи падают на пол)

- Ну вот, упали, а у Сатурна не падают, почему?

(ответ: потому что девочки перестали крутить обруч, а Сатурн не перестает их крутить)

- Такую интересную планету хочу сфотографировать (фото планеты Сатурн)



  1. УРАН (улица 7) (дети стоят)

(дети не успели сесть на стулья, как услышали стук в дверь, передают посылку: большой кусок льда, завернутый

в фольгу, приклеенназаписка с названием планеты, так, чтобы дети ее увидели не сразу)

- Что это, откуда, от кого? (дети щупают, осматривают, высказывают предположения…, находят записку и

делают вывод, что посылка с планеты Уран.)

- Ой, да это же следующая планета, на которую мы должны лететь (фото планеты Уран с кольцом)

- Планета названа в честь бога Неба и астрологи обозначают ее вот таким знаком (фото знак)

- Интересно, что нам прислали? (высказывания детей) (развернуть фольгу и положить лед на поднос)

- Вот это, да! А почему кусок льда, а не мороженное? (высказывания детей: на планете лед…)

- Да, планета ледяная и на ней очень холодно. Давайте ее сфотографируем, возьмем табличку

с названием и выложим на улицу под номером……(добавляют дети: 7)(выкладывают на орбиту)

- С какой планетой она схожа и чем схожа? (ответ: с Сатурном, кольцами)

- Кольца эти едва заметны, и планета не вращает их вокруг себя, а на них как бы катиться

лежа на боку (воспитатель имитирует движением вращение планеты, дети повторяют)

- А на что похож наш подарок с Урана? (ответ: на айсберг)

- Интересно, а этот кусок льда утонет в воде или будет плавать как айсберги на Земле?

Опыт № 4 «Айсберг» (дети подходят к столу, на котором стоит ведро с водой, воспитатель опускает кусок льда в воду)

- Почему он не тонет? (ответы детей: это лед, а лед не тонет, потому что там есть

пузырьки воздуха, он не тяжелый)

- Я забыла, на какую по счету улицу мы отправляемся далее? (ответ: 8)




8. НЕПТУН (улица 8) (дети садятся на стулья)

- На ней живет Нептун, так назвали зелено-голубую планету и астрологи изображают вот

таким знаком (фото планеты Нептун, знак)

- Названа она именем бога морей и океанов (фото бог планеты Нептун)

- Поверхность планеты голубая – это лед (фото планеты Нептун)

- А если посмотреть в телескоп, то зеленоватая, потому что окружена газовыми облаками

зеленого цвета.

- На планете дуют сильные-сильные ветра, таких нет даже на Земле.

- Фотографируйте красивую планету и выложите с надписью на 8 улицу (дети выкладывают на

орбиту фото, знак, название планеты)
















  1. ПЛУТОН (улица 9) (дети сидят на стулья)

- Приближаемся к улице под номером….(добавляют дети: 9) (выключить свет, объектив закрыть рукой)

- Ничего не вижу, солнце плохо освещает самую далекую планету Плутон (фото планеты Плутон)

- Ой, какая маленькая, как ее можно еще назвать (ответы: крошечная, малюска, миниатюрная,

карликовая, лялешная, махонькая …)

- Правильно, (фото телескопа 1)

- Ее можно рассмотреть только в самые мощные телескопы (фото телескопа 2)

Чтобы глаз вооружить и с планетами дружить (фото телескопа 3)

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный…… (телескоп) (фото телескопа 4)

- У меня есть почва с этой планеты, давайте ее, рассмотрим Опыт № 5 «Почва с Плутона»

(опыт проводится стоя, каждый ребенок берет маленькую миску с песком и рассматривает и отвечает на вопросы)

- Какая почва? Какого цвета? (ответ: сыпучая, белая, слегка желтая)

- Какие частички? (ответ: мелкие, маленькие)

- Давайте посмотрим под лупой, что видите? (дети берут лупы и рассматривают)

(ответы: частички кажутся камушками, лупа увеличивает)

- Вот такая почва на этой планете.

- Назвали планету именем бога подземного царства и ада (фото бога планеты)

- И правда, на планете адский холод (фото планеты Плутон),

- Как вы думаете, почему? (ответ: дальше всех от солнца, не прогрета)

- Сделайте снимок карликовой планеты (дети фотографируют, выкладывают на орбиту фото и название)

- Вот знак планеты (воспитатель дает карточку со знаком планеты Плутон)

- Совсем недавно ученые решили, что поторопились назвать Плутон планетой, потому что

очень много в Солнечной Системе таких же крошечных образований (фото карликовых планет)



10. ЗЕМЛЯ (улица 3)

- На какую еще планету мы забыли залететь? (ответ: Земля, на 3-ю улицу)

- Так это же наша планета, полетели домой! Рассаживаемся на свои места и начинаем

обратный отсчет 10, 9,8…..1, 0 пуск!

- Вот таким знаком обозначают астрологи Землю (фото знак планеты Земля)

- А какая наша планета, расскажите! (фото Земли) (ответы: есть растительный и животный мир,

северный и южный полюса, времена года, день, ночь, суша, горы, равнины, вулканы)

- Какая планета больше всего похожа на нашу Землю, в чем схожесть? (ответы: есть

равнины, вулканы, времена года)

- Сфотографируйте Землю (дети выкладывают последнюю планету, знак и название)

- А мне все-таки интересно, почему из космоса наша Земля кажется голубой? (ответ: много

морей и океанов)

- А вы любите купаться? (ответ)

- Вы замечали, что на дне вода холодная, на поверхности теплая, почему?(предположения детей)

- Интересно, а почему вода не перемешивается? (предположения детей)

- Я могу это показать! Опыт № 6 «Речка» (воспитатель проводит опыт: показывает 2 пузырька, дети

определяют в них температуру; затем воспитатель в аквариум с комнатной температурой опускает одновременно

1 пузырек с ледяной водой и 1 с горячей, вода в пузырьках окрашена разным цветом; горячая вода устремляется

вверх, холодная вниз)

- Вот почему вода не перемешивается, потому что холодная вода тяжелее и идет на дно.

