СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изо на тему "Русская Матрешка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с историей возникновения русской матрёшки. Поэтапное рисование.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изо на тему "Русская Матрешка"»

Цели и задачи урока:

  • Воспитывать чувство красоты и аккуратности;

  • Развивать эстетические чувства, чувства ритма, цвета, индивидуальные творческие способности детей;

  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

  • Формировать чувства уважения к народным умельцам и чувства гордости за русский народ, воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.



Ход урока.

Учитель. Вы никогда не задумывались, почему нас так магически притягивают вещи, украшенные народной росписью? Их хочется взять в руки, внимательно рассмотреть, полюбоваться ими. Во все времена рукотворные, "изукрашенные" народными мастерами вещи - посуда, мебель, игрушки - высоко ценились и были любимы в народе. В таких изделиях привлекает богатство ярких, звучных красок, живость рисунка и, порой, непредсказуемое сочетание реальности и фантастики.

Сегодня мы познакомимся с народной игрушкой, которую знают во всем мире и называют «Русской Джокондой», но для этого отправимся на ЯРМАРКУ!

(Звучит веселая музыка.)

2.Повторение.

Коробейник.

  1. В давни-давни времена
    Совсем не так жила страна.
    Не было и «Денди»,
    «Сего» с «Лего» – тоже,
    И игрушки делали,
    Кто какие может.
    А создавши свой товар,
    Выезжали на базар.

На кроссворде слово: ярмарка.

(читают ученики)

  1. Есть игрушки расписные,
    Складные да ладные.
    Они повсюду славятся,
    Да и вам понравятся.
    Эй, ребята, все сюда,
    Будет всё как никогда!

  2. Детские подарки
    Красивы и ярки.
    Ребятам продам за пятак,
    А девчонкам отдам и так.
    Подходи, покупай!
    Разбирай, не зевай!

Учитель. У  меня  на столе     стоит    короб  чудес, который    полон     игрушек. Эти      игрушки   выполнены      руками русских мастеров, да     ими      же     и    придуманы.
(На коробе висят замки.)

Коробок не открывается. Чтобы открыть все замки отгадаем кроссворд и подберем к каждому замку свой ключик. Замок с элементом росписи.

  1. Ветка плавно изогнулась
    И колечком завернулась.
    Рядом с листиком трехпалым
    Земляника цветом алым. Засияла, поднялась,
    Сладким соком налилась.
    А трава, как бахрома,
    Золотая хохлома!

  2. Ох, посуда та из глины,

Бело-синий там фарфор.

Отвечай скорей смелей,

Зовется та посуда …   Гжель.

  1. Как называли умельцы из Полхово Майдана свои веселые игрушки. (Тарарушки)

  2. Название голубого цветка в Городецкой росписи. (Купавка)

  3. Вид росписи, давший начало возникновению иконописи. (Палех)

  4. Основной элемент росписи хохломы (Кудрина)

- Коробок открывается вместе с замочками:

    1. Соотнести рисунок гжели с его фоном.

    2. Найти элементы росписи майдановсих игрушек.

    3. Найти элемент городецкой росписи «купавки».

    4. Соотнести рисунок жостовской росписи с его фоном.

    5. Соотнести «кудрину» с фоном хохломского подноса.

-Наш коробок открылся! Какая здесь красота обитает!

Учитель. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.


(читают ученики)

  1. Золотая Хохлома,
    Ей не налюбуются,
    И в Париже, и в Нью-Йорке
    Хохлома красуется.

  2. В Гжели делают посуду –
    Сколько радости для глаз!
    Подрастают мастерицы,
    Может быть, и среди нас.

  3. Я куплю себе свистульку,
    Буду трели выводить,
    Мастеров из славной Дымки
    Никогда нам не забыть.

  4. Ты играй, моя гармошка,
    Ты, подруга, подпевай,
    Мастеров Руси великой
    Во весь голос прославляй.

Учитель: Ребята, посмотрите на эти изделия, уже много лет ими восхищается весь мир, они хранят тепло рук русских мастеров, которые вложили в них доброту, красоту природы и славные русские традиции. Вспомним пословицы и поговорки о труде. На стенах висят пословицы и поговорки о труде, зная, что каждый предмет рукотворный, как бы вы могли сказать пословицей о человеке, подарившем нам это чудо.

Учитель: Русский народ любит яркие красивые вещи. А вы знаете, что и цвета имеют свою символику:

  • Красный - цвет радости, жизни, любви;

  • желтый - посвящается солнцу, звездам, луне;

  • зеленый - символизирует весну;

  • коричневый - плодородие, землю.

3. Введение нового материала.

