Регулятивные: - понимание учебной задачи, уточнённой учителем; - сохранение учебной задачи Коммуникативные: - формулирование ответов на вопросы; - осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Познавательные: - понимание содержания текста (представленного в таблице); - формулирование проблемы; - рефлексия способов и условий действия | Хорошо, вспомнив, из каких внутренних органов состоит наш с вами организм, давайте попробуем выполнить следующее задание. У вас на партах лежат листы, переверните их. В правом верхнем углу подпишите свои фамилию и имя. Как вы заметили, на ваших листках изображена незаконченная таблица с тремя колонками и её неполное название. Ваша задача – это не только дополнить по смыслу оставшиеся колонки предложенными словами снизу, но и постараться правильно определить название таблицы. На работу вам дается 3 минуты. Свои результаты вы сможете проверить в конце урока. Можете приступать. Таблица: «О……м человека» Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет | | желудок, кишечник | | кровеносная | | | | | управление деятельностью человека | Спинной мозг, нервы, пищеварительная, нервная, переваривание пищи, кровеносные сосуды, головной мозг, сердце, кровообращение Поднимите руки те, кто восстановил название таблицы; заполнил её. Почему возникли затруднения? Отложите свои листы на край парты, они нам ещё пригодятся. | Таблица: «Организм человека» Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет | пищеварительная | желудок, кишечник | переваривание пищи | кровеносная | сердце, кровеносные сосуды | кровообращение | нервная | головной мозг, спинной мозг, нервы | управление деятельностью человека | Потому что мы не знакомы с работой многих органов и их системами. | 5 мин |
Регулятивные: - понимание учебной задачи, сформулированной самостоятельно и уточнённой учителем; - сохранение учебной задачи; - целеполагание; - планирование своих действий в течение урока Коммуникативные: - формулирование ответов на вопросы Познавательные: - анализ объектов с целью выделения схожих черт; - выдвижение гипотез | Согласно восстановленному названию таблицы, можете ли вы предположить тему урока? На основе сложившейся проблемы, когда вы не смогли заполнить таблицу, давайте попробуем сформулировать цель урока. Верно. Для того, чтобы достичь поставленную нами цель, необходим план. С ним мы определимся, дополнив незаконченные предложения на доске словами на выбор: 1) … как науки; 2) понятие об … и … органов тела человека (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной системы); 3) измерение своего … и … … органах, анатомия, массы тела физиология, гигиена, системе, роста. Тема, цель и план урока определены, можем приступать к работе. | Да. Организм человека. Научиться устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека. 1) анатомия, физиология, гигиена как науки; 2) понятие об органах и системе органов тела человека (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной системы); 3) измерение своего роста и массы тела. | 4 мин |
Личностные: - установка на безопасный и здоровый образ жизни на основе знаний о системе органов человека; - осознание личностной ответственности за свои поступки по отношению к своему здоровью Регулятивные: - понимание учебной задачи, уточнённой учителем; - сохранение учебной задачи; - соотнесение выполнение работы с результатом Коммуникативные: - формулирование ответов на вопросы; - осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; Познавательные: - использование знаково-символических средств (схем) для решения учебных задач - выделение существенной информации из литературы; - понимание содержания текста, интерпретирование смысла; - построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами - установление причинно-следственных связей; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - проявление творческих способностей при подготовке сообщений | Ребята, посмотрите на первый пункт плана нашего урока. Как он звучит? Поднимите руки те, кому знакомы названия этих наук. А знаете ли вы, что они изучают? Давайте попробуем предположить это, обратившись к слайду. Слайд На нем, как вы видите, изображены названия наших наук и то, чем они