СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий" в технике проблемного диалога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также с опорой на рабочую программу УМК "Школа 2100" и его соответствующие пособия (учебник, рабочая тетрадь).           

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий" в технике проблемного диалога»

Используемый учебно – методический комплект: УМК «Школа 2100»

Учебный предмет (дисциплина):окружающий мир

Класс: 3

Тема урока:«Петр Великий».

Цель урока:

1-ая линия развития: узнавать о реформах Петра I из исторического текста и делать выводы; узнавать современный флаг России.

2-ая линия развития: учиться объяснять своё отношение к реформам Петра I.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Умения: размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • планировать свои действия в течение урока;

  • в диалоге с учителем учиться и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрации);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать объекты; делать выводы на основе полученных знаний;

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • выполнять универсальные логические действия: анализ, классификация;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем кейсов

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • читать про себя тексты кейсов и при этом: отделять новое от известного; выделять главное.

  • выполнять в группе задания по осмыслению явления прошлого нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его

Личностными УУД:

  • самоопределение к деятельности (учебно-познавательный мотив);

  • оценивать поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим поступкам;

  • оценивать некоторые легко определяемые, однозначные поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда;

  • описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления от увиденного.

Оборудование:

  • для учителя: учебник (1),компьютер, проектор, презентация, кейсы и рабочие листы (5), карточки с заданиями (30), тесты (30).

  • для ученика: учебник (30).

Межпредметные связи: математика (использование навыков деления на 100 при переводе веков в года), литературное чтение (чтение текстов кейса), русский язык (дополнение незаконченных предложений).



Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I. Самоопределение к деятельности

Личностные:

- самоопределение к деятельности (учебно-познавательный мотив)

Регулятивные:

- планировать свои действия в течение урока

Здравствуйте, ребята.


Перед началом урока давайте настроимся на позитивный лад. Для этого посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

*приветствуют учителя, кивая головой*

1 мин

II.Актуализация знаний

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Регулятивные:

- в диалоге с учителем учиться и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

В своём нелёгком пути история человечества опирается на деяния великих людей и в первую очередь государей. Так, история Российского государства не стала исключением. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.


Вспомните, как они назывались во времена Древней Руси?


Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть их личностей. Давайте с помощью теста вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории. Для этого переверните лежащие у вас на столах листы, подпишите свои фамилию, имя в правом верхнем углу и можете приступать. На работу вам дается 3 минуты.


1. В каком году правнук Дмитрия Донского освободил русскую землю от ордынской зависимости?


а) 1480

б) 1612

в) 1380


2.В каком году К. Минин и Д. Пожарский создали народное ополчение?


а) 1547

б) 1611

в) 1480


3. Кто создал сильное государство Золотую Орду?


а) Батый

б) Дмитрий Донской

в) Иван III


4. Как называлась первая русская печатная книга для обучения грамоте созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?


а) «Повесть временных лет»;

б) «Апостол»;

в) «Первый русский букварь».


5. Какой Кремль был построен при Иване III?


а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из красного кирпича.


Поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте работу товарища, в соответствии с критериями, представленными на слайде.(слайд - критерии работы)


критерии работы:

«5» - 5

«4» - 4

«3» - 3

«2» - 0-2






Князья.









1. В каком году правнук Дмитрия Донского освободил русскую землю от ордынской зависимости?


а) 1480

б) 1612

в) 1380


2.В каком году К. Минин и Д. Пожарский создали народное ополчение?


а) 1547

б) 1611

в) 1480


3. Кто создал сильное государство Золотую Орду?


а) Батый

б) Дмитрий Донской

в) Иван III


4. Как называлась первая русская печатная книга для обучения грамоте созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?


а) «Повесть временных лет»;

б) «Апостол»;

в) «Первый русский букварь».


5. Какой Кремль был построен при Иване III?


а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из красного кирпича.


