СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 5-м классе на тему "М.Ю.Лермонтов стихотворение "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с технологической картой. Тема "М.Ю.Лермонтов стихотворение "Бородино" Историческая основа и патриотический пафос произведения".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 5-м классе на тему "М.Ю.Лермонтов стихотворение "Бородино"»






Конспект

урока литературы



«М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Слово о поэте.

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».






подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Яровая Ирина Викторовна




Симферополь, 2016г.








Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания


Предмет

Литература

Класс: 5

Тема урока



М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Слово о поэте. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.


Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», назвать исторические события, которые легли в основу стихотворения; Проанализировать произведение; развивать умение самостоятельно мыслить, доказательно высказывать свое мнение, воспитывать интерес к истории и литературе родной страны; воспитывать патриотические чувства.

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные


предметные: знакомство с отдельными фактами биографии М.Ю.Лермонтова, понимание значения событий Отечественной войны 1812 года для формирования его национального самосознания; умение выразительно читать лирическое произведение; умение выявлять его тему и идею, художественные особенности; выявление авторского отношения к изображаемому в стихотворении «Бородино».


регулятивные: целеполагание своей деятельности, принятия решения в проблемных ситуациях; умение слушать учителя и друг друга; умение видеть связь литературного произведения с историей; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

познавательные: практическое освоение методов познания: добывание информации, умение представить её.

коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровое); умение обосновать свою позицию, понимать других, согласовывать свои действия; оценивать достигнутые результаты; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;


личностные: воспитание уважительного отношения к истории своей страны, осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.



Условия реализации урока

Информационные ресурсы (серия журналов ЖЗЛ и Интернет)

Учебная литература

Оборудование



Учебник литературы, истории

Компьютер, экран.

Технология:

Проблемное обучение

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.


– Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок!

Звучит легкая музыка, ее прерывают взрывы,

начинается война.

.(На сцену выходят 2 ученицы, читают стихотворение

«Война - это страшная сила...»


  1. Приветствуют учителя.

  2. Слушают выступление учащихся, выступающих со стихотворением.






Личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой; принцип психологической комфортности.




  1. Мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. -Мотивация учащихся

  2. Наполеон:

  3. - Если я захвачу Киев, возьму Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, возьму Россию за голову. Захватив Москву, я поражу её в самое сердце!

  4. Разыгрывается диалог (М. Кутузов и Багратион).

Диалог Кутузова с Багратионом.

Кутузов (стоит один, задумавшись):

- Да, этот Наполеон – серьезный враг – будет похлеще турок.

(стук в дверь, входит Багратион)

Багратион:

- Здравия желаю! Фельдмаршал!

Кутузов (поворачивается):

- Генерал! На Родину надвинулась беда. Гроза военная накрыла небо – Наполеон напал на землю нашу!

Багратион:

- Ну что ж! За Родину свою готовы постоять уж все солдаты, а я сам лично поведу их в бой!

Кутузов:

- Я верю в вас, мои друзья! И встретим мы достойно нашего врага!

Багратион:

- За мной, солдаты! Уж угостим по-русски мы французов! И постоим мы головой за Родину свою!


1. Слушают выступление учащихся и наблюдают за происходящим на сцене.


Личностные: внутренняя внешняя готовность учащихся;

Познавательные: уметь ориентироваться в системе имеющихся знаний; отличать новое от известного.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение слушать и понимать речь других.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Беседа с учащимися:

- Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

– Скажите, героев какого исторического события вы увидели ? (Кутузов, Багратион, Наполеон; Отечественная война 1812 года)

  • Какие произведения, посвящённые Отечественной войне 1812 года, вам известны

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученные материалы

Предполагаемые ответы:

Кутузов, Багратион, Наполеон; Отечественная война 1812 года.

Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Ю. Лермонтов «Бородино».



Личностные: умении дать анализ увиденному;

Познавательные: готовность учащихся к восприятию новых знаний к активной учебной познавательной деятельности на основе мотивации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

  1. Постановка учебной цели.

Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока.


Постановка вопроса по обозначению темы урока.

- Ребята, исходя из того, что вы увидели и услышали, попробуйте сформулировать тему урока.

- Для чего нам нужно знать это произведение, с какой целью мы будем его изучать?

Учитель, опираясь на ответы учащихся, формулирует тему урока и его цель.

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на увиденное и услышанное.

Предполагаемые ответы:

- Мы будем знакомиться с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».

- Мы изучаем это произведение для того, чтобы знать, какие исторические события произошли в нашей стране. Не забывать о героическом прошлом России и помнить о её героях.




Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: целеполагание.



  1. Объяснение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.


1. Беседа с учащимися:

-Знакомо ли нам имя Лермонтова? Когда жил поэт?

Давайте послушаем выступление группы литераторов, которые расскажут нам о поэте.

- Дома вы познакомились с содержанием стихотворения. Какому событию посвящено это произведение?

- Почему это сражение получило название Бородинское?

- Что еще вам известно об этом событии из уроков истории?


2. Координация действий учащихся (выступления учащихся с сообщениями).



3. Анализ стихотворения.

Вопросы на восприятие произведения:

1. Какому историческому событию посвящает Лермонтов своё стихотворение?

2. Какова его тема?

3. Что собою представляет стихотворение «Бородино»? (Диалог)

4. Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц.)

5. Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат)

6. Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует? ( молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.)

7. Каким вы себе представляете старого солдата? (Это бывалый солдат, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, смело сражавшийся за свое Отечество.)

8. Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он рассказывает настоящую правду.)

  1. Какие качества солдат вы можете назвать? (патриотизм «Уж постоим мы головою за Родину свою», решительность «Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?, мужество «Вам не видать таких сражений...», воинское братство «Умрем же под Москвой, как наши братья умирали»).

