СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 9 классе «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»; таблица « Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание», электронная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 9 классе «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»»

МБОУ Шумячская средняя общеобразовательная школа







Конспект урока биологии в 9 классе

«Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»



Учитель биологии: Василенкова О.В.











п г.т. Шумячи 2012



Тема:«Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».

Цель: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя.

Задачи:

Образовательные: объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества; возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости; охарактеризовать работы австрийского ученого Г.Менделя; показать практическое значение генетики; опираясь на знания учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления признаков;

Развивающие: Развивать логическое мышление, способность к анализу, синтезу, обобщению путем решения генетических задач.

Воспитателные: Продолжить формирование научного мировоззрения путем рассмотрения вопросов о закономерностях наследственности и изменчивости.

Методы обучения:

    • Словесные: беседа, рассказ;

    • Наглядные: демонстрация наглядных пособий,

    • ,презентация;

    • Практические: решение генетических задач.

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

Вид учебной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»; таблица « Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание», электронная презентация.

Структура урока:

  1. Организационный этап урока. – 1 мин.

  2. Постановка темы, учебной цели и мотивация.– 5 мин.

  3. Изучение нового материала – 22 мин.

  4. Физкультминутка – 1 мин.

  5. Закрепление нового материала. Отработка практических навыков решения задач – 11 мин.

  6. Подведение итогов урока - 3

  7. Домашнее задание – 2 мин.





Ход урока

  1. Организационный этап урока.

Учитель

Учащиеся

- Здравствуйте. Давайте подготовимся к уроку. У вас на столах должны быть: тетрадь, учебник, ручка, карандаши. Кто отсутствует сегодня в классе?



  1. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Беседа.

Учитель

Учащиеся

- Наш урок мы начнем с высказываний великих людей. В конце урока каждый из вас должен выбрать себе одно из них в качестве своего девиза к сегодняшнему уроку.

Слайд 1.









Слайд 2.

- Тема нашего урока: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

- Сегодня на уроке мы: познакомимся с наукой генетикой, рассмотрим закономерности наследования, моногибридное скрещивание.

Слайд 3.

- Скажите пожалуйста, какие задачи мы можем поставить себе на урок, исходя из плана, приведенного на слайде?









- А для чего нам это нужно? (мотивация)

Читают высказывания великих людей со слайда 1)




















































Учащиеся формулируют задачи и называют их:

1. Познакомимся с предметом «Генетика» и основными понятиями генетики.

2. Познакомимся с историей развития генетики.

3.Изучим цитологические основы моногибридного скрещивания.

4. Научимся решать задачи по генетике.

- Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор


III. Изучение нового материала

Рассказ, беседа.

Учитель

Учащиеся

  1. Предмет и основные понятия генетики

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки?

Слайд 4.

- На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

«Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

Наука занимающаяся изучением этих свойств называется генетика. Запишите в конспект определение генетики.

–Так что такое наследственность?

Слайд 5 (три щелчка).

- Не забывайте записывать в тетрадь определения, которые мы даем.

– А что такое изменчивость?






- Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфологическим, биологическим, анатомическим признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков.

Слайд 6.

– Что служит элементарной структурной единицей наследственности?

– А что такое ген?



Слайд 7 (три щелчка)

- Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни.

2. У истоков генетики

– Откройте учебник параграф 3.5. стр. 100. Прочитайте и ответьте на вопрос: кто является основоположником генетики?

Слайд 9.

-

3. Цитологические основы моногибридного скрещивания

– Подробно рассмотрим моногибридное скрещивание. (учитель объясняет что такое моногибридное скрещивание)

- Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена.

Слайд 10.

- При скрещивании сорта гороха, имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. При скрещивании растений гороха с морщинистыми и гладким семенами все потомство оказалось с гладкими семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единообразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя).

- Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска, гладкая поверхность), а признак непроявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска, морщинистая поверхность). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику:

P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение

F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения

F2 – гибриды второго поколения

♀ – зеркало Венеры – женская особь

♂– копье Марса – мужская особь

Х – знак скрещивания

А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску.

- Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парные. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными.

Слайд 11.

- В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа)

- Генетическая запись осуществляется следующим образом:(учитель пишет задачу на доске).Какой вывод можно сделать исходя из записи решения задачи? Слайд 12.

- Затем Г. Мендель провел скрещивание гибридов первого поколения между собой, а что из этого получилось можно увидеть на слайде.

Слайд 13.

- Давайте сделаем запись данного скрещивания.(учитель пишет на доске).


- Мы видим, что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 2Аа: 1аа

Слайд 14.

- Эта закономерность получила название правила расщепления гибридов второго поколения, или 2 закона Менделя.

- Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием так называемой решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтали линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков.