4 мин

III. Постановка учебной задачи

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать объекты;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные:

- описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления от увиденного

Сегодня мы познакомимся еще с одним великим правителем, имя которого связано с этим городом (слайд – фотография Санкт-Петербурга)


Знаете ли вы, какой город изображен на фотографиях?

Поднимите руки те, кто из вас бывал в Санкт-Петербурге?

Чем он вам запомнился?


(слайд – карта-схема)Представьте себе, что 300 лет назад здесь, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около восьми веком, и никому из них не приходила в головы мысль построить на этом месте город. (слайд – «до начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота»)И вдруг всего за 10 лет по приказу царя Петра I здесь возвели новую столицу России.(слайд – карта-схема) Тысячи людей, стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. Многие из них умерли от болезней, и их кости лежат сейчас под фундаментом петербургских дворцов. (слайд – «в начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург»)


Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?


Какой возникает вопрос?



О чем же тогда сегодня мы будем говорить?





Санкт-Петербург.


Достопримечательностями.















До XVIII века города не было, а потом он вдруг появился!


Почему на протяжении 8 веков русские правители не строили город в заболоченном устье Невы, а по приказу Петра Iэто сделали за 10 лет?


О строительстве Санкт-Петербурга.

4 мин

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные:

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать объекты;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний


Верно. Но, а теперь подумайте, что же мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?


И это не единственный вопрос, на который мы должны ответить сегодня.

Посмотрите на слайд. (слайд – фотографии Санкт-Петербурга)Как же все-таки прекрасен своей архитектурой город Санкт-Петербург!


Ребята, а как вы думаете, строительство такого «живописного» города – легкое дело?


И нелегкое оно потому, что на это требуется слишком много «затрат».


Согласно этому, попробуйте сформулировать еще один вопрос нашего плана.


Своими постройками Санкт-Петербург отличается от многих городов России. Сравните архитектуру Москвы, Парижа и Санкт-Петербурга. Что вы заметили?



Верно. Тогда какой возникает вопрос?




1. Почему Петр I приказал построить Санкт-Петербург именно в устье Невы?







Нет.





2. Что нужно было иметь государству для строительства такого города?




Постройки Санкт-Петербурга внешне больше похож на постройки Парижа, нежели Москвы.


3. Почему Санкт-Петербург отличается от других городов России?


План:

1. Почему Петр I приказал построить Санкт-Петербург именно в устье Невы?

2. Что нужно было иметь государству для строительства такого города?

3. Почему Санкт-Петербург отличается от других городов России?

4 мин

V. Реализация проекта

Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию;

- выполнять универсальные логические действия: анализ;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем кейсов

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать про себя тексты кейсов и при этом: отделять новое от известного; выделять главное;

- выполнять в группе задания по осмыслению явления прошлого нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его

Личностные:

- оценивать поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим поступкам;

- оценивать некоторые легко определяемые, однозначные поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда



Сегодня план нашего урока состоит из 3 вопросов, ответы на которые вы будете искать сами, работая в группах по кейсам. Для этого разделитесь на 5 групп по 6 человек в каждой, распределите между собой уже известные вам роли (модератор - 1, аналитик - 2, секретарь - 1, спикер - 1, наблюдатель - 1) и ответьте на вопрос: «Какие основные правила при работе в группе вы знаете?»





Хорошо. У каждой группы на столах лежат 3 пронумерованных кейса, номера которых соответствуют пунктам плана. Ко всем трем кейсам прилагается один рабочий лист, заполнять который необходимо по мере работы. В этом листе есть 3 ключевых вопроса, выделенных полужирным шрифтом. Первые 3 группы, которые справятся быстрее со всеми заданиями, будут выступать с ответами, но только на 1 вопрос.

Кроме того, каждая группа должна будет выразить свое отношение к конкретному поступку или же действию Петра Великого, указанного в вопросе. Остальные же группы слушают ответы товарищей, соглашаясь или не соглашаясь с ними, аргументируя свой ответ. Оставшиеся невыделенные вопросы мы разберем позднее.


