СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема "Русские басни. И.И. Дмитриев "Муха"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема "Русские басни. И.И. Дмитриев "Муха"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема "Русские басни. И.И. Дмитриев "Муха"»

18.09.17 год. Литература. 6 класс. (7 урок)

Тема: «Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности,

готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: выделять необходимую информацию в предложенных текстах;

уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа; уметь определять общую цель и пути её достижения

Предметные: научиться находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория», «мораль».


Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организационный момент


Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.















2.Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи «Древнерусская литература» и «Сказания о Белгородском киселе».



Фронтальный опрос
— Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором?
— На чем были основаны сказания «Повести временных лет»?
— Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

- Ребята, сейчас мы с вами послушаем текст литературного произведения. Попробуйте определить жанр произведения.

- А как выдумаете, кто автор басни?

- Автором басни «Муха» является И.И.Дмитриев. Именно он “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.

- Что вы знаете об авторе басни? Сформулируйте тему и цели нашего урока.

- Ребята, но Дмитриев не единственный баснописец, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке.

- Запишите тему урока в тетрадь.

Проверяют д/з.





Отвечают на вопросы учителя.





- Жанр произведения – басня.


- Иван Иванович Дмитриев. /Дети могут назвать И.А.Крылова/


Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. /Имя Дмитриева мало известно детям, поэтому они могут ничего о нём не знать./

- Познакомиться с жизнью и творчеством баснописца И.И.Дмитриева, с его басней «Муха»





3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала


- Вы легко определили жанр басни «Муха». А кто помнит определение басни?

- Что такое мораль?

- Кто является героями басни?

- Что такое аллегория?


- Запишите определения басни, морали и аллегории в тетрадь.

- Как вы думаете, когда появился жанр басни? Прочитайте статью учебника «Русская басня» и найдите в ней ответ на поставленный вопрос.

— Что вы знаете о XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?
— О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?
— Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке? И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).
Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.

Дети читают статью на стр.26 учебника и отвечают на поставленный вопрос.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.


Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера, имеющее иносказательный, аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится мораль.

Мораль басни – краткое нравоучительное заключение.

- Чаще всего животные, но они говорят и действуют по-человечески.

- Иносказательное изображение предмета, явления, для того, чтобы наглядно показать его главные черты.







4. Первичное закрепление


- Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.

Беседа по биографии и творчеству И.И.Дмитриева.

Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.
-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым?
-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал?
-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов?
-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.


Работа с презентацией. Перед просмотром презентации детям даётся вопрос, на который они должны ответить после:

а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев?

б) В чём особенность его басен?




5. Физминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку















6. Первичный контроль

- Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове.

“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”

- Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. - Вернёмся к басне “Муха”. Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева. Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник.

- В чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик)
- Какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?
- Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)
- Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)
- В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)
- Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?

- Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне?

- Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет, в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29




Индивидуальная работа обучающихся


Распечатки высказываний на партах







Ученик читает басню вслух


Дети говорят о том, что автор словесно нарисовал картину, которая им ясно видится.



- Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело.

- Крестьянский труд тяжёл, особенно пахота. Бык “тащился” домой, а муха, благополучно просидев во время пахоты на нём, присвоила его заслуги себе. Картина тяжёлого крестьянского труда усиливает то значение, которое хотел предать автор. Для этого автор использует приём аллегории




7. Подведение итогов, рефлексия

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.


Самостоятельная работа в тетрадях.
1. Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.

2. Отметь, в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет:
а) трудолюбие и безделье
б) щедрость и жадность
в) ум и глупость
3. Что муха ответила другой мухе? Допиши.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха».
а) Труд человека кормит, а лень — портит.
б) Кто ест скоро, тот и работает споро.
в) Умел ошибаться, умей и поправиться.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.


- Сегодня мы должны были расширить наши представления о басне, прочитать новые басни.

- Да, мы достигли поставленных целей, прочитали басню Дмитриева «Муха»




Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листочках и сдают учителю на проверку.




8.Информация о домашнем задании

С.29-30, читать статью «Муха», наизусть басню по выбору

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!