« ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
ЗАНЯТИЕ - ИГРА
ЦЕЛИ
1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях. Продолжать учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.
2. Тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, умение делить слова на слоги,
4. Составлять предложения по опорным словам, анализировать предложение.
5. Развивать зрительно-пространственную координацию, артикуляционную моторику, сенсомоторные процессы, внимание, мышление, память.
6. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
7. Формировать готовность родителей к эффективной коррекционно-педагогической работе с детьми.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игровое поле с волчком для игры: «Что? Где? Когда?»; конверты с фотографиями родителей, магнитная доска; табло с карточками для выставления счёта; вазы и цветы,«Чудесный мешочек», игрушки домашних животных: кот, собака, бык, корова, лошадь, коза; домики сделанные из «Лего» - окошечки по количеству слогов; «Таинственный ящик», зеркало; сюжетные картинки, схема предложения из трёх слов; картинки – половинки: юла,пила,нора,зебра,гора,акула; медали.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На игровом поле лежат конверты. В середине поля волчок со стрелочкой. Звучит музыка.
Логопед. Внимание! Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В игре принимает участие команда знатоков и команда родителей. За игровым столом знатоки. (Логопед называет имена детей).( Тимур, Кирилл, Милена, Вика, Лера, Даша )
Вопросы знатокам задают их родители. (Родители сидят на стульях в зале).
Играем до 6 очков. Счёт 0:0
Первый раунд!
Первый ребенок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Задание знатокам даёт - показывает фотографию. Дети называют, чей это мама или папа.
Родитель. Уважаемые знатоки! Я вам раздам цветы. У цветов в серединке нарисованы картинки. Определите первый звук в названии вашей картинки и поставьте в вазу с соответствующим звуковым символом.
Дайте характеристику звуку.
Картинки:
— улитка ([у] —гласный);
— утюг ([у) — гласны
- Апельсин( а гласный );
— антенна ( а – гласный)
—игрушки (и — гласный)
- ива ( и – гласный)
Дети показывают картинку, определяют первый звук, ставят в вазу с соответствующим символом, дают характеристику звуку.
Знатоки справились с заданием и счёт становится 1:0. (Музыкальный проигрыш).
Логопед вывешивает на табло счёт.
Второй раунд.
Второй ребенок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. С вами играет - показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Я очень люблю домашних животных. Но не знаю, в какие домики их поселить. Попробуйте по количеству слогов расселить животных по домикам. Назовите, какого животного вам необходимо поселить в домик. (Просит из «Чудесного мешочка» достать животного).
Каждый ребенок определяет количество слогов и заселяет животного в домик. Дети расставляют возле домиков игрушки с животными в соответствии с количеством окон в нём: одно окно - один слог, два окна - два слога, три окна - три слога, объясняют, почему они поселили животного в этот домик.
Ребёнок. В слове корова 3 слога, значит, я поселю её в домик с тремя окошечками. Знатоки справились с заданием. Счет становится 2:0. (Музыкальный проигрыш).
Я предлагаю немножко отдохнуть взять «Радостную минутку для ваших мам» и рассказать им стихотворение.
Упражнение на координацию речи с движениями.
Маму я свою люблю,
я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
и бельё я выжимаю,
Пол я чисто подмету
мокрой тряпочкой протру.
Маме надо отдыхать,
маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
и не разу,
И не разу ни словечка
не скажу
Третий раунд.
Третий ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Уважаемые знатоки! Вопрос задаёт - показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Внимание, «Таинственный ящик». Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет лежит в «Таинственном ящике».
Не смотрел в окошко-
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко-
Там второй Антошка.
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало).
Дети. В «Таинственном ящике» находится зеркало.
Открывают ящик, показывают предмет. Молодцы! А когда мы на занятиях используем зеркало?
Дети: Когда делаем упражнения для язычка, для губ.
Логопед: Какие вы знаете упражнения, покажите.
Дети показывают: «Лопаточка», «Иголочка», «Дудочка», «Почистим зубки», «Лошадка» и др.
Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание. Счет становится 3:0
Четвёртый раунд!
Четвёртый ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. С вами играет - показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Жили в книжке предложения. Залетел озорной ветерок и слова в них перепутались. Найдите и исправьте ошибки
Арбуз разрезал Аркашу. ( Тимур)
Рыба поймала рыбака. ( Кирилл)
Стол поставили на лампу.( Милена.)
У красного платья есть Оксана.( Вика.)
Лошадка едет на Мише (Лера)
Куры кормят Марусю. ( Даша)
А сейчас дорогие мои знатоки, я бы хотела взять музыкальную паузу.
Дети споют озорные частушки о том, как они учились правильно говорить
Мы расселись по порядк
Дружно делаем заряд
Не ногами, не рукам
А своими языками.
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу.
Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Дашка
Научилась говорить.
А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать
Затея напрасная.