занимаются. Однако все это перемешалось между собой. И теперь наша с вами задача верно соотнести науку с тем, что она изучает. Итак, поднимите руки те, кто согласен, что анатомия – наука о работе органов. Ребята, почему вы не согласны? Но, а тогда какая же наука изучает работу органов? Почему? Как вы думаете, при помощи чего мы сможем проверить свои предположения? Откройте его на стр. 123, просмотрите 1 абзац и ответьте на вопрос: верно ли мы соотнесли названия наук и то, что они изучают? Ребята, а как вы думаете эти науки взаимосвязаны между собой? Поднимите руки те, кто согласен с этим. Почему? Совершенно верно! Теперь вновь обратимся к нашему плану и посмотрим, выполнили ли мы его 1 пункт и о чем же нам говорит 2? Согласно тому, что вы уже знаете, можете ли вы сказать, какая наука занимается этим вопросом? Совершенно верно! А вот каким образом строится работа всех внутренних органов и что же такое системы органов вы узнаете, прочитав второй абзац на стр. 122 учебника. Кто готов ответить на вышепоставленные вопросы? Поработав в группах, вы сможете узнать какие системы органов существуют, какую работу они выполняют и какие из органов человека туда входят. Но перед тем, как мы начнем, нам необходимо вспомнить основные правила при работе в группах. Итак, каковы же они? Для того, чтобы вам было удобнее работать, давайте сядем соответствующим образом. Первые парты разверните свои стулья и повернитесь к сидящим на второй парте. Один человек с третьей парты может взять стул и подсесть к первой и второй партах, т.е. сесть между ними. За счет того, что вы пересели, у нас образовалось целых 6 групп. На первом ряду у нас образовалось сразу две группы, тема которых будет едина, на втором ряду ситуация такая же, вот только тема будет другая и, соответственно, с третьим рядом происходит то же самое. Узнать свои темы вы можете из содержания конвертов, которые я для вас подготовила. Кроме того, там же вы сможете прочесть свой проблемный вопрос и задание к практической работе. Итак, поднимите руки те, кому выпала тема: «Пищеварительная система? «Кровеносная система»? «Нервная система»? Свою работу вы будете строить согласно плану. Давайте обратимся к доске и посмотрим из чего же он состоит: 1) узнать, какие органы входят в систему (показать их на карте при выступлении); 2) какую работу выполняет эта система; 3) ответить на проблемный вопрос; 4) сделать практическое задание Как вы думаете, где мы можем найти всю эту информацию? Верно. В этом вам поможет учебник на стр. 122-123. Однако, ответа на проблемный вопрос найти вы в нем не сможете. Что же тогда мы можем сделать? Её я подготовила вам заранее и при ознакомлении с ней у вас не должно возникнуть вопросов с 3 и 4 пунктом плана вашей групповой работы. Приложение 1 Необходимую вы можете фиксировать на листах. После окончания своих работ, мы выслушаем одного представителя каждой группы сначала по первой теме, затем по второй и третьей. Поэтому с тем, кто будет отвечать, вам необходимо определиться сразу после того, как вы начнете свою работу. Причем, 1, 3, 5 группы представляют первые 2 вопросы плана, а 2. 4, 6 – последние 2. После того, как группы выступят, всем вам будут заданы вопрос по тем темам, которые были представлены с целью проверить то, как внимательно вы слушаете друг друга. На работу вам дается 6 минут. Можете приступать. Время вышло. Пора группам представлять свои работы. Помните, что к доске выходят по одному представителю от каждой группы по общей теме. Причем, 1,3,5 группы, выходя, озвучивают систему и какие органы туда входят, показывая на карте. Правильное питание, хорошо. Я надеюсь, что вы его придерживаетесь. Хорошо, спасибо. И последняя группа. Спасибо, ребята. Присаживайтесь на свои места. | «Анатомия, физиология, гигиена как науки». Нет. Потому что анатомия изучает строение тела человека. Мы думаем, что физиология. Потому что, гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья, соответственно, методом исключения, физиология – наука о работе органов. При помощи учебника. Да. Мало знать внутреннее строение человека, необходимо также учитывать, какую работу совершает тот или иной орган, и какие меры профилактики существуют для его защиты и долгой работы. Да, 1 пункт мы выполнили, а 2 говорит нам о «Понятие об органах и системе органов тела человека (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной системы)». Физиология. Все органы действуют в организме согласованно, слажено. Системы органов – это органы, выполняющие общую работу. 