СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения Б. Л. Пастернака «Февраль – достать чернил и плакать»»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение современных технологий обучения предоставляет массу возможностей по формированию универсальных учебных действий (УУД), что является одним из требования ФГОС. Одной из таких технологий является Технология развития критического мышления (технология РКМЧП), которая является моей темой по самообразованию. 

С творчеством Б. Л. Пастернака обучающиеся знакомятся еще на второй ступени образования, но более глубокое знакомство происходит в 11 классе. На уроках используется учебник литературы для 11 класса И. Н. Сухих

Тема программы «Б. Л. Пастернак» входит в раздел «Советский век: две русских литературы или одна»

В ходе урока использование технологии РКМЧП способствовало развитию УУД.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему «Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения Б. Л. Пастернака «Февраль – достать чернил и плакать»»)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) школа № 2»






Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения

Б. Л. Пастернака «Февраль – достать чернил и плакать»

конспект урока по предмету «литература»









Кузнецова Наталья Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

Домашний адрес: г. Вельск,

улица Кирова, дом 35 а, кв. 5

тел. 8-921-474-83-15

Рабочий адрес: Архангельская область,

Вельский район, дер. Горка Муравьевская, спецгородок, д.1 «а» МБОУ «ВСШ № 2»

раб. тел. 4-31-59











Вельск, 2016

 Введение. Обучение анализу или элементам анализа поэтического текста, активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках – одна из самых актуальных проблем методики преподавания. Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами.

Постижение смысловой стороны поэтического текста, часто является проблемой на уроке по изучению поэзии, в частности поэзии Б. Л. Пастернака, разрешению которой способствует использование технологии развития критического мышления (РКМЧП) на уроках литературы.

Применение современных технологий обучения предоставляет массу возможностей по формированию универсальных учебных действий (УУД), что является одним из требования ФГОС. Одной из таких технологий является Технология развития критического мышления (технология РКМЧП), которая является моей темой по самообразованию.

С творчеством Б. Л. Пастернака обучающиеся знакомятся еще на второй ступени образования, но более глубокое знакомство происходит в 11 классе. На уроках используется учебник литературы для 11 класса И. Н. Сухих

Тема программы «Б. Л. Пастернак» входит в раздел «Советский век: две русских литературы или одна»

В ходе урока использование технологии РКМЧП способствовало развитию УУД.

Личностные: самоопределение (начало урока, ассоциации), формирование основ гражданской личности;

Познавательные: поиск и выделение информации (тему дополняют самостоятельно, цель ставят с помощью учителя), моделирование (выдвигают гипотезу)

: управление поведение партнера, оценка действий;

Коммуникативные Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Тип урока: комбинированный

 Тема урока: «Сестра – моя жизнь: мотивы природы, любви и творчества лирики Б. Л. Пастернака (смысловой анализ поэтического произведения).

Примечание: тема полностью не прописана, её учащиеся определяют и записывают в ходе урока (учитель подводит)

 Цели урока (для учителя): формирование навыков познавательной деятельности через анализ поэтического текста. 

Задачи:

Образовательные:

  • учить добывать знания из художественного текста с целью познания особенностей (своеобразия) поэзии как искусства слова.

  • закрепить знания по теории литературы (средства выразительности)

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать и сопоставлять полученные данные

вести учебный диалог

  • развивать творческие и коммуникативные данные обучающихся

Воспитательные:

  • осознавать нормы взаимоотношений человек-человек, человек-природа

  • воспитывать эстетические вкусы

Формы работы: индивидуальная (сообщения, чтение стихотворений), фронтальная, коллективная

Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, практический метод, метод проблемного изложения

Наглядность и оборудование урока:  презентация, карточки-задания,  тексты стихотворений, аудиозапись лирической музыки.

Примечание: с сообщениями выступают заранее подготовленные обучающиеся; синквейн составляют дома.

Ход урока

I. Начало урока. Организационный момент.

II. Стадия вызова

• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

• пробуждение интереса к изучаемой теме;

• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

• побуждение ученика к активной деятельности.

  • «Цель искусства – просвещать и освобождать человека от тьмы, которая в нем есть». (А. А. Ахматова) Что есть в человеке, по мнению А.А.А.?

ТЬМА-------антоним к слову ---------- СВЕТ

Вывод: т.о. что несет искусство людям????

  • Какие ассоциации возникают у вас со словом свет? (тепло, красота, радость, добро, счастье, добро, гармония ИСТИНА)

  • Есть ли среди вас те, кто НЕ хотел бы, чтоб в его жизни присутствовало все то, что мы перечислили?

Поэзия – это искусство? Какие виды искусства вам известны?

«Поэзия – это живопись, которую надо услышать, а живопись - ???? (это поэзия которую надо увидеть)

Я предлагаю эту мысль взять за основу нашего сегодняшнего занятия

Искусство – образное осмысление действительности, это способ познания жизни, способ постижения и наполнения жизни смыслом.

«Черный квадрат» К. Малевич

Что это за картина? Кто её автор? (Казимир Малевич «Черный квадрат», искусство АВАНГАРДА).

