СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
  • углубить представление об особенностях жанра баллады;
  • познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;
  • выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
  • совершенствовать навык осознанного чтения;
  • развивать умение выразительного чтения произведения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады.»


Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

  • углубить представление об особенностях жанра баллады;

  • познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;

  • выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;

  • совершенствовать навык осознанного чтения;

  • развивать умение выразительного чтения произведения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

  • закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • развивать внимание, связную речь

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

  • воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г


Ход урока

1.Психологический настрой

- Добрый день!

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2. Актуализация знаний

1). Опрос домашнего задания.

Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря  1817 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. С шести лет он начал писать стихи. Вос­пи­та­ни­ем бу­ду­ще­го поэта за­ни­мал­ся дядя, он вся­че­ски по­ощ­рял его ху­до­же­ствен­ные склон­но­сти.

В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь». Позднее (после 1854 года) появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие. В этот же пе­ри­од от­ме­ча­ет­ся ин­те­рес Алек­сея Кон­стан­ти­но­ви­ча к ис­то­рии.  Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

В даль­ней­шем ис­то­ри­че­ская  бал­ла­да стала одним из ос­нов­ных жан­ров его по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства.

В своих ис­то­ри­че­ских бал­ла­дах Алек­сей Тол­стой часто об­ра­ща­ет­ся к эпохе Ивана Гроз­но­го.

Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.

Сообщения группы «историков».

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.

&Работа со словарём:

Опричник- дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

2). Постановка учебной цели.

- Вспомните определение баллады.

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?


- Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

- Вспомните определение баллады.

Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

- Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

3.Анализ произведения

1). Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера

2). Исторический комментарий.

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.


3). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов».

4). Беседа по вопросам

- Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Лексическая работа

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).
- Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:

преданность, верность своему господину:

1).«Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе коня …»;

2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!».


стойкость:

1). «И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского, князя Андрея!»;

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

Друг к другу приходят на смену …».

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

Назвал ли он вора друзей наконец?»

— «Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!».

Шибанов вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Шибанов не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя).

-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).
 

4. Рефлексия деятельности.

Восстановление текста

-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

- Мне было интересно __________

- Актуальность сюжета баллады заключается в __________

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.


5. Домашнее задание.

Выразительное чтение баллады, вопросы и задания на стр.288.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз бал­лад А. К. Тол­сто­го 

Во­прос

«Ва­си­лий Ши­ба­нов»

«Князь Ми­хай­ло Реп­нин»

Ис­то­ри­че­ская ос­но­ва сю­же­та

От­ры­вок из "Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го" Н. М. Ка­рам­зи­на

Рас­сказ о смер­ти  Реп­ни­на  в  "Ис­то­рии  Иоан­на  Гроз­но­го"  кн.   А. М. Курб­ско­го

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что, поль­зу­ясь ис­то­ри­че­ски­ми дан­ны­ми, поэт при­вно­сит  в сюжет долю ху­до­же­ствен­но­го вы­мыс­ла. Тол­стой счи­тал, что пи­са­тель и поэт имеют на это пол­ное право.

Во­прос

«Ва­си­лий  Ши­ба­нов»

«Князь  Ми­хай­ло Реп­нин»

Кон­фликт, по­ло­жен­ный в ос­но­ву сю­же­та.

Вер­ный слуга Курб­ско­го  Ва­си­лий Ши­ба­нов  до­став­ля­ет Ивану Гроз­но­му пись­мо, за что по при­ка­зу царя под­вер­га­ет­ся пыт­кам и в фи­на­ле каз­нен.

На пиру у Ивана Гроз­но­го кн. Ми­хай­ло Реп­нин от­кры­то воз­му­ща­ет­ся про­из­во­лом царя, его кро­ва­вым прав­ле­ни­ем. Иван Гроз­ный на гла­зах у пи­ру­ю­щих уби­ва­ет Реп­ни­на.

