Предмет и основные понятия генетики - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки? Слайд 4. - На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей. Почему подобное рождает подобное? «Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты. Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения. Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали. Наука занимающаяся изучением этих свойств называется генетика. Запишите в конспект определение генетики. –Так что такое наследственность? Слайд 5 (три щелчка). - Не забывайте записывать в тетрадь определения, которые мы даем. – А что такое изменчивость? - Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфологическим, биологическим, анатомическим признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков. Слайд 6. – Что служит элементарной структурной единицей наследственности? – А что такое ген? Слайд 7 (три щелчка) - Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни. 2. У истоков генетики – Откройте учебник параграф 3.5. стр. 100. Прочитайте и ответьте на вопрос: кто является основоположником генетики? Слайд 9. - 3. Цитологические основы моногибридного скрещивания – Подробно рассмотрим моногибридное скрещивание. (учитель объясняет что такое моногибридное скрещивание) - Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена. Слайд 10. - При скрещивании сорта гороха, имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. При скрещивании растений гороха с морщинистыми и гладким семенами все потомство оказалось с гладкими семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единообразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя). - Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска, гладкая поверхность), а признак непроявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска, морщинистая поверхность). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику: P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения F2 – гибриды второго поколения ♀ – зеркало Венеры – женская особь ♂– копье Марса – мужская особь Х – знак скрещивания А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. - Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парные. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными. Слайд 11. - В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа) - Генетическая запись осуществляется следующим образом:(учитель пишет задачу на доске).Какой вывод можно сделать исходя из записи решения задачи? Слайд 12. - Затем Г. Мендель провел скрещивание гибридов первого поколения между собой, а что из этого получилось можно увидеть на слайде. Слайд 13. - Давайте сделаем запись данного скрещивания.(учитель пишет на доске). - Мы видим, что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 2Аа: 1аа Слайд 14. - Эта закономерность получила название правила расщепления гибридов второго поколения, или 2 закона Менделя. - Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием так называемой решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтали линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков. (Запись на доске). | - Потомство похоже на родительские особи. Учащиеся записывают определение генетики. - Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. Изменчивость – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида. Учащиеся зарисовывают схему со слайда. - Ген. - Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка. Учащиеся списывают определение генотипа и фенотипа со слайда - Чешский ученый Грегор Мендель. Учащиеся записывают 1 закон Г. Менделя Учащиеся списывают с доски генетическую символику. Учащиеся делают запись в тетради. Учащиеся делают запись в тетради. Учащиеся записывают второй закон Менделя Ученики рисуют решетку Пеннета. |