СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. 11 класс Тема: Страны Америки. США. Общая экономико- географическая характеристика.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - формирование представления учащихся об особенностях экономико-географического положения страны, истории, населения, минерально-сырьевой базе.

Задачи:

* образовательная: продолжить формировать умение давать социально-экономическую характеристику страны по типовому плану;

* развивающая: продолжить формировать умение работать с учебником, атласом и дополнительной литературой; коммуникативные качества; развивать способность обобщать, сравнивать и анализировать;

* воспитывающая: продолжить формировать у учащихся научное мировоззрение, уважения к выступающим; умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. 11 класс Тема: Страны Америки. США. Общая экономико- географическая характеристика.»

Конспект урока. 11 класс Тема: Страны Америки. США. Общая экономико- географическая характеристика.

Цель урока - формирование представления учащихся об особенностях экономико-географического положения страны, истории, населения, минерально-сырьевой базе.

Задачи:

* образовательная: продолжить формировать умение давать социально-экономическую характеристику страны по типовому плану;

* развивающая: продолжить формировать умение работать с учебником, атласом и дополнительной литературой; коммуникативные качества; развивать способность обобщать, сравнивать и анализировать;

* воспитывающая: продолжить формировать у учащихся научное мировоззрение, уважения к выступающим; умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее.

Планируемые результаты:

  • личностные: воспитывать внимательность, самостоятельное мышление, деловые качества;

  • метапредметные: развивать умения оценивать ЭГП страны, работать с картами;

  • предметные: актуализировать знания учащихся о составе региона и истории освоения, неравномерности экономического развития стран; сформировать знания о месте и роли США в регионе, особенностях ЭГП.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебник, слайды.

Форма работы: индивидуальная работа, работа в парах.

Тип урока: усвоения новых знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем начать изучать тему сегодняшнего урока, я хочу зачитать описание страны, с которой нам предстоит сегодня познакомиться.

Подумайте, о какой стране идет речь?

Страну омывают 3 океана: Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый. Среди стран континента она уступает по площади лишь одной стране.

Это федеративная республика.

Уровень рождаемости высокий, естественный прирост положительный. Средняя продолжительность жизни 74 года. Высокий уровень жизни. В этой стране присутствуют представители многих народов.

Промышленность представлена наукоемкими отраслями. Предоставление услуг преобладает над производством товаров. Занимает 1 место по ВВП.

Да, вы правы. Тема урока: 
" США. ЭГП, ресурсы и население".

Постановка цели для учеников. (на экране )

Приём «Блицопрос».

- Когда и кем была открыта Америка?

- Какие страны участвовали в колонизации Северной Америки?

- К каким историко-географическим регионам относят часть света Америку?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

И так, сегодня на уроке мы с вами пройдёмся по страницам освоения региона, экономико-географического положения и формирования территории США, определим природно-ресурсный потенциал, расширим знания о населении страны.

IV.Изучение нового материала.

Приём «Кто быстрее».

Задание. Составьте визитную карточку США, используя следующие данные: 319 млн. человек, Соединённые Штаты Америки, страна «Большой семёрки», 9,8 млн. км 2, Вашингтон, президентская республика, федеративное государство.

Состав региона (С точки зрения социально – экономической географии, Америка содержит два больших историко – географических региона - Англо – Америку (Северную Америку) и Латинскую Америку).

    1. Приём «Работа в группах».

Задание. По картам атласа определите состав стран субрегионов:

1 группа – Англо - Америка

2 группа – Латинская Америка

(В состав 1 входят США, Канада и островное владение Дании – Гренландия, а также острова – Бермудские, Сен – Пьер и Микелон).

2 – Мексика, Страны Центральной Америки, острова Вест – Индии и государства Южной Америки.

США – самый мощный в экономическом плане регион мира, который занимает 1-е место по производству продукции обрабатывающей и добывающей промышленности (41%) и по производству сельскохозяйственной продукции (20%). Страна держит первенство по многим наукоёмким производствам, производительности труда, в военном деле, освоении Мирового океана и космоса.

Учитель: Интернет – группа получила опережающее задание и заранее провела работу над мини-проектами по США. Дадим им слово.