Не понять нам нашу Дашу
Ведь во рту у Даши каша
Но не гречка, и не плов
Это каша то из слов.
Проявляет логопед
Знания и активность.
Повышается у нас
Коммуникативность.
Мы пока частушки пели
Заплелися языки
Вы похлопайте погромче
Мы старались как могли.
Пятый раунд.
Пятый ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Вопрос задаёт - показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки!. Слушайте внимательно, все ли слова я буду правильно произносить. Если какое- то слово я произнесу неправильно вы должны исправить ошибку:
Грустят на пригорке две стройные ёрки. ( Тимур)
Перед обедом обязательно вымойте луки. ( Кирилл)
На стол поставили вампу. ( Милена)
В обед вся наша семья собирается за большим штолом. ( Вика)
Миша – Маша лежали в коляске. Были они, безусловно, двойняски ( Лера)
Зимой на улицу я надеваю тёплую сапку.( Даша)
Задание выполнили правильно, и счёт становится 5:0.
Шестой раунд.
Шестой ребёнок вращает волчок. Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Вопрос задаёт - показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки. У меня есть картинки – половинки. Одни половинки я раздаю вам, другие оставляю себе. Из этих половинок мы с вами должны составить целые картинки, назвать их, определить, какой звук звучит в слове Ш или С и прикрепить к соответствующему символу.
Я начинаю, а вы продолжите. Вот первая половинка зеб-
Показывайте вторую половинку и договаривайте слово – ра
Какое слово получилось?
Зебра.
Правильно. Прикрепляй картинку под соответствующим символом.
Но- ра
Го - ра
Ю - ла
Пи - ла
Аку - ла
Справились с заданием и счёт становится 6:0 в пользу знатоков!
Логопед.Вы сегодня знатоки – победители! И со счётом 6 – 0 закончилась наша игра « Что?Где?Когда?» Желаю вам и в дальнейшем только побед. А сейчас я вам вручаю медали.
Спасибо за игру!
РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД – ПАРТНЁРЫ.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по пре одолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Совместная работа логопеда с роди телями — неотъемлемая часть коррекционной работы и ее трудно переоценить.
Задача логопеда: оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации.
Для максимальной эффективности закрепления правильного звукопроизношения , кроме подбора различных методов исправления нарушений : (компьютерные игры, су- джок терапия (с помощью колец, ёжиков массировать пальцы с проговариванием слогов ,слов на отрабатываемый звук),игры с песком или крупой: сочетать движение пальцев в песке с проговариванием изолированных звуков, слогов, слов, потешек, чистоговорок, использование приёмов взаимопомощи: когда один ребёнок выступает в роли ведущего: проговаривает речевой материал, исправляет звукопроизношение другого ребёнка), необходимо вести просветительскую работу среди родителей, так как работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи,- это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует определённой системы в занятиях, времени и усилий и со стороны родителей по его закреплению.
. Поэтому в течение всего учебного года я веду просветительскую работу с родителями, и чтобы был виден совместный результат нашей работы, а также над чем предстоит родителям поработать дома, я решила провести занятие в виде игры: «Что? Где? Когда?».
Главными целями занятия были:
1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.
2. Тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, умение делить слова на слоги,
4. Составлять предложения по опорным словам, анализировать предложение. Научить определять взаимоотношения действующих лиц в предложении.
5. Развивать зрительно-пространственную координацию, артикуляционную моторику, сенсомоторные процессы, внимание, мышление, память.
6. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
7. Формировать готовность родителей к эффективной коррекционно-педагогической работе с детьми.
Сначала я раз работала конспект игрового шоу для детей старшего дошкольного возраста по типу известной теле передачи «Что? Где? Когда?». В шоу я попросила принять участие родителей, и они мне с удовольствием в этом помогли. Участвовали две команды: команда «знатоков» (детей) и команда «родителей» (родители). Каждому родителю был предложено задание - вопрос, который они задавали знатокам. Родители помогли мне в организации игры.
Детей взяла тех, чьи родители могут присутствовать на занятии. Получились две подгруппы с нарушением произношения шипящих, сонорных. Поэтому задания подобрала таким образом, чтобы дети закрепляли произношение этих звуков в словах, предложениях и умели их дифференцировать. ( задания: « картинки – половинки» , « озорной ветерок», « найди ошибку в слове» , « скажи правильно»)
По ходу игры, чтобы дети не устали и им было интересно, включались музыкальные паузы и проигрыши подобранные в соответствии с тематикой шоу, в чем большая заслуга музыкального руководи теля.
Дети выдержали испытание на «отлично». Даже были досрочные ответы. Со счетом 6:0 выиграла команда «знатоков-детей».
В конце мероприятия родители делились впечатлениями.
Такая совместная работа родителей и педагогов способствует формированию позитивной установки детей к учебной деятельности.
«Что? Где? Когда?»
Занятие – игра.
Провела:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Буторина С.А.
Май, 2014 год