1) учитывать мнение каждого; 2) переговариваться между собой только шепотом; 3) выполнять работу коллективно; 4) следить за указанным временем. Содержание конвертов: 1 ряд (1 и 2 группа) – пищеварительная система. Проблемный вопрос: «Почему говорят, что фастфуд вреден?» Практическое задание: составить меню школьника 2 ряд (3 и 4 группа) – кровеносная система Проблемный вопрос: «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» Практическое задание: определить свой пульс. За помощью можете обратиться к карточке. 3 ряд (5 и 6 группа) – нервная система Проблемный вопрос: «Почему, когда врачи нас бьют по коленке она, дёргается» Практическое задание: попробуйте слегка ударить себя по коленке рукой и посмотреть, есть ли ответная реакция. За помощью можете обратиться к карточке. В учебнике. Обратиться к дополнительной информации. 1 группа Пищеварительная система: желудок, кишечник и другие органы. Данная система обеспечивает переваривание пищи. 2 группа Фастфуд вреден, потому что в нем много калорий. Меню школьника: Завтрак – каша, хлеб, яблоко, чай Обед – суп, пюре с котлетой и огурцом, хлеб, сок Полдник – творожная запеканка Ужин – рыба с рисом, чай 3 группа Кровеносная система: сердце и кровеносные сосуды. Данная система обеспечивает кровообращение. 4 группа Мы прочитали и выяснили, что сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее Мы измерили пульс и определили, что у нас он составляет примерно 130 ударов в минуту – это норма 5 группа Нервная система: головной мозг, спинной мозг, нервы. Данная система управляет детальностью человека. 6 группа Наша нога дергается, когда по ней бьет врач молоточком, потому что под коленной чашечкой расположен участок скопления нервов. Мы провели практическую работу и сделали вывод, что ответная реакция есть – нога дернулась, а это значит, что наши нервы в порядке. | 14 мин |
Регулятивные: - понимание учебной задачи, уточнённой учителем; - сохранение учебной задачи; - соотнесение выполнение работы с алгоритмом и результатом Коммуникативные: - осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; - формулирование ответов на вопросы Познавательные: - понимание содержания текста; - анализ рисунков | А теперь давайте вспомним, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока? Почему так произошло? Как вы думаете, сможете ли вы сейчас заполнить эту таблицу в соответствии с заданием и исправить ошибки, если они есть? Почему? Хорошо. Тогда можете взять свои листочки с края парты и приступать к заполнению таблицы. Однако, к ней вам добавится ещё одно задание – подписать указанные органы человека на рисунке. Свои результаты вы сможете сверить по слайду. На работу вам дается 5 минут. Можете приступать. Если есть необходимость, то вы также можете пользоваться своим учебником. Таблица: «Организм человека» Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет | | желудок, кишечник | | кровеносная | | | | | управление деятельностью человека | Спинной мозг, нервы, пищеварительная, нервная, переваривание пищи, кровеносные сосуды, головной мозг, сердце, кровообращение Поднимите руки те, кто закончил. Хорошо. Можем приступать к проверке. Оцените себя, согласно предложенным критериям. За эту работу вы можете получить положительные отметки, отрицательные выставляться не будут. Критерии: Таблица «Организм человека» Рисунок «Внутренние органы человека» | Мы не смогли заполнить таблицу «Организм человека» Потому что большинство информации нам не известно. Да Потому что сегодня на уроке мы прошли тему, которая позволит нам выполнить это задание. Таблица: «Организм человека» Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет | пищеварительная | желудок, кишечник | переваривание пищи | кровеносная | сердце, кровеносные сосуды | кровообращение | нервная | головной мозг, спинной мозг, нервы | управление деятельностью человека | Головной мозг Печень Сердце Желудок Кишечник Легкие | 8 мин |