Таким об­ра­зом,  в обеих бал­ла­дах автор со­зда­ет  образ же­сто­ко­го пра­ви­те­ля, бес­по­щад­но рас­прав­ля­ю­ще­го­ся с каж­дым, кто пы­та­ет­ся от­сто­ять свою точку зре­ния.

Во­прос

«Ва­си­лий Ши­ба­нов»

«Князь Ми­хай­ло Реп­нин»

Какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти по­мо­га­ют вос­со­здать со­бы­тия про­шло­го?

Эпи­те­ты:  раб­ская вер­ность, лихой зло­дей, дерз­кий гонец,  со­ба­чья из­ме­на.

Ме­та­фо­ры: «перо его ме­стию дышит»;  «по­сла­ние, пол­ное яду»;  «зво­нит всей оприч­ни кро­меш­ная тьма».

Эпи­те­ты: раз­гуль­ные оприч­ни­ки, бе­сов­ские дети, дер­жав­ное слово, строп­ти­вый раб, прав­ди­вый князь.

Ме­та­фо­ры: «С ве­чер­ни льют­ся вины на цар­ские ковры»,     «Рас­сыпь дер­жав­ным сло­вом детей бе­сов­ских рать»

 

Сти­ли­за­ция под фольк­лор

Уста­рев­шая лек­си­ка:

Оприч­ня – оприч­ни­на . Так на­зы­ва­лась часть го­су­дар­ства, с осо­бым управ­ле­ни­ем, вы­де­лен­ная для со­дер­жа­ния цар­ско­го двора и оприч­ни­ков.

 Смир­ная одеж­да - тра­ур­ная. 

Околь­ные - при­бли­жен­ные. 

Аз, иже - я, ко­то­рый.

Лиях - лил.

За­плеч­ный ма­стер - палач.

 

Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.

 

По­вто­ры строф (ре­френ):

«Царь, слово его все едино:

Он сла­вит свого гос­по­ди­на!"

 

Уста­рев­шая лек­си­ка:

Крав­чий - рас­по­ря­жал­ся по­да­чей  блюд  и  на­пит­ков  к цар­ско­му столу. 

Тиуны -  вер­ные слуги. 

Маш­ка­ра,  ли­чи­на – маска.

Рек – ска­зал.

 

 

 

 

 

 

Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.

 

 

По­вто­ры строф (ре­френ):

«Поют по­те­хи брани, дела былых вре­мен,

И взя­тие Ка­за­ни, и Аст­ра­ха­ни плен».

 

 

 

Вывод. Бал­ла­ды объ­еди­не­ны сти­ли­сти­че­ски и те­ма­ти­че­ски. В об­ра­зах Ва­си­лия Ши­ба­но­ва и князя Реп­ни­на автор во­пло­тил идею спра­вед­ли­во­го на­род­но­го гнева, воз­му­ще­ния кро­ва­вой по­ли­ти­кой Ивана Гроз­но­го. Оба героя уми­ра­ют, но не из­ме­ня­ют своим жиз­нен­ным прин­ци­пам.

Образ царя в бал­ла­дах про­ти­во­ре­чив. В бал­ла­де «Ва­си­лий  Ши­ба­нов» царь вы­со­ко оце­нил пре­дан­ность и от­ва­гу  слуги, но при­го­вор его же­сток:

Гонец, ты не раб, но то­ва­рищ и друг,

И много, знать, вер­ных у Курб­ско­го слуг,

Что выдал тебя за бес­це­нок!

Сту­пай же с Ма­лю­той в за­сте­нок!"

В бал­ла­де «Князь Ми­хай­ло Реп­нин» в гневе царь уби­ва­ет непо­кор­но­го бо­яри­на, а потом горь­ко рас­ка­и­ва­ет­ся в со­де­ян­ном:

И смех их раз­да­ет­ся, и пир опять кипит,

Но звон ков­шей и куб­ков царя не ве­се­лит:

"Убил, убил на­прас­но я вер­но­го слугу,

Вку­шать ве­се­лье ныне я боле не могу!"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!