СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему:M.B. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:-знакомство с биографией и творчеством  М.В.Ломоносова;

- раскрытие роли вклада Ломоносова в развитие русской науки, поэзии и литературы;

- раскрытие понятия «оды»;

- анализ произведений М.Ломоносова;

-совершенствовать   навыки   выразительного  чтения  оды;

–пробуждать  интерес  учащихся  к  литературе  и   истории  России  18 века.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему:M.B. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»»

M.B. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Вели­чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»


Цели урока:-знакомство с биографией и творчеством М.В.Ломоносова;

- раскрытие роли вклада Ломоносова в развитие русской науки, поэзии и литературы;

- раскрытие понятия «оды»;

- анализ произведений М.Ломоносова;

-совершенствовать навыки выразительного чтения оды;

–пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.

Теория литературы: ода (знакомство с понятием).

Оборудование: портрет Ломоносова; проектор, компьютер, диск.

Ход урока

  1. Показ презентации.

  2. Составление тезисного плана (по статье учебника и презентации)

1.Детские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Германии.

2. Академическая деятельность. Открытие по инициативе Ломоносова Московского университета.

Тест:

1.Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Назовите первые учебные книги Ломоносова.

3.Куда ему удалось поступить в Москве?

4.Какой язык был международным языком науки в то время?

5.Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?

6.Какое научное звание он получил в Петербургской академии?

7.В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон?

8.На какой планете он открыл атмосферу?

9.Что было открыто по его предложению в 1755 году?

3. Теория «трёх штилей»: «высокий» - церковно-славянские слова, «средний» - русские слова с примесью церковных, «низкий» - русские слова, просторечные, мало церковных.

- Что такое теория «трёх штилей»?

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские слова и русские

русские слова с примесью церковно-славянских

русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

героические поэмы, оды, трагедии

драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

комедии, эпиграммы, песни, басни



4. Прославление Петра 1 как просвещённого государя.

  1. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Вели­чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Демонстрируется портрет Елизаветы.(слайд 16 )

Сообщение, подготовленное учеником.

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

- Определение оды находим в словаре, затем записываем в тетрадь. (Слайд17)

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в.

Ода - торжественное стихотворное произведение.

Чтение Оды на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.

Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова.

Определите главные темы од Ломоносова (тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.

  • Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки).

  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.

  2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.

  3. Прославление Петра как творца новой России.

  4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.

  5. Картины российских просторов, богатств.

  6. Гимн науке.

  7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды - долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.

  • Какие события упоминает автор? - Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)

  • Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.

  • Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.

Тема мира. «Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина, … Свое богатство по земле».

Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.

Тема Петра 1.Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.

«Послал в Россию человека, …Взирая на российский флаг…»

Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.

С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре

…блаженны науки

Чрез горы и моря

В Россию простирали руки..

Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.

«Когда на трон Она вступила, … Тебя прияв, облобызала; ( )

-Мне полно тех побед, сказала,- На целый Запад и Восток.

Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.

«О, вы, которых ожидает .. Науки пользуют везде».

  • Почему этот день так важен для поэта?

  • Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.)

  • Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)

  • Какими чувствами проникнута ода?

  • Что воспевает автор?(“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.)


Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.

  • Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.


Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…

Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)

Метафора : подать…ума плоды

Олицетворения: Россия ожидает видеть.

Гипербола: чрез горы, реки и моря.

Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)

Всевышний ( Бог)

-Какие художественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);

  • славянизмы (“хощет”, “тщание”);

  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);

  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).

Задание. Составить словарь.

Словарь.

Невтонов — Ньютонов,

раченье (раденье) — старание, усердие;

от недр — из глубин.

  • К кому обращается автор в первых строках отрывка?

(Кмолодым соотечественникам).

  • К чему он их призывает?

(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращи­вать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».

(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)


IV. Выводы по уроку. Обобщение, подведение итогов, оценка работы учащихся.

-К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников ? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).

V. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть.

Подготовить сообщение о Г.Р.Державине.



Приложение 2.

  1. М.В. Ломоносов родился в

а) 1730 б)1711 в)1765

2. Какой университет был основан по инициативе М.В. Ломоносова?

а) Свердловский б) Петербургский В) Московский

3. Произведение М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» относится к жанру:

а) элегии б) оды в) послания

4. Какое древнее искусство возродил М.В. Ломоносов?

а) скульптура б) архитектура в)мозаика

5.В какой европейской стране учился М.В. Ломоносов?

а) Германии б) Франции в) Англии

6. Кого восхваляетМ.В. Ломоносов в своей оде?

а) королеву б)царевну в) императрицу

7. Основные темы оды М.В. Ломоносова:

а) Петр 1, Елизавета, наука, мир;

б)труд, защита, Отечества, Петр ;

в) Елизавета, мир, любовь, счастье

8.Основные проблемы оды М.В. Ломоносова:

а) просвещенная монархия и мир;

б) служение отечеству и просвещенная монархия;

в) развитие науки и защита Отечества.

Взаимопрверка.

Ключи.

1.б 5.а

2.в 6.в

3.б 7.а

4.в 8.б




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!