Что значит авангардный? (Обычный – необычный, классический – модернистский (модерн – новый))

Какие три модернистских течения появились в поэзии начала 20-го века, в эпоху, получившую название «серебряный век?»

(символизм, акмеизм, футуризм)

Если бы эти понятия имели отношение к живописи, то к какому бы течению вы отнесли творчество К. Малевича, судя по его картине «Черный квадрат»?

«Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», — писал Хлебников, яркий представитель футуризма

Слово и живопись – два искусства, которые сосуществуют рядом, одно в другом.

Отношение к данной картине неоднозначное. Некоторые увидят в «Черном квадрате» только черный квадрат и не более. Но все-таки …

Сообщение учащегося (Приложение № 1, сообщение 1)

Возможно, художник, предлагая нашему вниманию «Черный квадрат», предлагает всмотреться не столько в квадрат, сколько в свою ДУШУ, а что там СВЕТ или ТЬМА. Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за  чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

Возможно, эта философская формула зашифрована в стихотворениях Бориса Леонидовича Пастернака. Именно о его поэзии, становление и развитие которой приходится на эпоху «серебряного века», мы сегодня и будем говорить.

Постановка цели: выполнение задания «Дополни» (см. Приложение № 2, материал для учащихся)

Следует ли пользоваться жизненным опытом других? (жить рядом с другими людьми, в обществе)

Цель урока (для учащихся): стремиться к познанию поэтического слова Б. Л. Пастернака, для обогащения жизненного опыта.

Тема урока (см. Приложение № 2, материал для учащихся) Дополнение последует в ходе урока.

ΙΙΙ. Стадия осмысления

• активное получение новой информации;

• осмысление новой информации;

• соотнесение новой информации с собственными знаниями;

• отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Анна Ахматова о Борисе Пастернаке (см. Приложение № 1, сообщение 3)

  • Какое время жизни человека выделила А. А., говоря о Б.П.?

  • Как вы думаете, почему детство? (искренность, непосредственность, умение удивляться и радоваться самым обычным вещам)

Марина Цветаева о Борисе Пастернаке (см. Приложение № 1, сообщение 3)

Сообщение учащегося. «Сестра – моя жизнь… (см. Приложение № 1, сообщение 2)

В русле какого поэтического течения развивалось творчество Б. Л. Пастернак? (футуризм)

– авангардное направление в искусстве. Авангардное, как мы уже понимаем, это нечто необычное, непривычное, заставляющее совершенно по-иному взглянуть на привычные вещи или явления.

Сообщение (см. Приложение № 1, сообщение 4)
Работа над стихотворением

В результате работы ответим на вопросы и напишем высказывание (Этап рефлексии) (см. Приложение № 2, материал для учащихся: вопросы для вывода и задание)

Выдвижение ГИПОТЕЗЫ: о чем стихотворение (чтение первых строк)

Гипотеза: о чем стихотворение:

  • о зиме

  • о мире человека и природы (называют слова, имеющие отношение к миру человека и природы) (см. Приложение № 3, материал для учителя )

  • о прощании с жизнью

  • о разочаровании

Проверка Гипотезы

Чтение стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» (см. Приложение № 2)

Работа по вопросам (см. Приложение № 2 , материал для учащихся)

1. Какого слова не хватает в тексте стихотворения в ваших распечатках? (опровержение части гипотезы)

2. Весна: замирание/ возрождение ЖИЗНИ?

3. Жизнь – движение. Назовите слова передающие движение в тексте стихотворения. (см. Приложение № 3, материал для учителя)

(опровержение части гипотезы)

4. Палитра стихотворения (черный цвет). Перечитайте 4 строку (горит – огонь- желтый, красный, оранжевый, синий ….)

В черном цвете скрывается вся цветовая гамма, выраженная одним словом – ГОРИТ.

5. Стихи появились бы на свет, если б не было жизни? Продолжи ассоциативный ряд: стихи – … (поэзия) – … (жизнь)

Т.о., поэзия для Б. Л.Пастернака - … (жизнь)

Что характерно для стихотворения Пастернака? (см. Приложение № 2, материал для учащихся, вопросы для вывода)

6. Перечитайте последние 4 строки стихотворения. О чем ст. «Февраль. …»? (о рождении поэзии, жизни)

7. Работа над рифмой (перекрестная: мир природы и человека)

8. Звукопись (решение анаграмм: ОСНАСНС, ЯЛАТЦЕРИЛАИ)

9. Какие ассоциации у вас возникают со словом БЛАГОВЕСТ?

Сообщение (см. Приложение № 1, сообщение 5)

Стадия рефлексии

• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

• выявление еще непознанного;

• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Таким образом, проведя небольшое исследование предметного и звукового ряда этого стихотворения, мы пришли к осознанию того, что все в стихотворении наполнено движением, звуком, радостными эмоциями, что в свою очередь создает ощущение близкой, уже наступающей весны, несмотря на то, что начинается со слова «Февраль»

  • Для стихотворения характерна мрачная или светлая палитра?

  • Что скрывается под черным цветом? (проталины, земля, прошлогодняя листва).

  • Черный цвет – это цвет … (ЖИЗНИ!!!)

