СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 11 классе "Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе "Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".»











Конспект

урока литературы

в 11 классе





Н.С.Гумилев.

Основные мотивы лирики поэта.
















Учитель русского языка и литературы Косумова З.З.







Тема: Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;

отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;

развивать навыки анализа поэтического текста.



Ход урока


Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...

А. Ахматова.

I. Оргмомент.

II. Анализ сочинений.

III. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

  • Раскройте смысл понятия «акмеизм».

  • В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих двух направлений?

  • Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания по пройденному материалу).

IV. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя

- Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из представителей акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

- В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.

- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

- Индивидуальное сообщение подготовленного учащегося о личности и судьбе Н. Гумилева.

  1. Слово учителя.

- В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".

Словарная работа.

Конквистадор – от испанского – «завоеватель» – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку.

- Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». «Сонет».

Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства.

- Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

  1. Прослушивание стихотворения «Жираф» презентация.

  2. Анализ стихотворения.

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

- Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

- Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

- Кто ведет повествование?

(Лирический герой.)

- Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

- Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Каким предстает лирический герой Гумилева?


Лирический герой Гумилева

Мечтатель



Романтик

Боец

Путешественник

Страстный влюбленный

Патриот

Мужественный человек


Итак, сегодня на уроке мы познакомились творчеством Н. Гумилева.

- В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?


- Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.


VI. Д/З стр 219-230, выразительное чтение стих-я Гумилева.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!