СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информационные процессы»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информационные процессы».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информационные процессы»»

Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информационные процессы»

Учитель: Швайко Лариса Анатольевна,

МБОУ «СШ №13» города Евпатории, РК


Цели урока:


Образовательные:

- объяснить понятие «информационный процесс»;

- рассмотреть и научить пользоваться действиями, которые можно выполнять над информацией.

Воспитательные:

- воспитание информационной культуры, внимания , аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

- развитие навыков работы с клавиатурой;

- развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

- развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

- развитие познавательных интересов (использование игровых приёмов на уроке).


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация.


Структура урока:


1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.



Ход урока:


1. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. (слайд 1) Проверка домашнего задания.


2. Мотивация учебной деятельности.

(слайд 2) Мотивационные вопросы:

- Есть ли для меня смысл в изучении данной темы?

- Что я ожидаю от изучения темы урока?

- Чем важна познавательная деятельность для человека?


3. Объяснение нового материала.


Информационный процесс (ИП) - это совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения поставленной цели).

Информация не существует сама по себе, она проявляется в процессах, связанных с поиском, отбором, хранением, передачей, кодированием, обработкой и защитой информации. (слайд 3)


Теперь остановимся на основных информационных процессах. 

Поиск и отбор


Если рассматривать поиск в более широком смысле, то он является основой познавательной деятельности человека во всех её проявлениях. В более узком смысле: это извлечение информации из организованных хранилищ: библиотек, справочников, баз данных и т.д. Разнообразные методы поиска информации, помогут собрать более полную информацию.


(слайд 4) Существуют следующие методы поиска информации: 

• непосредственное наблюдение; 
• общение со специалистами по интересующему вопросу; 
• чтение соответствующей литературы; 
• просмотр видео, телепрограмм; 
• прослушивание радиопередач, аудиокассет; 
• работа в библиотеках и архивах; 
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; 
• другие методы. 

В процессе поиска может встретиться разная информация. Мы привыкли оценивать её по степени полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены, так как являются ненужными, а какие-то, наоборот, останутся на долгое хранение. Таким образом, мы видим, что поиск информации практически всегда сопровождается её отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.



Хранение

Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития как человеческого общества, так и любой иной системы, многократного использования информации, передачи накопленных знаний последующим поколениям.

Различная информация требует различного времени хранения. Например, школьный дневник должен храниться в течении учебного года, а аттестат зрелости – до конца жизни.

Способ хранения зависит от её носителя, примером могут служить книги, хранящиеся в библиотеках и картины, хранящиеся в музеях.
Информационная система – это хранилище информации, снабжённое процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур отличает информационные системы от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только её владелец – не является информационной системой. Другое дело публичные библиотеки, в которых порядок размещения книг всегда строго определённый, соответственно, поиск, выдача, а также размещение новых книг представляет собой стандартные процедуры. (слайд 5)

Передача

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: первый передаёт информацию, а второй её получает. Между ними действует канал связи. 
Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю. 
Кодирующее устройство – устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи. 
Декодирующее устройство – устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное. (слайд 6)


Так например, при телефонном разговоре:

- источником сообщения выступает говорящий человек;

- кодирующим устройством является микрофон, преобразовывающий звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы;

- канал связи – это телефонная сеть (провод);

- декодирующее устройство – часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;

- приёмником информации выступает слушающий человек.


В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении. Эти шумы искажают информацию. Однако, каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищённостью. 
Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах. (слайд 6)
Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала. 
Для повышения помехозащищённости канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов. Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении. 

Обработка

Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. (слайд 7)

Примеры обработки информации

Примеры

Входная информация

Выходная информация

Правило

Таблица умножения

Множители

Произведение

Правила арифметики

Определение времени полёта рейса "Москва-Пекин"

Время вылета из Москвы и время прилёта в Пекин

Время в пути

Математическая формула

Отгадывание слова в игре "Поле чудес"

Количество букв в слове и тема

Отгаданное слово

Формально не определено

Получение секретных сведений

Шифровка от резидента

Дешифрованный текст

Свое в каждом конкретном случае

Постановка диагноза болезни

Жалобы пациента + результаты анализов

Диагноз

Знание + опыт врача


Обработка информации по принципу "черного ящика" – процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание. 
"Черный ящик" – это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны. (слайд 8)

Защита
Защитой информации называется предотвращение: 
• доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ); 
• непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации. 

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий. (слайд 9)


4. Закрепление изученного материала. (слайд 10)


1) Заполнить таблицы в тетради:

а)

Свойства информации:

Примеры:

Доступная


Актуальная


Полная


Достоверная


б)

Информационные процессы:

Примеры их реализации в компьютере:

Поиск


Отбор


Хранение


Передача


Обработка


Защита



5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Приём «Закончи предложение»

- На уроке я научился … .

- Я узнал … .

- Мне запомнилось … .

- Было интересно … .

- Мне было сложно … .


6. Домашнее задание.

§3 - прочитать, стр. 21 выполнить задания 1-3 (письменно). (слайд 11)


Используемая литература:

  1. Информатика-базовый курс, 8 класс, Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

https://gdz.guru/reshebniki/8-klass/informatika/uchebnik-semakin/#task?t=22

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75297/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!