Итак, поднимите руки те, кому ясна задача?


Отлично. На работу вам дается 10 минут, можете приступать.


(кейсы и рабочий лист представлены в приложении)

























































































Ну, что ж, время вышло. И первая группа готова выступать. Зачитываем вопрос и говорим ответ.











Поднимите руки те, кто согласен с мнением этой группы. Хорошо. Давайте послушаем ответ на второй вопрос у следующего выступающего.









Согласны ли вы с таким ответом?



Хорошо, спасибо. И последний вопрос.











Есть ли те, кто считает по-другому? Хорошо.


Работа в группах окончена, можете сесть на свои места.






1. Учитывать и уважать мнение каждого;

2. Соблюдать дисциплину и тишину;

3. Работать совместно;

4. Следить за временем;

5. Если необходима помощь, то следует поднять руку.
















[1. Какой водный путь необходимо было пройти России в начале 18 века для торговли с другими странами? Был ли он удобен? Почему?


Белое море – порт в Архангельске – Ледовитый океан. Этот путь не был удобным, так как он был длинным и трудным.


2. Почему Петр I начал войну со Швецией? Как она именуется? И в каких годах произошло это событие?


Петр I боролся за выход в Балтийское море для того, чтобы Россия могла с легкостью торговать с другими странами. Войну со Швецией назвали Северной и длилась она 21 год с 1700 по 1721 года.


3. Определи, какой из флагов является кораблем военного флота, а какой торгового. Впиши в рамки названия кораблей. Обведи тот флаг, который является государственным символом современной России.

Торговый корабль

Военный корабль






4. В каком году Петр I основал город Санкт-Петербург? И чем он стал являться для России?


1703 год


5. Почему Петр I приказал построить Санкт-Петербург именно в устье Невы?


Место для строительства Петербурга в устье Невы было выбрано из стратегических соображений: России была необходима судоходная река и выход к морю, который открыл бы кратчайший путь в Европу. Идеальным вариантом для этого было Балтийское море.


6*. Оцени поступок Петра Великого.


В данной ситуации Петр I показал себя довольно-таки расчётливым человек, который все свои действия планирует далеко наперед и тщательно продумывает.


7. Кто занимался строительством Санкт-Петербурга?


Мужчины – крепостные крестьяне, сгоняемые со всей России, и пленные шведы. Помощь также оказывал и сам царь Петр I.


8. Что нужно было иметь государству для строительства такого города?


Для строительства Санкт-Петербурга государству было необходимо иметь большую рабочую силу. / Помимо рабочей силы нужны были и деньги для закупки тех же самых строительных материалов, которых у нас не было.


9*. Оцени поступок Петра Великого.


С одной стороны, можно сказать, что Петр I показал себя как безжалостный человек, так как на его глазах полегло тысячи людей, а с другой стороны, как человек, думающий не о конкретном человеке, не о само себе, а о благе целого народа.


10. После чего Петр I начал проводить преобразования? В каких сферах он это сделал? Назови год, когда Россию стали именовать Российской империей?


Петр I начал проводить преобразования по возврату из-за границы – Европы, особенно в таких сферах, как образование и быт людей.

С 1721 года Россию стали называть Российской империей.


11. Почему Санкт-Петербург отличается от других городов России?


Санкт-Петербург был отличен от других городов России потому, что его строительство и быт шло по европейским канонам. Об этом могут свидетельствовать преобразования, проведённые Петром I.


12*. Оцени поступок Петра Великого


В этом случае Петр Iпоказ себя, как человека мудрого, знающего и современного, так как, благодаря знанию европейских канонов и желанию путешествовать заграницу, Петр I усовершенствовал новую столицу России, сделав её одной из сильнейших государств Европы.]


Почему Петр I приказал построить Санкт-Петербург именно в устье Невы?


