Окружающий мир.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Африка.
Цели:
– ознакомить с природой и важнейшими народами Африки, их достижениями;
– найти родину представленных учителем предметов, имеющих африканское происхождение;
– научить использовать карты для получения информации.
Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Африки, предметы африканского происхождения (кофе, бананы, финики, африканские маски или их иллюстрации), иллюстрированные альбомы с видами Африки, иллюстрации флагов разных стран, рисунки африканских животных.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Беседа. Работа в группах.
– Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поиграем в географическое лото. Вы получаете небольшое задание. Из полученных картинок нужно выбрать только те, которые относятся к Азии. Нужно найти одно лишнее:
1) Света, Нил, Тигр, Обь.
2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага.
3) Рис, кофе, сахар, хлопок.
4) Китайцы, японцы, индийцы, арабы.
Дети совещаются и выбирают:
1-я группа. Здесь перечисляются реки Азии: Лена, Тигр, Обь.
2-я группа. Это предметы, пришедшие к нам из Азии: шахматы, зеркало, бумага.
3-я группа. Это знаменитые растения, которые стали известны всему миру благодаря Азии: рис, сахар, хлопок.
4-я группа. Это национальности, которые проживают на территории азиатских стран: китайцы, японцы, индийцы, арабы.
– Соберите лишние картинки и попробуйте ответить: к какой части света относятся они? Представьте ещё два-три примера по каждому направлению. (Остались картинки: река Нил, папирус, кофе. Мы точно знаем, что река Нил относится к Африке, но про всё остальное сказать не можем).
– Какие вопросы у вас возникают?
– Мы сегодня должны ответить на вопросы:
• Какие реки текут по Африке?
• Какие предметы попали к нам из Африки?
• Какие растения стали знакомы нам благодаря Африке?
• Какие народы населяют Африку?
– Чему будет посвящён наш урок? (Мы считаем, что сегодня мы отправимся в путешествие по Африке.)
Тема: АФРИКА.
– Составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
– Какие умения формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Беседа.
– Прежде всего, нам нужно выбрать маршрут и транспорт для путешествия.
Дети совещаются.
– Можно выбрать сухопутный маршрут и водный. По суше будем передвигаться на верблюде. Водный маршрут можно организовать так: оплыть Африку вокруг или путешествовать по её рекам и озёрам, например по Нилу.
– Хорошо. Мы разделимся на группы и будем собирать информацию из текста и карт учебника. Попросим наших учёных-путешественников (готовивших доклады об Африке) быть нашими учёными консультантами и помогать группе готовить выступление:
1-я группа – географические объекты Африки.
2-я группа – климат и природные зоны Африки.
3-я группа – животные Африки.
4-я группа – страны Африки.
5-я группа – полезен ли загар?
– Попросим наших учёных-путешественников (готовивших доклады об Африке) подготовить выступление по данной части света.
• Географические объекты.
• Климат и природные зоны Африки.
• Животный и растительный мир.
• Население и страны Африки.
• Полезен ли загар?
1-я группа. Африка – большой материк и часть света. Её омывает Атлантический и Индийский океаны. В Африке много плоскогорий. Там располагается огромная пустыня – Сахара. По этому материку текут реки Нил, Конго. Есть несколько озёр: Виктория, Чад. На юге Африки есть большой остров – Мадагаскар…
2-я группа (включая авторов доклада «Климат и природные зоны Африки»). В Африке очень жарко, особенно в пустыне Сахара. Весь север Африки занят этой пустыней. Остальную часть составляет тропическая степь – саванна, и в центре материка находятся непроходимые леса.
3-я группа (включая авторов доклада «Животные Африки»). Здесь водится огромное количество животных: африканский слон, носорог, зебра, жираф, страусы, львы…
4-я группа (включая авторов доклада «Страны Африки»). Люди в Африке живут издавна. Самое древнее государство – Египет. Здесь с давних пор люди занимались земледелием. На севере континента живут арабы, на юге – негры. В африканских лесах ещё встречаются племена людей, которые, как в древние времена, охотятся и собирают плоды. На этом материке располагаются такие крупные страны: Алжир, Ливия, Судан, Заир, Ангола, Мадагаскар, Египет, Кения. На территории Африки сейчас находится много заповедников, где охраняют животных.
5-я группа (включая авторов доклада «Полезен ли загар?»). Солнце очень полезно для организма, так как благодаря ему вырабатываются полезные вещества. Но загорать нужно осторожно. Иначе можно получить солнечный ожог.
– В Африке:
1) Реки и озёра Африки: Нил, Конго, Виктория, Чад.
2) Предметы, попавшие к нам из Африки: папирус.
3) Растения, пришедшие к нам из Африки: кофе, ананасы, бананы.
4) Африканские национальности: эфиопы, египтяне, арабы, кенийцы, пигмеи, масаи.
– Можем ли мы теперь выполнить задание, которое вызвало в начале урока затруднение?
1) Лена, Нил, Тигр, Обь.
2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага.
3) Рис, кофе, сахар, хлопок.
4) Китайцы, японцы, индийцы, арабы.
– Соберите лишние картинки, попробуйте ответить, к какой части света относятся они, и представьте ещё два-три примера.
Ребята совещаются.
– В Африке.
1) Реки и озёра Африки: Нил, Конго, Виктория, Чад.
2) Предметы, попавшие к нам из Африки: папирус. (В учебнике мало сведений.)
3) Растения, пришедшие к нам из Африки: кофе, ананасы, бананы.
4) Африканские национальности: эфиопы, египтяне, арабы, кенийцы, пигмеи, масаи.
– Ребята, какой общий вывод мы можем сделать по Африке?
1. Африка располагается в жарком поясе.
2. Здесь есть и безжизненные пустыни, саванны, и дремучие влажные леса.
3. Много диких животных можно встретить в Африке, они сейчас охраняются людьми, а раньше европейцы устраивали на них безжалостную охоту.
4. В Африке располагаются разные государства: Египет, Кения, Эфиопия… На севере континента живут арабы, на юге – темнокожие негры.
5. Африка подарила миру ананасы, бананы и кофе.
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ. Применение нового знания.
1. Работа с наглядным пособием.
– Выберите нужные разрезные карточки из комплекта «Наглядные пособия по окружающему миру для 2-го класса», подходящие к теме урока.
Вопросы к одному ученику из группы (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.
2. Сообщение детей.
В течение недели дети проводят исследовательскую работу по теме и оформляют альбом «Всемирная выставка». Устраивается конкурс на самый интересный рассказ о стране, дети соревнуются в составлении кроссвордов «Страны Африки», «Животный мир Африки».
ΙV. Итог урока.
– Какой общий вывод мы можем сделать о странах Азии?
– Страны Европы известны нам своими литературными героями, писателями, путешественниками. Поищите дома интересные сведения об Азии.
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
-Оцени с помощью смайлика свое восприятие нового материала на уроке.
V. Домашнее задание.
Кто не успел выступить на уроке с исследовательской работой, продолжат свои выступления на следующем уроке.
Всем спасибо.