Ученик 1. После того, как был открыт «Новый свет», сюда устремился поток переселенцев. Осваивать материк отправлялись люди разных стран из Англии, Ирландии, Испании. Это был трудовой люд, мелкая и средняя буржуазия, обедневшее дворянство, военные. Половину населения составляли кобальные слуги. Они не имели денег на переезд, поэтому их перевозили бесплатно. За это нужно было от двух до семи лет работать на кобальных условиях за еду и одежду. Первые поселения носили сельскохозяйственный или коммерческий профиль. На севере мелкие семейные фермы. На юге - плантационные хозяйства. Постепенно стала ощущаться нехватка рабочей силы. Надежды на приручение индейцев не оправдались. И в 17 веке стали завозить рабов из Африки. Первые колонии (именно так назывались первые поселения тех, кто сюда приехал) возникли ещё в 17 веке и большая из них принадлежала Англии. Первое большое настоящее Английское поселение было основано в 1607 г. на территории будущей Вергинии. Постепенно колоний стало 13. Колонисты вели бурную хозяйственную деятельность, давали большую прибыль. Но так как это были колонии Англии, по закону торговать они могли только с Англией. Ущемлялись права колонистов, было введено множество ограничивающих законов, устанавливались высокие налоги и пошлины. Даже была ограничена территория, за которую колонистам было нельзя выходить. В результате началась война за независимость. За отделение от Англии 4 июля 1776г. Была принята Декларация о независимости. Она провозгласила о создании первого независимого государства – США. (Первым президентом США был - Джордж Вашингтон.) В 1787 году была принята конституция США, которая действует и сегодня.

Учитель: Много ли было военных конфликтов на территории США?

- Мы узнали, что США стали первым независимым государством и много лет развивали свою экономику в условиях отсутствия военных конфликтов на своей территории. В 1917-1918 годах США принимали участие в Первой мировой войне на стороне Атланты. В 1929 году в стране разразился жестокий экономический кризис – «Великая депрессия»: падение объёмов производства, рост преступности и безработицы. Кризис удалось преодолеть с помощью реформ, известных под названием «Новый курс». США воевали в Корее (1950-1953года), затем Вьетнаме (1965-1973), позже армия США участвовала в военных операциях в Кувейте и на Балканах.

Ещё я вам расскажу о форме правления и устройстве территории США. Соединенные Штаты Америки состоят из 50 штатов и 1 федерального округа Колумбия, где расположена столица государства – Вашингтон (48 штатов смежных и 2 несмежных – Аляска, Гавайи). Главная административная единица - штат. Каждый штат имеет свою конституцию, свои органы власти во главе с губернатором. Штаты делятся на графства (более 3 тыс.) США – федеративная республика. Глава государства - президент  Барак Обама, является и главой правительства, и главнокомандующим войск. Избирается на 4 года.

Учитель: Какую информацию вы можете нам представить об экономико-географическом положении США?

Ученик 2. По размеру территории США занимает 4 место в мире, после России, Канады, Китая.

В состав США входят:

1. основная территория - форма массивного четырехугольника протянувшегося с востока на запад почти на 4,7 ,а с севера на юг на 3 тыс. км.;

2.Аляска;

3.Гавайские острова в Тихом океане.

Особенность экономико-географического положения: США имеет приморское положение - широкий фронт морских границ протянулся на 12 тыс.км. Есть выход к Тихому, Атлантическому, Северному Ледовитому океанам. Протяжённость морских границ больше, чем сухопутных.

1.Эта особенность географического положения выгодна, потому что торгово-экономические связи через морские границы осуществляют ¾ внешней торговли.

2.Срединное положение на материке (между 25-49° с. ш. важно с точки зрения климатических и агроклиматических ресурсов, благоприятно для хозяйственной деятельности)

3.Соседское положение – на севере граничит с Канадой. Их хозяйства тесно взаимосвязаны. Граница проходит по 49 градусу по Великим озёрам и реке Святого Лаврентия. За исключением западной границы (горных, труднодоступных районов) остальная часть благоприятна. Развита транспортная сеть (железнодорожный, трубопроводный, водный, автомагистрали) и сеть телекоммуникаций.

На юге – граница с Мексикой проходит по реке Рио-Гранде, далее по условным линиям. Эти страны также связаны тесными экономическими связями, в первую очередь это сырьё и рынки сбыта.