Место для строительства Петербурга в устье Невы было выбрано из стратегических соображений: России была необходима судоходная река и выход к морю, который открыл бы кратчайший путь в Европу. Идеальным вариантом для этого было Балтийское море.


В данной ситуации Петр I показал себя довольно-таки расчётливым человек, который все свои действия планирует далеко наперед и тщательно продумывает.



Что нужно было иметь государству для строительства такого города?


Для строительства Санкт-Петербурга государству было необходимо иметь большую рабочую силу.


С одной стороны, можно сказать, что Петр I показал себя как безжалостный человек, так как на его глазах полегло тысячи людей, а с другой стороны, как человек, думающий не о конкретном человеке, не о само себе, а о благе целого народа.


Помимо рабочей силы нужны были и деньги для закупки тех же самых строительных материалов, которых у нас не было.


Почему Санкт-Петербург отличается от других городов России?


Санкт-Петербург был отличен от других городов России потому, что его строительство и быт шло по европейским канонам. Об этом могут свидетельствовать преобразования, проведённые Петром I.


В этом случае Петр I показ себя, как человека мудрого, знающего и современного, так как, благодаря знанию европейских канонов и желанию путешествовать заграницу, Петр I усовершенствовал новую столицу России, сделав её одной из сильнейших государств Европы.

15 мин

VI. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций


Ребята, посмотрите на наш план и скажите, все ли вопросы мы с вами разобрали?


Значит план по теме урока выполнен и сейчас самое время узнать насколько хорошо вы её усвоили. Для этого еще раз, в качестве проверки, мы ответим на вопросы из вашего рабочего листа, которые не были разобраны.


Вопрос №1. Какой водный путь необходимо было пройти России в начале 18 века для торговли с другими странами? Был ли он удобен? Почему?



Вопрос №2. Почему Петр I начал войну со Швецией? Как она именуется? И в каких годах произошло это событие?



Вопрос №3. Как называется флаг, который поднимают на русских военных кораблях?


Вопрос №4. В каком году Петр I основал город Санкт-Петербург? И чем он стал являться для России?


Вопрос №5. Кто занимался строительством Санкт-Петербурга?


Вопрос №6. После чего Петр I начал проводить преобразования? В каких сферах он это сделал? Назови год, когда Россию стали именовать Российской империей?



Молодцы, ребята! Вы отлично поработали.


Да.









Белое море – порт в Архангельске – Ледовитый океан. Этот путь не был удобным, так как он был длинным и трудным.



Петр I боролся за выход в Балтийское море для того, чтобы Россия могла с легкостью торговать с другими странами. Войну со Швецией назвали Северной и длилась она 21 год с 1700 по 1721 года.


Андреевский.



1703 год


Мужчины – крепостные крестьяне, сгоняемые со всей России, и пленные шведы. Помощь также оказывал и сам царь Петр I.



Петр I начал проводить преобразования по возврату из-за границы – Европы, особенно в таких сферах, как образование и быт людей.

С 1721 года Россию стали называть Российской империей.


4 мин

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Регулятивные:

- в диалоге с учителем учиться и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

- выполнять универсальные логические действия: анализ, классификация (соотношение года и века)

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;



А сейчас вам предстоит проделать следующую работу. Каждому из вас я раздам листы с заданиями. Соответственно ваша задача – выполнить их.


Те, кто уже получил листы подписывают свои фамилию и имя в правом верхнем углу, остальные проделывают ту же самую работу. На это задание вам дается 5 минут. Более того, за него вы также сможете получить положительные отметки по своему согласию, отрицательные выставляться не будут.


Можете приступать к работе.


(карточка с заданиями представлена в приложении)




























































Ну, что ж, время вышло. Давайте сверим получившиеся результаты по слайду. Кроме того, каждая пара самостоятельно оценит свою деятельность в соответствии с предложенными критериями.


(критерии для заданий)













Карточка №1. (необходимый)

Задание 1. Вставь в текст пропущенные слова. Придумай название этому тексту.

