Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока литературы по теме: А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
углубить представление об особенностях жанра баллады;
познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;
выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивать умение выразительного чтения произведения;
развивающие:
развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г
Ход урока
1.Психологический настрой
- Добрый день!
-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2. Актуализация знаний
1). Опрос домашнего задания.
Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.
В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.
Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь». Позднее (после 1854 года) появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие. В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».
В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.
Сообщения группы «историков».
Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.
&Работа со словарём:
Опричник- дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.
Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.
Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.
(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).
2). Постановка учебной цели.
- Вспомните определение баллады.
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
- Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Вспомните определение баллады.
Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
- Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.
3.Анализ произведения
1). Словарная работа.
Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.
Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера
2). Исторический комментарий.
В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.
3). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов».
4). Беседа по вопросам
- Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).
-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).
-Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).
Лексическая работа
Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
Воевода – начальник войска в древней Руси
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).
-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).
-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).
-Как литовцы встретили князя?
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).
-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).
– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)
-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).
- Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:
преданность, верность своему господину:
1).«Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня …»;
2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;
«А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!».
стойкость:
1). «И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»;
2). «Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену …».
«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!».
Шибанов вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Шибанов не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя).
-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).
-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).
4. Рефлексия деятельности.
Восстановление текста
-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________
- Мне было интересно __________
- Актуальность сюжета баллады заключается в __________
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
5. Домашнее задание.
Выразительное чтение баллады, вопросы и задания на стр.288.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Историческая основа сюжета | Отрывок из "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина | Рассказ о смерти Репнина в "Истории Иоанна Грозного" кн. А. М. Курбского |
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Конфликт, положенный в основу сюжета. | Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. | На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина. |
Таким образом, в обеих балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Вопрос | «Василий Шибанов» | «Князь Михайло Репнин» |
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? | Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена. Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма». | Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь. Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать» |
Стилизация под фольклор | Устаревшая лексика: Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда - траурная. Окольные - приближенные. Аз, иже - я, который. Лиях - лил. Заплечный мастер - палач. Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка. Повторы строф (рефрен): «Царь, слово его все едино: Он славит свого господина!" | Устаревшая лексика: Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу. Тиуны - верные слуги. Машкара, личина – маска. Рек – сказал. Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка. Повторы строф (рефрен): «Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен». |
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!"
В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
"Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!"