7
Математика. 4 класс.
Тема урока: «Группировка слагаемых»
Учебный материал для детей и учителя : карточки для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, учебник «Математика» 4 класс, М., Просвещение,2014 год, рабочие тетради, материалы для групповой работы.
Цели темы. Сформировать представление о приёмах рационального вычисления.
Ввести:
• приёмы:
— группировки слагаемых;
— округления слагаемых.
• алгоритмы:
— округления чисел при сложении;
— определения среднего арифметического числа.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Цели урока.
• Актуализировать:
— знания о переместительном свойстве сложения;
— умение выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
• Ввести:
— понятия «группировка слагаемых», «округление слагаемых»;
— приём группировки слагаемых и алгоритм округления чисел.
• Научить:
— определять приём группировки слагаемых и обосновывать своё мнение;
— определять порядок округления чисел при сложении и обосновывать своё мнение;
— выполнять приём группировки слагаемых;
— вычислять выражение, используя известный алгоритм округления чисел при сложении;
— решать задачу, используя при вычислении алгоритм округления чисел;
— использовать речь для регуляции своего действия
Термины и понятия: группировка слагаемых, округление слагаемых, среднее арифметическое число.
Планируемые результаты
Личностные
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— положительное отношение к изучению темы;
— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Предметные
— выполнять приём группировки слагаемых;
— вычислять выражение, используя известный алгоритм округления чисел при сложении;
— решать задачу, используя при вычислении алгоритм округления чисел.
УУД
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «группировка слагаемых»,
«округление слагаемых» и использовать их в активном словаре;
— определять приём группировки слагаемых и обосновывать своё мнение;
— определять порядок округления чисел при сложении и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные умения:
— использовать речь для регуляции своего действия;
— согласовывать позиции при работе в группе и находить общее решение.
План урока.
I . Орг.момент.
Психологический настрой. Подарите друг другу улыбки.
«С хорошим настроением принимайся за работу»
Девизом нашего урока я взяла вот такие слова математика Дьерда Пойа «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.»
-Как вы понимаете это высказывание?
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Работа с числами.
-Запишите самое маленькое двузначное число. Что вы о нём можете рассказать?
- Запишите все круглые двузначные числа в порядке возрастания?
- При сложении каких двух однозначных чисел получится 10?
-В таблице умножения при умножении каких чисел получатся круглые ?
Разминка для ума (логические задания)
-Что тяжелее 1кг железа или 1кг ваты?
- Одно яйцо варится 4мин.Сколько минут надо варить 6 яиц?
-Какая фигура изображена? Как называется отрезок, который не лежит на одной стороне и соединяет две вершины многоугольника. Из какого количества треугольников состоит фигура? Покажите.
–Над чем мы работали на последнем уроке? Чему учились?
Сравните выражения в каждой паре. Чем похожи и чем отличаются выражения?
Найди значения выражений любой пары.(Письменно).Проверка!!
72-9-3+6= 66 48-6+7+8=57
72:9∙3:6= 4 48:6∙7:8=7
Вывод!
Верно ли утверждение, что значение выражений в каждой паре одинаковы? Докажите!
17+(4∙3) ∙2-8=33 8∙(4+3)+6-4=37 58
17+4∙(3 ∙2)-8=33 8∙4+(3+6)-4=37
III. Проблемная ситуация. Вхождение в тему.
-Вы знаете, в каком порядке выполнять действия в выражении!
-Попробуйте быстро найти значение этого выражения
53 + 264 + 136 + 30 + 47 =?
-Получилось?.Используя свои знания, подумайте как удобно и быстро найти знач.этого выражения!
-Какие математические свойства использовали?
Это свойство сложения называют переместительное и сочетательное. В чем заключается его смысл?
Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Сочетательное свойство: два соседних слагаемых заменяем их суммой.
-Заметим что первое и пятое слагаемое, а также второе и третье слагаемое в сумме дают круглые числа. Используя группировку этих слагаемых получим
(53+47)+(264+136)+30=100+400+30=530
V. Определение темы урока. Постановка цели и задач.
1)- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Группировка слагаемых
-Какие цели мы перед собой поставим?
-Научиться вычислять выражение ,используя прием группировки.
2)Пробное действие №1 у доски с комментарием.
87+139+213+61=(87+213)+(139+61)=300+200=500
VI. Первичное закрепление.
Ситуация успеха. Для закреп. знаний выполним №2
368+73+27+132=(368+132)+(73+27)=500+100=600
Экспресс-опрос
-Как называется математическое действие, в котором используется знак +?
(Сложение).
-Как называются числа при сложении?
(Слагаемые).
-Как называется результат действия сложения?
(Значение суммы).
-Какие свойства лежат в основе приёма группировки слагаемых?
(Переместительное и сочетательное свойства).
Физминутка.
Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."
VIII. Закрепление изученного.
1)Работа Задача №3
1. Чтение и анализ задачи.
- О чём задача?
- Сколько было грядок?
- Что надо найти?
2. Составление схемы задачи.
3. Решение задачи.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Как узнать сколько всего кочанов капусты сняли с этих грядок?
2) Работа в паре .
-Составьте и решите задачу выражением по нашей теме, используя числа, которые группируются.
Итог. Защита у доски.
IX. Итог. «Приём информации».
Перечислите термины, необходимые для понимания темы.
Что вам понравилось?
Где изученный материал вам может пригодиться?
Какова главная мысль темы?
X. Самостоятельная работа.
Решите данные выражения удобным способом (на листочку). Ваша задача проверить работу соседа по парте ( Коллективный разбор выражений, листочки сдать учителю).
167+324+133+76
418+165+35+182
Проверка по эталону . Самооценка
XI. Д\з. Учебник стр.35, №2 (2 столбец),№5, по желанию №9!(дифференцированно)
XII. Рефлексия
Я ставил цель…
Я смог самостоятельно…
Я пока затрудняюсь…
Мне понравилось…
XI. Оценивание
Оцените свою работу на уроке эмоционально.
XI. Благодарность за урок.