Отец Отечества


В устье реки Невы царь Петр основа город Санкт-Петербург. Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется Андреевский. С 1721 года Россию стали назвать Российской империей. После преобразований Петра I в истории нашей страны начались новые времена – времена Российской империи.


Задание 2. На «реке времени» обозначь 1703 и 1721 годы. Напиши, какие события происходили в эти годы.


1703 г. –основан город Санкт-Петербург

1721 г. –Россию стали называть Российской империей


Карточка №2 (повышенный)

Задание 1. Вставь в текст пропущенные слова. Придумай название этому тексту. Допиши окончание текста своими словами (не повторяй фразы из учебника)

Отец Отечества


В устье реки Невы царь Петр основа город Санкт-Петербург. Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется Андреевский. С 1721 года Россию стали назвать Российской империей. После преобразований Петра I в истории нашей страны начались новые времена – времена Российской империи.

Очень многое в России было создано трудом крепостных крестьян.


Задание 2.а). На «реке времени» обозначь 1703 и 1721 годы. Напиши, какие события происходили в эти годы.


1703 г. – основан город Санкт-Петербург

1721 г. – Россию стали называть Российской империей


Задание 2.б). Установи последовательность событий: проставь номера.

8 мин




Кейс №1. Почему Петр I приказал построить Санкт-Петербург именно в устье Невы?



К началу 18 века Россия была отрезана от морей землями других государств. У неё не было флота, ей трудно было торговать с другими странами. Лишь через Белое море, где стоял порт Архангельск и далее по Ледовитому океану пролегал водный путь в Европу. Но он был длинным, трудным и неудобным. Купцы не слишком охотно им пользовались. Поэтому место для строительства Петербурга в устье Невы было выбрано из стратегических соображений: России была необходимасудоходная река ивыход к морю, который открыл бы кратчайший путь в Европу. Идеальным вариантом для этого было Балтийское море.

В начале XVIII века земли по берегам Балтийского моря принадлежали королевству Швеция. Пётр I начал войну, которая впоследствии была названа Северной (1700-1721). Он боролся за выход в Балтийское море и после тяжелой изнурительной борьбы одержал победу. Андреевский флаг, который поднимали на военных кораблях России, приобрел новый смысл: четыре конца креста стали символизировать четыре моря, выход к которым имела Россия – Азовское, Каспийское, Белое и Балтийское.

В 1703 году в устьях реки Невы Петр I основал новый город Санкт- Петербург, который стал новой столицей России и её морскими воротами. Сюда прибывали корабли под флагами разных стран. У России тоже появился свой бело-сине-красный флаг, который поднимали на торговых кораблях.

Кейс №2. Что нужно было иметь государству для строительства такого города?



Строительство Санкт-Петербурга велось небывало быстрыми темпами. На это уходили силы не только тысячи мужчин – крепостных крестьян, сгоняемых со всей России, но и пленных шведов.

Работа по сооружению новой столицы России сталкивалась со многими трудностями.Место в устье Невы было болотистое и лесистое, поэтому болота приходилось засыпать, а кустарники и деревья выкорчевывать (выворачивать, вытаскивать из земли пни с корнями).

Строители жили впроголодь, в сырых землянках, работать им приходилось по восемнадцать часов в сутки под кнутом надсмотрщика. Измученные непосильным трудом и тяжелыми условиями жизни, рабочие болели и умирали. Но царь Петр был неумолим. «Пополнять число убитых, -писал он в приказах, - новым набором по городам и губерниям, не считаясь с отговорками помещиков в неимении людей...»

Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него было важно только благо и польза целого народа.

Вскоре город был построен. Петербург быстро разрастался и к концу царствования Петра I насчитывал около сорока тысяч жителей.
















Кейс №3. Почему Санкт-Петербург отличается от других городов России?



Основание Петербурга открыло «окно в Европу». Петр понимал, что без её знаний, опыта и помощи не обойтись, поэтому всячески и старался привлечь западных специалистов для работы в России. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских.