  2. Каким был бой? (тяжелый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

  3. Какие чувства выражены в стихотворении? (мы гордимся русскими солдатами и скорбим о погибших)

  4. В чем, по-вашему, заключается главная мысль в стихотворении? (Русские не жалеют ничего для победы, мы гордимся храбрыми солдатами, офицерами.)

  5. Какое настроение создает стихотворение? Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.)

- Словарная работа (учитель объясняет непонятные слова)


1. Выступление учащихся с сообщениями:

I – группа. Сообщение о поэте.

2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на увиденное и услышанное.

Предполагаемые ответы:

- Стихотворение посвящено Бородинскому сражению, которое состоялось 26 августа 1812 года.

- Так называлось село, возле которого произошла самая страшная битва

II – группа. Сообщение об исторических событиях Отечественной войны 1812 года.






3. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на прочитанный текст.

Предполагаемые ответы:

1. Бородинскому сражению.

2. О войне 1812 года, о Бородинском сражении

3. Диалог.

4. Диалог – это разговор двух или более лиц.

5. Молодой боец и старый солдат.

6. Молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.

7. Это бывалый солдат, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, смело сражавшийся за свое Отечество.

8. Рядовой солдат не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он рассказывает настоящую правду.

  1. Патриотизм. «Уж постоим мы головою за Родину свою»,решительность «Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?, мужество «Вам не видать таких сражений...», воинское братство «Умрем же под Москвой, как наши братья умирали».

  2. Тяжелый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа.

  3. Мы гордимся русскими солдатами и скорбим о погибших.

  4. Русские не жалеют ничего для победы, мы гордимся храбрыми солдатами, офицерами.

  5. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.











Знакомятся со словами по учебнику, смотрят на сноски.



Личностные: умение работать с различными источниками информации;

Познавательные: выяснение через исторические факты подлинную историю о Бородинском сражении и знакомятся с биографическими фактами писателя;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме


  1. Физ. минутка.

Цель этапа: снять напряженность и усталость


- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физ.минутку.



Дети под музыку выполняют сначала ритмичные, затем плавные движения.




  1. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

  1. Постановка проблемных вопросов для восприятия целостности темы.

- Что же вдохновляло солдат и ради чего они шли в бой? (Учащиеся разгадывают кроссворды в группах).





Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, работая в группах.

Разгадывание кроссворда. (Приложение к уроку).


Личностные: развитие логического мышления; оценивание усеваемого содержания;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.















VI.Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


- Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?

- Для чего нам нужно изучать такие произведения?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (поставьте себе оценку за работу на уроке)




Дают ответы на вопросы




Анализируют работу на уроке через самооценку




Личностные: самооценка;


Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

VII. Домашнее задание.

Цель этапа: настроить обучающихся на самостоятельную работу по изученному произведению.

Выучить наизусть отрывок, проиллюстрировать понравившийся эпизод из стихотворения; составить кроссворд, включая в него устаревшие и заимствованные слова из стихотворения.  

Записывают домашнее задание.



Приложение 1.

1. Сообщение обучающихся о поэте.

Редзанова Нияра : М.Ю.Лермонтов родился в Москве. Очень рано у него умерла мать, и мальчика воспитывала бабушка . Бабушка заботилась о воспитании и образовании внука и приглашала к нему лучших учителей. В детстве Лермонтов любил слушать рассказы и песни о волжских разбойниках, о войне с французами, о пожаре в Москве. Гувернёром мальчика был француз , который часто вспоминал о походах Наполеона, интересно рассказывал об исторических событиях 1812 года.

Кучир Эдик: Когда мальчику исполнилось 13 лет, бабушка решила переехать в Москву, чтобы подготовить внука к вступительным экзаменам в университет. Лермонтов был потрясён красотой Москвы и сразу полюбил этот город.

Иванько Катя: В 19 лет Лермонтов поступил в Московский университет, но не закончил его, он переехал в Петербург и, окончив военную школу, стал офицером гвардейского полка.

Заворотько Ярослав:Писать стихи Лермонтов начал рано – примерно в 13 лет. Но очень долго мальчик-юноша не хотел печататься – ему все казалось, что он ещё не написал ничего хорошего.

Титова Стефа: Войне 1812 года Лермонтов посвятил стихотворение «Бородино». Он хотел показать его Пушкину и узнать оценку великого поэта. Но сделать этого Лермонтов не успел: Пушкин погиб на дуэли.

Киселев Саша: Горе Лермонтова было безгранично – он любил и почитал Пушкина выше всех поэтов мира. Лермонтов не мог молчать и написал стихи «Смерть поэт». За эти стихи правительство сослало Лермонтова на Кавказ, надеясь, что он погибнет во время войны с горцами. Но ему была уготована другая смерть: 27 июля 1841 года он был убит на дуэли в неполные 27 лет.

Учитель: Творчество Лермонтова – одна из ярких страниц русской литературы. В его мастерстве мы убедимся и сегодня на уроке, знакомясь со стихотворением «Бородино».

2. Сообщения обучающихся об исторических событиях Отечественной войны 1812 года.

Ибраимов Эльмар:В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились.Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой.

Баглай Настя: Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов не случайно выбрал бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нём могли развернуться большие массы войск.

Доценко Григорий: Сражение затихло поздно вечером. Страшную картину представляло собой Бородинское поле. Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Никогда ещё завоеватели не видели такого большого количества убитых. Но русские, как и прежде, были непоколебимы. Они готовились к новому бою. Но, взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступать к Москве. Французская армия была еще сильна.

НАПОЛЕОН: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Киселев Саша: Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, М. Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России.


Приложение 2



Кроссворд. 1











Кроссворд 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!