СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
  • развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;
  • воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте,  величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Просмотр содержимого документа
«Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе»

-Как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

- В ком и в чём Онегин разочаровался?

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны?

-Почему он всё же отвергает любовь Татьяны?

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»?

- Во имя чего бежит от любви Онегин?

-Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может?

-Чем завершается встреча в саду?

-Чем занят Онегин после объяснения с Татьяной?

-Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обла́тка - покрытый клеем бумажный кружок, применявшийся для заклеивания конвертов.

Курти́ны – цветочные клумбы.

Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.



Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему 4 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина».

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

  • развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

  • воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.


 Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

  • Перечитать 4 главу

  • Подготовить выразительное чтение письма Татьяны

  • Выполнить задания теста (Приложение №1)

3.Целевая установка

4. Анализ 4 главы «Объяснение Татьяны и Онегина»

В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

-Давайте вместе с автором вспомним, как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).

-Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; oткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X)

-И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
(в саду).

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства).

-О чем говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может ее испытывать).

-Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

- Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…

- Был ли он искренен? (Он говорит неправду. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится).

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).

-Что рекомендовали соседи матери Татьяны против увядания её дочери? («пора, пора бы замуж ей»).

-Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?

Обобщения, выводы

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.
Ее мечтательность, его «мечтам невольная преда́нность».
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему «труд упорный был тошен», и «ее изнеженные пальцы не знали игл».
И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.


Выводы урока. Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

IV. Домашнее задание.

  • Перечитать 5 главу.

  • Рассказ с цитированием «Сон Татьяны»

  • Выполнить тестовые задания



Приложение №1

Тест по 3 главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Правда или неправда, что...

1. Владимир Ленский проводил вечера у Лариных.

2.Онегину принадлежат слова: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг».

3.Евгений Онегин просит Ленского познакомить его с семьёй Лариных.

4.Татьяна грустна и молчалива, как Светлана. В Татьяну.

5.Владимир Ленский влюблён в Татьяну.

6.О свадьбе Ленского и Ольги давно уж было решено.

7. Онегин говорит об Ольге: «В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна».

8.Татьяна влюбилась в Ленского.

9.Татьяна вообразила Онегина героем своего романа.

10.Татьяна рассказывает о своих чувствах сестре Ольге.

11.Няня думает, что Татьяна больна.

12.Татьяна пишет Евгению письмо.

13.Письмо передаёт Онегину сын няни.

14. Прошёл день, другой, а ответа всё не было.

15.Встреча Татьяны с Онегиным произошла в доме Лариных.



Приложение №2

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?


2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?


3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?


4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?


5. Как относится к речи Онегина автор?


6.Что стало следствием свиданья?


7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?


8.Что читает Ольге Ленский?


9.Что пишет Ленский об Ольге?


10.Чем занимался Евгений летом?


11. Каковы были занятия Онегина зимой?


12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?


13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?


14. Почему Ленский весел был?


15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?






Просмотр содержимого документа
«Тест по 4 главе»

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?


2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?


3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?


4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?


5. Как относится к речи Онегина автор?


6.Что стало следствием свиданья?


7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?


8.Что читает Ольге Ленский?


9.Что пишет Ленский об Ольге?


10.Чем занимался Евгений летом?


11. Каковы были занятия Онегина зимой?


12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?


13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?


14. Почему Ленский весел был?


15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?




Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?


2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?


3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?


4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?


5. Как относится к речи Онегина автор?


6.Что стало следствием свиданья?


7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?


8.Что читает Ольге Ленский?


9.Что пишет Ленский об Ольге?


10.Чем занимался Евгений летом?


11. Каковы были занятия Онегина зимой?


12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?


13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?


14. Почему Ленский весел был?


15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?






Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?


2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?


3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?


4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?


5. Как относится к речи Онегина автор?


6.Что стало следствием свиданья?


7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?


8.Что читает Ольге Ленский?


9.Что пишет Ленский об Ольге?


10.Чем занимался Евгений летом?


11. Каковы были занятия Онегина зимой?


12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?


13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?


14. Почему Ленский весел был?


15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?




Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?


2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?


3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?


4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?


5. Как относится к речи Онегина автор?


6.Что стало следствием свиданья?


7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?


8.Что читает Ольге Ленский?


9.Что пишет Ленский об Ольге?


10.Чем занимался Евгений летом?


11. Каковы были занятия Онегина зимой?


12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?


13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?


14. Почему Ленский весел был?


15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?




Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 4 глава»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Анализ 4 главы.  Объяснение Татьяны и Онегина».     Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 4 главы. Объяснение Татьяны и Онегина».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина. совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI) -Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Учимся понимать текст

Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)

-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).

Учимся понимать текст - Давайте вместе с автором вспомним, как жилось нашему герою в светском петербургском обществе. -Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)? -Как относился Евгений Онегин к красавицам? -В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX) - В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?

Учимся понимать текст

- Давайте вместе с автором вспомним, как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе)?

-Как относился Евгений Онегин к красавицам?

-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: « Он в первой юности своей б ыл жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)

- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела?

Учимся понимать текст -Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI) -Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма? -Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?  -Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?

Учимся понимать текст

-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI)

-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?

-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне?

-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?

Учимся понимать текст -О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать). - Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Учимся понимать текст

-О чём говорят слова Онегина: «Дай вам бог любимой быть другим»? (другим – потому что он не верит любви, не готов к ней, не может её испытывать).

- Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…

Учимся понимать текст Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. - Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) - О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?   

Учимся понимать текст

  • Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста.

- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV)

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

 

Учимся понимать текст -Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. -Что рекомендовали соседи матери Татьяны против увядания её дочери? -Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39 -Куда был приглашён Онегин в субботу?   

Учимся понимать текст

-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24.

-Что рекомендовали соседи матери Татьяны против увядания её дочери?

-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39

-Куда был приглашён Онегин в субботу?

 

Выводы  Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.   

Выводы

Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.

 

Тест по 4 главе:  1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»? 2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне? 3. Какой любовью Онегин любит Татьяну? 4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»? 5. Как относится к речи Онегина автор? 6.Что стало следствием свиданья? 7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?

Тест по 4 главе:

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

5. Как относится к речи Онегина автор?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?

Тест по 4 главе:  8.Что читает Ольге Ленский? 9.Что пишет Ленский об Ольге? 10.Чем занимался Евгений летом? 11. Каковы были занятия Онегина зимой? 12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»? 13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу? 14. Почему Ленский весел был? 15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Тест по 4 главе:

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. С какого известного выражения о любви начинается четвёртая глава?

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Перечитать 5 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!