- На всех улицах города побывали? Как называется этот замечательный город?

11. КОСМИЧЕСКИЙ ОБЕД «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА» (дети стоят)

- Что-то я проголодалась! Пора подкрепиться космическим обедом. На обед сегодня блюдо

под названием «Солнечная Система». Приготовили космические тарелки и ложки, готовить

будем вместе (на столах стоят подносы, на них: нарезанные апельсины (Солнце), киви (Земля), виктория (Марс),

банан (Венера), яблоко (Юпитер), виноград белый (Нептун) и красный (Меркурий), груша с зубочисткой (Сатурн),

кусочки пастилы с зубочисткой ((Уран), зерна кукурузы (Плутон), крупинки кондитерского украшения (звезды).

- Я думаю, что апельсин будет Солнцем! (фото всех планет с названиями)

- Фотография вам поможет приготовить обед (дети на своей тарелке выкладывают обед, рассказывают

какой планетой назвали тот или иной фрукт и рассаживаются за столы, во время еды звучит стихотворение

«Планета»)

- Совсем и не заметили, как приземлились на Землю.

- Вам понравилась путешествие, дома своим близким расскажите, что нового узнали и

поделитесь своими впечатлениями.








































Асбестовское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 56» Асбетовского городского округа








Организация непосредственно-образовательной деятельности

познавательно-речевое направление

с элементами экспериментальной деятельности

по формировании целостного представления о мире

для детей от 6-т лет до 7-ми лет





ТЕМА: Экскурсия по Солнечной системе


ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 28.02.2013г


ВОСПИТЕЛЬ: Н.М.Голубева





















г. Асбест 2013 г.

Задачи:

1. Продолжать формировать коммуникативные способности: умение работать в паре,

без конфликта находить свое место на стуле, принимать высказывания других детей и

выслушивать их

2. Углубленно расширять знания детей о планетах солнечной системы (Планеты Венера,

Меркурий. Юпитер, Сатурн Уран, Нептун, Плутон)

3. Учить использовать ранее полученные знания для сопоставления с новыми знаниями,

делать сравнение (Марс и Земля: времена года, равнины, вулканы, микроорганизмы;

Сатурн и Уран: кольца; Земля и Нептун: дуют ветра)

4. Познакомить с астрологическими знаками планет


Предварительная работа:

1. Наличие знаний о Земле: рассматривание иллюстраций планеты, восход и заход солнца,

суши, морей и океанов, смена времен года, растительный и животный мир (чтение рассказов,

просмотр видео фильмов, фотографий, атласов, энциклопедий)

2. Рассматривание планет солнечной системы

3. Наличие знаний о планете Марс: внешний вид, характеристика (рассматривание иллюстраций,

видео фильмов)

4. Заучивание стихотворения «Запоминайка»:

Раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс, пять Юпитер, шесть Сатурн,

А еще Уран, Нептун и конечно же Плутон, наше Солнце чемпион.



Наглядный материал:

1. Видео презентация планет, астрологические знаки, боги планет, космические корабли,

телескопы, Солнечная система, видео стихотворение…

2. Пронумерованные детские стулья с надписью имени ребенка

3. Фотографии планет

4. Таблички с названием планет

5. Карточки с изображением астрологических знаков планет

6. Карточки с числами от 1 до 9

7. Опыт №1 «Вулкан». Аквариум с водой, из пластилина форма вулкана, внутри баночка с

черной спиртовой тушью, банка закрыта пробкой, в пробке небольшое отверстие

8. Опыт № 3 «Кольца Сатурна». Обручи 2-3 штуки.

9. Опыт № 4 «Айсберг». Кусок льда завернутый в фольгу, ведро с водой

10. Опыт № 6 «Речка». Аквариум с водой комнатной температуры, 1 пузырек с водой,

окрашенной в синий цвет и 1 пузырек с горячей водой, окрашенной в красный цвет.

Для удобства можно пузырьки закрепить лежа на подставках.

11. Световая установка – 1 штука.

12. Магнитофон с звуковой записью голоса Солнца

13. Плоскостное изображение Солнечной Системы на полу: в центре Солнце, вокруг него круги

(орбиты) в количестве 9 штук.

14. Поднос для льда – 1 штука

Раздаточный материал:

1. Опыт №2 «Карта Венеры». Крышки от больших ведер, на них наклеен: маршрут

передвижения в виде различных линий, в середине красное пятно, космический корабль.

Два магнита, один с изображением смалика

1. Опыт № 5 «Почва с Плутона». Лупы, маленькие тарелочки с песком.

2. «Космический обед». Одноразовые тарелки и вилки. Фрукты нарезанные кружками:

банан, апельсин, киви, яблоко, груша с зубочисткой; целые ягоды: виктория, красный и белый

виноград; кусочки пастилы с зубочисткой, зерна кукурузы, кондитерское украшение


сходства


времена года

Земля Марс

суша

Земля все кроме Юпитера

равнины

Земля Марс

вулканы

Земля Марс

день ночь

Земля Марс

дуют ветра

Земля Нептун

идут дожди

Земля Венера











Физминутка


Раз – Меркурий

Два – Венера

Три – Земля

Четыре – Марс

Пять – Юпитер

Шесть – Сатурн

А еще Уран, Нептун

И конечно же Плутон

Наше солнце чемпион

Давай, давай еще быстрее повторяй























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!