Учитель. - Ребята, я   вижу     замечательную    игрушку, угадайте    какую?
Алый, шелковый    платочек,
Яркий   сарафан в  цветочек,
Упирается   рука
B  деревянные    бока
А     внутри   секреты   есть:
Может, три, а может  шесть
Разрумянилась немножко
Это... русская   (матрешка)

Кто матрешку создал, я не знаю, Но известно мне, что сотни лет,
 Вместе с Ванькой- Встанькой, как живая, покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер, нивах, шумных, сказочном лесу?
 Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец. Неба синь плеснул в ее глаза,
И пустив в неповторимый танец Он, должно быть, весело сказал:

Ну и ой, гуляй теперь по свету, Весели себе честной народ.
 И матрешка через всю планету До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава О безвестном мастере-творце!

Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова “Матрешка” нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по–разному: “Бабушки”, “Мамочки” или даже “Тетя Оля”. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет.

В 90-х годах XIX века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.

Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Кто-то, увидев ее, восхищенно воскликнул: “Ну, прямо Матрена!”. Так девочку и назвали Матрена, или любовно, ласково – Матрешка, Матрешечка. Уже в1900 году на Всемирной выставке в Париже эта игрушка получила медаль и известность. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное  лицо. Суть русской матрешки во все времена   остается  прежней - дружба, да любовь пожелание   счастья  и благополучия.

Здесь, объехав Токио и Лондон,
Покорив и город, и село,
Вам матрешка - русская Джоконда -
Улыбнется тайно и светло.
(В. Пайков
о семеновской матрешке)


- А вы не хотели бы познакомиться русскими матрешками? Ну-ка гостьюшки дорогие выходите!

1матрешка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

2 матрешка.

Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.

3 матрешка.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.

- Расскажите нам матрешки про себя.

Мы, Загорские матрешки, сдержанные, моложавые. По форме своей утонченнее и изящнее других. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий: нарядный русский сарафан с отделкой, на платке "кругляши"- горошек. Чётко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Правая рука согнута, левая опущена.

 

Я Семеновская матрешка - лицом взрослее. Глаза светлые, а брови со строгим, подчеркнутым изгибом. Волосы гладкие, выглядывающие из-под платка. Разобраны на прямой ряд. Расцветка передника пестрая, в правой руке - большой букет цветов, в котором собраны колокольчики, рябинки, розаны и травки. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачный розово-алый, бледный фиолетово-синий


Я Матрешка из Полховского Майдана. Мы самые яркие, с капризными, чуть чопорными лицами. У нас нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Волосы уложены в замысловатые колечки. В окраске одежды господствует малиново-красные, ярко- желтые, сочно- фиолетовые цвета.Буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрыли всю фигуру матрёшки. Чёрный контур объединяет сочные цвета.


Мордовская матрёшка-эрзяночка одета в характерный национальный костюм с высоким головным убором и рядами бус на шее.

Чем отличается наша матрёшка от других?

Ученики. Формой... Головным убором… Интересным узором, орнаментом...

Учитель. Все вы правильно назвали, но самое главное увидели орнамент - узор, которым расписаны рубаха и головной убор матрешки. Какие узоры увидели в орнаменте?

Ученики. Квадраты… Треугольники... Линии...

Учитель. Так к какому виду можно отнести наш национальный узор?

Ученики. К геометрическому.

Учитель. Правильно, такой орнамент называется геометрическим.

(Физкультминутка.)

Учитель. Вернемся к орнаменту. Вспомним, что это такое?

Ученики. Это повторение двух или трёх элементов...

Учитель. Правильно.

(Обращение к наглядно-методическому пособию "Орнамент".)

Ребята представьте себя мастерами и украсьте свою матрешку.

Украшением будет служить мордовский орнамент и главные его цвета - красный, желтый и дополнительные - зелёный, синий для расцвечива­ния узора.

В народе с яркими красками всегда связывалось представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, желтая да еще чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путем смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; они подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга.

4.Физкультминутка.

Песня «Матрешечки» - показывают и поют две девочки.

Кончилось весельце
Беритесь за делице.

5.Практическая работа.

Учитель: На то и руки даны, чтобы даром не болтались.

Сегодня вы станете мастерами-художниками, и сами создадите матрешек (раздаются силуэты). Откроем тетради-учебники, сегодня мы рисуем майдановскую матрешку. А какие игрушки – тарарушки. Вы уже нарисовали? Выставка работ.

Перед вами шаблоны. Они неполные. Почему? Нужно наметить ось симметрии.

  1. берём карандаш и шаблон;

  2. намечаем ось симметрии; обводим шаблон;

  3. прорисовываем вторую симметричную половину матрешки;

  4. намечаем платочек;

  5. теперь нарисуем лицо;

  6. делим круг пополам.

  7. наметим глаза, рот, кудри, щечки;

  8. наносим узор на сарафан, используя элементы орнамента полхово – майданской росписи.
    Дети начинают выполнять задания. Учитель просматривает работы детей. Во время практической части урока можно использовать интересные факты из жизни матрешки, стихи.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали?

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!