(Запись на доске).

- Потомство похоже на родительские особи.



































Учащиеся записывают определение генетики.

-

Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.









Изменчивость – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида.













Учащиеся зарисовывают схему со слайда.















- Ген.



- Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка.





Учащиеся списывают определение генотипа и фенотипа со слайда




























- Чешский ученый Грегор Мендель.















































Учащиеся записывают 1 закон Г. Менделя

























Учащиеся списывают с доски генетическую символику.


















































Учащиеся делают запись в тетради.












































Учащиеся делают запись в тетради.

























Учащиеся записывают второй закон Менделя















Ученики рисуют решетку Пеннета.








IV. Физминутка

Учащимся предлагается провести физкульминутку.







V. Обобщение изученного материала, путем отработки практических навыков решения задач

Учитель

Учащиеся

- Задача 1.

Слайд 15. (4 щелчка)

- Задача 2.

Слайд 16(5 щелчков).

Задача 3.

- Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?


Слайд 17 (2 щелчка)

Слайд 18 (2 щелчка)

Дети решают задачи и сверяют с записями на слайде.


VI. Подведение итогов урока


Учитель

учащиеся

– Итак мы с вами сегодня познакомились?








-А теперь вернемся к слайду№1, где мы читали с вами высказывания великих людей. Какое из этих высказываний вы бы взяли себе как девиз урока и почему? (Слайд 1)

- С темой « Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».

Учащиеся выбирают одно из высказываний в качестве девиза урока.


VII. Домашнее задание.

П. 3.5. Решите дома задачи, которые я вам раздала. (Карточка №1)

- Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок –

Желаю удачи!

Карточка №1

1 вариант 2 вариант

Дано:

АА х аа


Дано:

Аа Х Аа


F1 - ?

F1 - ?


Дано:

Вв х Вв


Дано:

ВВ х вв


F1 -?


F1 - ?


Дано:

СС х сс


Дано:

Ff x Ff


F1 - ?


F1 - ?





































Самоанализ урока биологии по теме
«Генетика
наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».


Урок биологии по теме «Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание» был проведен в 9 классе, в котором учащиеся занимаются по программе Пасечник В.В.
данная тема изучается в 9 классе и входит в раздел «Основы генетики».

Данный урок имеет большое значение для дальнейшего изучения учебного материала по разделу «Основы генетики»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
При постановке и решении задач была обеспечена их комплексность, взаимосвязь.

В начале урока детям были предложены высказывания великих людей среди которых в конце урока они выбрали девиз к проведенному уроку. При изучении нового материала (22минуты) была поставлена проблема: «почему все дети похожи на своих родителей», что. Позволило заинтересовать учащихся, поскольку данная проблема актуальна для каждого. При решении поставленной проблемы были раскрыты основные понятия генетики. Самостоятельно дети изучили историю развития генетики и познакомились с великим чешским ученым Грегором Менделем. В ходе проведенной беседы учащиеся познакомились с основами генетики и изучили первый и второй законы Менделя. После изучения нового материала была проведена физкультминутка и закрепление изученного материала путем решения генетических задач. (11 минут). При закреплении материала учащиеся показали хороший результат.что позволяет сделать вывод о том, что данный урок положительно сказался на развитии познавательного интереса учащихся, активизации познавательной деятельности. В конце урока большинство детей в качестве девиза выбрали высказывание Мольера «Как приятно знать, что ты что-то узнал», из чего можно сделать вывод, что урок состоялся на должном уровне. домашнее задание было дано в конце урока. Этапы урока между собой взаимосвязаны.
На уроке были использованы словесные (рассказ, беседа, объяснение) и наглядные (электронная презентация), практические (решение задач) методы.
На уроке были использованы индивидуальная и фронтальная формы работы. для раскрытия нового материала непосредственно использовалась фронтальная форма работы. При закреплении вновь изученного материала использовалась индивидуальная форма работы для выяснения понимания данной темы отдельных учащихся. Таким образом, на протяжении всего урока осуществлялся дифференцированный подход к учащимся.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась знаниями предыдущего материала, использованием яркой наглядности, новизной изложения материала, проведением физкультминутки.
В течение урока была проведена физкультминутка для рук, плечевого пояса. Она позволила учащимся отдохнуть, снять напряжение мышц кистей, рук, что способствовало предупреждению перегрузки учащихся. Рациональное использование времени на всех этапах урока, а также на выполнение определённых заданий, разнообразие заданий, наглядность — все это способствовало предупреждению перегрузки учащихся. домашнее задание соответствовало объёму.
В ходе урока была достигнута цель — сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов. познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя. и выполнены задачи по достижению данной цели Также были проверены знания изученного материала и умения оперировать ими.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!