Природа США очень разнообразна. Основная территория США расположена в северном умеренном и субтропическом климатических поясах. На востоке в основном находятся низменности, а также горная система Аппалачи. Здесь живет около половины населения страны. На побережье много удобных бухт и заливов. В центральной части страны расположены Центральные и Великие равнины, пересекаемые рекой Миссисипи. Западную часть занимает горная система Кордильер. Южная часть Тихоокеанского побережья США с благоприятным климатом привлекает сюда много отдыхающих. Здесь находится знаменитый Диснейленд. В центральной части страны теплое, продолжительное и влажное лето создает хорошие условия для сельского хозяйства. Леса сведены, прерии распаханы. В южной части в сухом субтропическом климате много плантаций с цитрусовыми и виноградниками.

Ученик 3. По количеству и разнообразию природных условий и ресурсов США являются одним из самых богатых в мире государств. Страна богата минеральными ресурсами. Из топливных имеются значительные залежи нефти и природного газа, каменного угля.

В США есть значительные запасы рудного сырья: железной руды, медных, полиметаллических руд, золота, серебра. Также ведётся добыча нерудных полезных ископаемых.

Водные ресурсы размещены неравномерно: 60 % из них приходятся на восточную часть. США имеют богатые земельные ресурсы.

Значительное место отведено и лесным ресурсам. Государство известно своими рекреационными ресурсами

Ученик 4. Численность населения США - более 315 млн. человек.

По численности населения США занимает среди стран мира 3 место.

Учитель: - К какому типу воспроизводства населения относятся США? Что это значит?

- I тип, низкая рождаемость, низкая смертность. Естественный прирост - положительный, он составляет 0,89%. Численность населения растёт, но начиная с 80-90х гг. ХХ в. прирост начинает снижаться (рис. 74 с. 310 учебника). Абсолютный годовой прирост составляет 2-2,5 млн. человек, обеспечивая его расширенное воспроизводство. Однако примерно 40% этого прироста происходит не за счёт естественного движения населения, а благодаря иммиграции. Продолжительность жизни – 78 лет. Около 30% прироста за счёт миграций.

Половозрастной состав населения – женщины преобладают над мужчинами. Большая часть населения от 18 до 45 лет.

Национальный состав населения - американцы 75%, негры - 12%, индейцы - 0,4%.

Коренные жители: эскимосы, индейцы. Таким образом, в формировании нации американцев США взаимодействовали 3 этноса: европейский, африканский, индейский. К концу 18 века 80% населения были англичане. Английский язык стал государственным. После II мировой войны возросло число переселенцев из стран Латинской Америки. Их называют «брассерос» - люди, предлагающие свои руки. В начале ХХI века европейцы составили только 16% всех иммигрантов, тогда как выходцы из Латинской Америки – 51%, а из Азии – 27%.

Учитель: Мощный поток трудовых мигрантов имеет последствия как в принимаемых странах, так и в странах, являющимися поставщиками рабочей силы. Давайте это рассмотрим в таблице

Последствия трудовых миграций

Для страны эмиграции

Для страны иммиграции

Снижение уровня безработицы

Компенсируется недостаток трудовых резервов

Дополнительные источники валютного дохода (временная трудовая миграция)

Увеличивается доля мигрантов в общем населении

Снижение численности работоспособного населения

Обострение социальных проблем

Утечка высококвалифицированных кадров

Как правило, слабый квалификационный уровень мигрантов

Обеднение интеллектуального потенциала стран

Проблема адаптации мигрантов

Вопрос к классу:

- Как вы считаете, какова главная причина всех этих миграций? (экономическая)

Права индейцев и негров ущемлены. Ранее индейцы были вынуждены жить в резервациях. И сейчас живут во внутренних или  труднодоступных горных территориях.

Работа с учебником: (О положении афроамериканцев узнаем на стр. 307 , чтение текста о сегрегации) (Размещение афроамериканцев рис.76, стр.310.)

Ученик 4. Средняя плотность -27 чел. на км². В приморских и приозёрных штатах – 350-400 чел. на км². В горных и северных -2-5 чел. на км²