Слово «учиться» стало важным в петровских преобразованиях.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы. Наряжу с этим,царь издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться. Однако в новое учебное заведение они поступали неохотно, поэтому приходилось их брать «с принуждением». Но, а так как большинство дворянских сынков бегали от учебы, Петр издал указ –запретить им жениться, пока они не получат образование. Многих молодых талантливых людей Петр сам посылал учиться заграницу, а по возвращению лично принимал у них экзамен.

При Петре I большие изменения произошли и в быту людей.Вернувшись из-за границы, царь повелел всем боярам сбрить бороды. Но, так как борода в то время считалась признаком солидности и добропорядочности, многие сопротивлялись бритью лица на европейский манер. Поэтому для недовольных новым порядком был введен специальный налог.

Также сурово приучал царь и к ношению короткой европейской одежды. Иногда он сам обрезал рукава и полы длинных боярских кафтанов.

Для обучения молодых дворян благородным манерам был составлен специальный сборник правил поведения в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Назывался он «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению», который касался всех сторон жизни.

Для расширения кругозора всех русских людей в 1703г. была издана первая русская газета «Ведомости». В ней печатались, в основном, новости из других стран.

В 1712 году в Петербург были переведены все правительственные учреждения, и до марта 1918 года он являлся столицей России. Москва осталась лишь «первопрестольной», то есть старой столицей.

С 1721 года Россию стали называть Российской империей, для которой Петр I создал новые армию и флот.


Для справки: в 1914 году, в связи с началом войны с Германией, город был переименован в Петроград, а в 1924 году - в Ленинград. В настоящее время историческая справедливость восстановлена, и городу на Неве воз­вращено его подлинное название — Санкт-Петербург.





Рабочий лист


1. Какой водный путь необходимо было пройти России в начале 18 века для торговли с другими странами? Был ли он удобен? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Почему Петр I начал войну со Швецией? Как она именуется? И в каких годах произошло это событие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Определи, какой из флагов является кораблем военного флота, а какой торгового – соедини стрелками. Впиши в рамки названия кораблей. Обведи тот флаг, который является государственным символом современной России.

___________________ корабль

___________________ корабль






4. В каком году ПетрI основал город Санкт-Петербург? И чем он стал являться для России?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Почему Петр I приказал построить Санкт-Петербург именно в устье Невы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6*. Оцени поступок Петра Великого.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Кто занимался строительством Санкт-Петербурга?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Что нужно было иметь государству для строительства такого города?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9*. Оцени поступок Петра Великого.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. После чего Петр I начал проводить преобразования? В каких сферах он это сделал? Назови год, когда Россию стали именовать Российской империей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Почему Санкт-Петербург отличается от других городов России?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12*. Выразите свое отношение к реформе Петра Великого.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Карточка №1 (необходимый)


Задание 1. Вставь в текст пропущенные слова. Придумай название этому тексту.


***

В устье реки Невы царь Петр основа город ____________________. Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется _________________. С 1721 года Россию стали назвать _______________________________. После преобразований Петра I в истории нашей страны начались ___________________________________________________.


Задание 2. На «реке времени» обозначь 1703 и 1721 годы. Напиши, какие события происходили в эти годы.



1703 г. - ___________________________________________

1721 г. - ___________________________________________

Карточка №2 (повышенный)


Задание 1. Вставь в текст пропущенные слова. Придумай название этому тексту. Допиши окончание текста своими словами (не повторяй фразы из учебника)


***

В устье реки Невы царь Петр основа город ____________________. Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется _________________. С 1721 года Россию стали назвать _______________________________. После преобразований Петра I в истории нашей страны начались ___________________________________________________.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.


Задание 2.а). На «реке времени» обозначь 1703 и 1721 годы. Напиши, какие события происходили в эти годы.



1703 г. - ___________________________________________

1721 г. - ___________________________________________


Задание 2.б). Установи последовательность событий: проставь номера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!