  • Можно ли сказать, что ПОЭЗИЯ и ЖИЗНЬ исходя из контекста стихотворения СИНОНИМЫ? (близкие слова по значению)

  • Тогда, что есть поэзия по Пастернаку? (сама жизнь).

Выполнение задания 2: продолжите предложения и запишите (см. Приложение № 2)

Дополнение темы урока (материал для учащихся, см. Приложение № 2)

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует всё творчество Пастернака.

Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем обо всех… - пишет он

  • Какие слова из данного четверостишия подойдут для обозначения темы нашего сегодняшнего разговора?

Тема урока: «Сестра моя – жизнь»: мотивы природы, любви и творчества Б. Л. Пастернака. (любовь, природа, творчество – это и есть жизнь для П.Б)

Какие необычные выражения (эпитеты, метафоры, сравнения) встречаются в тексте? (грохочущая слякоть, обугленные груши, сухая грусть)

метафорические эпитеты - одна из особенностей поэзии Пастернака, детализация видимого и слышимого мира природы и человека. (индивидуальность восприятия окружающего мира, яркость, музыкальность) тем самым поэт старался привлечь внимание читателя к самому понятию жизнь.

«Зерно не даст всхода, если не умрет»: одно умирает, чтобы дать жизнь другому, разве это не есть бесконечный круг жизни?!

Домашнее задание:

синквейн на тему весна (план синквейна, см. Приложение № 4)
























Используемые источники

  1. Минина С.И., Панфилова Л.И «Концепция мира и человека в поэзии Бориса Пастернака», М.: издательство «Владос», 2000г.

  2. Сухих И.Н. Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее обрзование (базовый уровень): в 2-х частях/ И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

  3. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины», с. 93. Москва , издательство «Московский лицей», 2002г

  4. http://rupoem.ru/pasternak/fevral-dostat-chernil.aspx

  5. http://www.a4format.ru/booktitles.php?lt=%CF&author=51&dtls_books=1&title=442&submenu=3

  6. http://goldlit.ru/pasternak/424-fevral-analiz

  7. http://iumka.ru/literatura/analiz-stihov/item/23403

  8. http://ros.msk.ru/load/sochinenija/analiz_stikhotvorenija_b_pasternaka_fevral_dostat_chernil_i_plakat_1912/31-1-0-9457















Приложение № 1

Сообщение 1

«Черный квадрат» — это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания».

Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».


Сообщение 2

«Сестра моя – жизнь..» так называется одна из книг стихотворений Б. Л. Пастернака, вышедшая в 1922, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время Пастернак познакомился с В. Маяковским, творчество которого повлияло на поэта.


Сообщение 3

Он награжден каким – то вечным  детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил ( А. А. Ахматова)

Он излучал поэзию, как нагретое физическое тело излучает инфракрасные лучи»,- писала (М. И. Цветаева)

Сообщение 4

В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять стихотворений Б. Пастернака. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники: «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Сообщение 5

Благовест – это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. Звон соединяет небо и землю. Также в слове улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении Марией Иисуса Христа.





















Приложение № 2

Материал для учащихся (раздаточный)

Тема урока: « … … … »: мотивы природы, любви и творчества лирики Б. Пастернака.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Задание 1 «дополни»

Поэзия – это …

Искусство – это образное познание …

Мы сегодня говорим о познании искусства … (кого?)

Его творчество это отражение его … (личности, сущности, видения жизни, его жизненного опыта)

Цель занятия: стремиться к … поэтического слова …


  • Судя по названию, предположите: о чем стихотворение?

  • Какое время года заявлено?

  • Какие эмоции наполнят стихотворение? Почему вы так решили?

  • Какой цвет заявлен с самого начала?

  • Какие ассоциации вызывает черный цвет? (земля-небо, ночь-день, радость-боль, жизнь – смерть)

  • Как обычно воспринимается черный цвет – это цвет прощания с жизнью или приветствия жизни?

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

… черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Вопросы для вывода:

  • Что поэзия для Пастернака?

  • Что характерно для стихотворения Пастернака?: жизнелюбие, приятие, ЗАРОЖДЕНИЕ жизни, или разочарование, отрицание жизни

  • Продолжи ассоциативный ряд: стихи – … (поэзия) – … (жизнь)

Т.о., поэзия для Б. Л.Пастернака - … (жизнь)

Задание 2: продолжите предложения и запишите

  1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» о … .

  2. Поэзия для Пастернака – это способ восприятия … и выражения своего … … (окружающий мир, жизнь, отношение)


Приложение № 3

Материал для учителя

Слова, имеющие отношение к миру человека/ к миру природы



(человек)

(природа)

февраль

февраль

Достать

грохочущие

Чернил

слякоть

Плакать

горит

Пролетка

ливень

Благовест

шумней

Клик

сорвутся

Колес

лужи

Шумней

обрушат

Слез

проталины

Криками

чернеют

Изрыт

ветер



















Приложение № 4

План синквейна

  • 1 строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

  • 2 строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

  • 3 строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

  • 4 строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

  • 5 – одно слово (любая часть речи, синоним к теме, эмоция), выражающее суть темы





























Приложение № 5

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!