Для населения США характерна высокая подвижность. Ежегодно каждый 5 американец меняет место жительства. Переезжают в первую очередь пенсионеры из штатов Севера в штаты Юга. На современной карте США можно найти названия географических объектов с Европейскими названиями: Берлин, Варшава, Париж, Москва, Рим, Лондон и др. Это связано с тем, что вместе с переселенцами мигрировали и названия. Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения США. Современная американская нация – это результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света. Американец – это новый человек. Он не европеец, не потомок европейца, следовательно, это странная смесь кровей, которую вы не найдёте ни в одной стране. Здесь индивидуальности всех национальностей растворились в новой расе людей, чьи законы когда – нибудь станут причиной великих изменений в мире. Для отцов-основателей понятие американец определялось принадлежностью к англосаксонской расе, предполагалось, что все европейские эмигранты должны были отказаться от родного языка, обычаев, традиций и принять систему ценностей большинства. Такой подход именуется концепцией «плавильного тигля». Однако, что во время переписи населения в 2005 году, только 5% опрошенных ответили на вопрос «Каково Ваше этническое происхождение?», что они просто американцы, остальные отнесли себя к разным этническим группам. Вот почему на вопрос «Кто же такие американцы?» односложно ответить нельзя. Более того – наций  в США – более 500. Относительно американского народа применяют выражение «горшок с овощами» или «миска с салатом».

Учитель: - Нам с вами есть чем гордиться! Гордиться своими корнями народа  от Киевской Руси до Российского государства – с гордым именем – россияне.

Религиозный состав: Протестанты — 51,3 %, Римские католики — 23,9 %,

Учитель: Что можно сказать об уровне урбанизации страны?

США - высокоурбанизированная страна. 3 из 4 человек живёт в городе. Общее число городов 9 тысяч. Отличительными чертами североамериканского города от западноевропейского и азиатского являются:

1.Североамериканский тип города (рис. 75 с. 310)

-молодость городов

-четкая прямоугольная планировка

-выделяется ценральный деловой район-даунтау

2.Западноевропейский тип города

-со времен средневековья

-в центре главная рыночная площадь с собором от них расходятся узкие улицы. Здесь сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях современные застройки

3.Азиатский тип города

-четко выделяется старая часть, где оживленное место базар и прилегают к нему кварталы ремесленников, которые тут же продают свою продукцию

-новая часть - современные многоэтажные здания

США – страна агломераций. В 1950-170, сейчас – 300.

Работа с учебником: (По рис 78, стр. 310 рассмотрите и назовите агломерации США). В США 3 мегалополиса (по рис.80, 81 стр. 311 определите мегалополисы США). 

Доля городского населения США составляет 82,6%

В последнее время для США характерен процесс субурбанизации – рост числа жителей в пригородных зонах (рис. 77 с. 310).

Вопрос к классу: Объясните почему? (экологические причины, развитие личного транспорта, дороговизна земли в центре)

Сельское население живёт  на фермах. Условия жизни на них по условиям быта не сильно отличаются от городских.

Городской образ жизни господствует почти по всей стране. 

Вопрос к классу: Достаточно ли трудовых ресурсов для развития экономики?

 - Спасибо всем за интересный и содержательный рассказ о стране.

А теперь проведём небольшую словарную работу, связанную с темой населения.

Дайте определение терминам:

«Утечка умов», Репатриация, Реэмиграция, Гастарбайтеры, Фронтальеры.

Учитель: Мы говорили о реальности Соединенных Штатов Америки….

- Вот в такой интересной стране мы побывали сегодня, на следующем уроке мы продолжим изучение США.

- Но вернемся к началу урока. Какую проблему мы должны были решить?

- Какие условия помогли США достигнуть уровня экономически развитой страны?

-большая по площади территория,

-выгодное ЭГП

-климат благоприятный (от умеренного до субтропического)

-разнообразие природы

- достаточное количество трудовых ресурсов

-независимость государства

-отсутствие военных конфликтов на территории страны

Учитель: Значит, какой вывод делаем?

Учащиеся: Для достижения уровня высокоразвитой страны у США были все условия в ЭГП, климатические, разнообразия природы, трудовые ресурсы, независимость государства, отсутствие военных конфликтов на территории страны.

Закрепление.

- Давайте вспомним описание страны, которое я зачитала в начале урока и нашу работу на уроке.

- Что вы узнали нового?

- Если бы потребовалось охарактеризовать страну в нескольких предложениях. Что бы вы сказали о США?



V этап. Итог урока.

Учитель: - Итак, решили мы главную проблему? Целей достигли? Задачи выполнили?

- Каждый из вас сегодня проявил себя замечательным специалистом в своей области. Хотите проверить свои знания? (Тесты по теме урока).

Домашнее задание: стр. 306 - 309 ,

на контурной карте отметить:-

экономико-географическое положение, природные ресурсы страны,

-крупные агломерации и города – миллионеры США

-мегалополисы США

Творческое задание: Разработать мини-проект «Символы США»

ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!