СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "У истоков русской детской литературы". 4 класс. "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе: введение в раздел "У истоков русской детской литературы". Летопись и летописцы.

Материалы учебника литературного чтения "В океане света": А.С.Пушкин "Борис Годунов" (отрывок); Н.Кончаловская "В монастырской келье узкой..."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "У истоков русской детской литературы". 4 класс. "Школа 2100"»

Урок чтения 4 класс.

(Образовательная система: «Школа 2100»)

Учитель-разработчик: Ачисова Валентина Александровна,

МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный, Красноярского края


Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»

Цели и задачи:

  • Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.

  • Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской

  • Развитие речи, читательских умений.

  • Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.

Оборудование:

  • конспект урока,

  • слайдовая презентация,

  • учебник: Литературное чтение «В океане света» - 4 кл. часть 1, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Конспект урока.

  1. Введение в проблему.

- Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)

- Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?

- Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?

- Какой вопрос заинтересовал ребят?

(Была ли в XI-XV веках детская литература?)

(Слайд 2)

  1. Постановка проблемы

- Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?

(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)

(Слайд 3)

- Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?

- Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века

  1. Чтение материала учебника – стр. 33

Вопросы и задания после чтения:

- Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?

- Была ли в 11 веке детская литература?

- А что же тогда читали дети? (Слайд 5, 6,7)

(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)

- Как понимаете слово летопись? (Запись событий по годам)

- Как называлась начальная русская летопись? (Прочитайте об этом в тексте)

(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).


(Слайд 8) - Вот монах – летописец читает страничку из летописи.

- Прочитаем, что в ней написано.

- Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена

- Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)

(Слайд 9)

(Эпоха смутного времени.

Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).


- Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?

- Какими вы представляете творцов летописей?

(Слайд 10)


  1. Физминутка


  1. Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина


- Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)

- Лёгок ли труд летописца?

- Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).

- О чём пишет летописец?


- Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.

(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:

Монах священнослужитель.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

- Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой». (Слайд 12)


Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.

- Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)

- В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога? (правдиво описать события)

- Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?

- Почему свой труд Пимен называет безымянным? (Летописцы не подписывали рукописи)

- Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )

- «Летопись окончена моя», - говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?

- Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)

- Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).


Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)


- Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?

(Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу)

- Как понимаете эти слова?


  1. Работа над стихотворением Н. Кончаловской.

- О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

(чтение стихотворения)

- О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)

- Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?

(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)


  1. Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)

- Что объединяет эти тексты?

(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного предназначения своего труда.)


- Что различает эти тексты?

(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)



  1. Выразительное чтение стихотворений.



  1. Итог.

- Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)

- Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?

- Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

10. Задание на дом.

Выучить наизусть один из отрывков.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!