Конспект
урока литературы
в 11 классе
Н.С.Гумилев.
Основные мотивы лирики поэта.
Учитель русского языка и литературы Косумова З.З.
Тема: Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;
отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;
развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...
А. Ахматова.
I. Оргмомент.
II. Анализ сочинений.
III. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Раскройте смысл понятия «акмеизм».
В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?
Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.
- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания по пройденному материалу).
IV. Работа по теме урока.
Слово учителя
- Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из представителей акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.
- В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.
- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?
/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /
- Индивидуальное сообщение подготовленного учащегося о личности и судьбе Н. Гумилева.
Слово учителя.
- В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".
Словарная работа.
Конквистадор – от испанского – «завоеватель» – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку.
- Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». «Сонет».
Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства.
- Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.
Прослушивание стихотворения «Жираф» презентация.
Анализ стихотворения.
- Каково настроение стихотворения?
(оно грустное, почти тревожное)
- Где происходит действие? Как оно происходит?
(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)
- Когда происходит действие?
(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).
- Кто ведет повествование?
(Лирический герой.)
- Каким вы представляете его себе?
(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).
- Что можно сказать о героине?
(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)
- Что можно сказать о композиции стихотворения?
(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).
- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?
Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».
Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".
- Помогла сказка?
(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)
Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Каким предстает лирический герой Гумилева?
Лирический герой Гумилева |
Мечтатель | Романтик |
Боец |
Путешественник |
Страстный влюбленный |
Патриот |
Мужественный человек |
Итак, сегодня на уроке мы познакомились творчеством Н. Гумилева.
- В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?
- Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.
VI. Д/З стр 219-230, выразительное чтение стих-я Гумилева.