4 класс
Тема урока «Крымскотатарские народные песни»
«Доброе братство – дороже богатство»
Цель урока: познакомить с музыкой крымскотатарского народа
Образовательная задачи:
познакомить с народной и композиторской музыкой крымскотатарского народа, в образовательной игре обобщить знания по русскому и крымскотатарскому фольклору
Воспитательная (нравственная) – прививать уважение к культуре другого народа, чувство дружбы и толерантности.
Развивающая: развитие вокально – хоровых навыков, ритмических, сценических, творческих способностей.
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научиться выразительно читать тексты крымскотатрских народных песен | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок. Коммуникативные: вырабатывать совместно критерии оценки выполнения задания (по выбору), оценивать достижения сверстников по выработанным критериям, аргументировать, слушать других Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, коллективно составлять план урока, контролировать выполнение действий в соответствии с планом | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимания, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир |
Тип урока: углубление в тему
Форма урока: беседа, игра
Содержание урока
1. «Хайтарма» – крымскотатарский народный танец – слушание, определение принадлежности к народу, вид, характер, настроение, разучивания элементов танца.
2. «Луженый казан» - крымскотатарская народная песня – слушание, определение вида народной песни, характер, настроение.
3. «Здравствуй, Крым!» - слова и музыка Э.Асанова – знакомство с историей создания песни, с композитором, слушание.
4. «Дружба и достлук»- сл. муз. Л. Джемалядиновой - разучивание 3 – его куплета, работа над текстом, произношением, ритмическим рисунком.
5. «Хоран» - народный крымскотатарский танец
Оборудование:
1.магнитофон
2.телевизор
3. видеоплеер
4.фортепиано
5. наглядности к уроку
6. раздаточный материал
7.презентация
Ход урока
Весь мир – моя страна
Все люди – мои братья
И добро – моя религия
И на свете есть только одна
Национальность – Человек!
(Цитата из х/ф «Людские заботы»)
1.Организационный момент
2. Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с музыкой разных народов,
проживающих у нас в Крыму. Наш урок называется «Доброе братство – дороже богатства», как вы это понимаете?
( только дружба народов и взаимоуважение может дать возможность людям жить в мире и согласии)
- Эпиграф нашего урока звучит так: (прочитать), как вы понимаете эти слова? (рассуждаем)
- Всё, что вы сказали ребята, верно, неважно какой ты религии, какой национальности, и на каком языке ты говоришь, главное быть хорошим человеком. Музыка не имеет границ, её язык понятен всем. И сегодня у нас в гостях коренной народ крымского полуострова, встречайте гостей!
(Звучит музыка – «Хайтарма», дети входят под музыку, исполняя народный танец )
-Ребята, как вы думаете, какой народ у нас в гостях?
(крымскотатарский народ)
-Верно, А может кто - то знает, как называется этот танец?
(«Хайтарма»)
Слово хайтарма переводится как возвращение, и связано с историей этого народа, который очень любит свою Родину несмотря на все невзгоды, которые пришлось им пережить в изгнании. В годы ВОВ 18 мая 1944 года весь крымскотатарский народ был депортирован (выслан из Крыма) и незаконно обвинён в предательстве.
(Смотрим фрагмент из х/ф «Хайтарма»)
-Но это не сломила их, они сумели сохранить свой язык, обычаи и культуру, и национальную одежду. Обратите внимания на наших исполнителей танца, они в национальной одежде. Может из присутствующих ребят этой национальности знают, как называются головные уборы?
(у девушек – фес, у юношей – халпах)
-На костюмах, как и у каждого народа есть свой орнамент и обязательно пояса.
Слово танец на крымско–татарском языке оюн, а песню называют на двух диалектах: степные кр. татары (Черноморск) называют – йыр, южная сторона – тюркю, а частушки – чины. В одной из легенд рассказывается, что во время народного праздника, то есть гулянья, где девушки и парни состязались по чинам, между одним парнем и девушкой, в которую он был безумно влюблён, и которая его не замечала, возник спор на чины . Девушка тогда сказала, что если она проиграет в чинах ему, то выйдет за него замуж. Их спор длился два года, как вы думает, чем он закончился? (верно, свадьбой) Ну, а на свадьбах все любят танцевать «Хайтарму».
(звучит муз. сигнал для физминутки - разучиваем элементы танца «Хайтармы»)
- На свадьбах также звучат и песни, и мы сейчас с вами послушаем одну из старинных народных песен. Вы же ребята, постарайтесь определить, какому виду народных песен она относится?
(Слушание песни «Лужёный казан»)
Анализ: определение вида, характера, настроение
(вокальное, песенное и танцевальное, весёлое, шуточное, игривое, яркое)
Кроме народных песен, у этого народа есть и композиторские песни, одна из которых родилась вдали от Родины, её написал Эдип Асанов, слова тоже принадлежат ему.
Внимательно слушая её, постарайтесь понять, о чём она рассказывает?
(Слушание песни «Здравствуй, Крым!»)
(беседа): рассказывается о родном крае, о природе, о любви к родине, о том, как он тосковал и с радостными чувствами возвращался на родину. А сможем ли мы передать свою любовь к родине? Представив на миг, что мы долгое время находились вдали от родины и вот возвращаемся, а то, что мы будем чувствовать, мы постараетесь передать при разучивании песни, в которой тоже рассказывается о красоте, о любви к Родине, о дружбе, кто назовёт её?
(«Дружба и достлук»).
3. Вокально-хоровая работа над песней «Дружба и достлук» - разучивание
3 – его куплета на крымскотатарском языке
4. Рефлексия: (закрепление материала в образовательной игре)
1).С музыкой какого народа мы познакомились на уроке?
(крымскотатарский народ)
2). Как называется крымскотатарский народный танец? (Хайтарма)
3). Как называются у русского народа плясовые танцы?
(«Камаринская», «Калинка»)
4). С какой народной песней мы познакомились? («Лужёный казан»)
5). Какие русские народные песни вы ещё знаете?
(«Со вьюном я хожу», «Во поле берёза стояла», «Светит месяц»)
6). Какой композитор написал песню о Крыме?
(Э. Асанов «Здравствуй, Крым!»)
7). Как на крымскотатарском языке называется песня? (тюркю, йыр)
8). Как называется танец? (оюн)
- И что же за картина у нас появилась? (Музыкальные инструменты)
-Эти инструменты народные или из симфонического оркестра? (народные)
-Да, они принадлежат крымскотатарскому народу, и мы познакомимся с
ними на следующем уроке, а так как любой праздник и свадьба заканчиваются народным танцем «Хоран», который объединяет и сплачивает в танце все народы, урок завершим этим танцем (показ и исполнение танца)
5. Обобщение, оценивание
Д/З. творческое: узнайте больше и расскажите об обрядах, обычаях, культуре, истории крымскотатарского народа.