Конспект урока по окружающему миру "Слово о погибели земли русской" в технике продуктивного чтения

Предложенный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также с опорой на рабочую программу УМК "Школа 2100" и его соответствующие пособия (учебник, рабочая тетрадь).  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Слово о погибели земли русской" в технике продуктивного чтения»

Используемый учебно – методический комплект: УМК «Школа 2100»

Учебный предмет (дисциплина): окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Слово о погибели русской земли».

Цель урока:

1-ая линия развития: узнавать жизни людей под гнетом Золотой Орды из исторического текста, карты и делать выводы

2-ая линия развития: учиться объяснять своё отношение к Золотой Орде и её влиянию на Русь.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды

Умения: находить и обозначать на карте территории Руси, дополнять условные обозначения; уметь объяснять причины поражения Руси, своё отношение к Золотой Орде и её влиянию на Русь.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • планировать свои действия в течение урока;

  • сохранять учебную задачу

  • в диалоге с учителем учиться и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте

  • извлекать информацию, представленную на карте

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать объекты; делать выводы на основе полученных знаний;

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • выполнять универсальные логические действия: анализ.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • читать про себя тексты учебников и при этом: отделять новое от известного; выделять главное;

  • описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления.

Личностные:

  • самоопределение к деятельности (учебно-познавательный мотив);

  • описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления.

Оборудование:

  • для учителя: учебник (1),компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями (30).

  • для ученика: учебник (30).

Межпредметные связи: литературное чтение (чтение текстов кейса), русский язык (дополнение незаконченных предложений).



Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I. Самоопределение к деятельности

Личностные:

- самоопределение к деятельности (учебно-познавательный мотив)

Регулятивные:

- планировать свои действия в течение урока

Здравствуйте, ребята.


Перед началом урока давайте настроимся на позитивный лад. Для этого посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

*приветствуют учителя, кивая головой*

1мин

II.Работа с текстом до чтения + актуализация знаний

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать объекты

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

- извлекать информацию, представленную на карте Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Личностные:

- описывать эмоции, чувства

Но перед тем, как мы начнем, я бы хотела сказать следующее – на перемене Илюша и Аня предложили мне перед началом чтения текста, с которым мы сегодня будем работать, попробовать самим предположить то, о чем в нем будет говориться, исходя из его названия.


Поднимите руки, кто согласен с этой идеей? Отлично, тогда мы можем приступать.


Откройте учебники на стр. 42 и прочитайте название параграфа, которое напрямую соприкасается с нашим рассказом.


Найдите ключевые слова в этом названии.


Предположите, по какой причине автор может говорить о погибели русской земли?



Тогда, как вы думаете, с каким настроением он писал этот рассказ?


Давайте проверим, какое из ваших предположений относительно темы рассказа оказалось верным. Для этого мы поработаем с картой на 43 стр. учебника и по ходу дела будем чертить опорную схему на доске. Посмотрите, что обозначают красные стрелки на этой карте?


Откуда они пришли?

монголы

Русь







Соответственно, какая из ваших гипотез подтвердилась?


Верно. Что еще мы можем сказать, посмотрев на карту и вспомнив события, сложившиеся на Руси в XIII веке?

монголы


Русь






На какие княжества разделилась Русь?



Как вы думаете, смогло ли это повлиять на исход войны?


А это нам еще следует проверить!


В соответствии с этим, какой бы главный вопрос урока вы задали?


В таком случае, что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?



А знаем ли мы кем были монголы? Что они из себя представляли?


Значит, что ещё мы должны узнать?










«Слово о погибели русской земли»


Погибель русской земли.



Голод, война, междоусобицы, раздробленность государства *записываются на доске*


Грустным, поникшим.





Завоевательные походы монголов на Русь.


С северо-востока.







Война, именно с ней будет связан рассказ.



В этот период времени Русь не была единым государством, она раздробилась на отдельные, самостоятельные княжества.






Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Смоленское, Новгородская земля и др.


Мы думаем, что да, т.к. в силу того, что отсутствовала единство государства, мы не смогли дать хороший отпор врагу.



(Цель) Смогут ли русские войска победить в этой войне или же их ждет поражение? И почему?


План:

1. Чем закончилась борьба с монголами?


Нет.


2. Узнать о том, кем были монголы и что они из себя представляли.

9 мин

III. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста)

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Личностные:

- описывать эмоции, чувства

Но перед тем, как мы начнем работать по плану, давайте ознакомимся с текстом. Самостоятельно прочтите его.


Скажите, прочитав этот текст, как бы вы ответили на главный вопрос урока? Удалось ли русским войскам победить в этой войне или же они потерпели поражение?


Подлинность данного ответа мы проверим в конце урока.


А теперь поднимите руки, чьи предположения оправдались по-поводу того, что текст действительно оказался грустным?


*читают текст*




Русь потерпела поражение.


4 мин

III. Работа с текстом во время чтения (перечитывание текста)

Регулятивные:

- сохранять учебную задачу

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте

- перерабатывать полученную информацию

- выполнять универсальные логические действия: анализ;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

- читать про себя тексты учебников и при этом: отделять новое от известного; выделять главное;

Личностные:

- описывать свои эмоции, чувства

Хорошо. Далее мы будем работать с каждым абзацем текста отдельно для того, чтобы ответить на ключевой вопрос плана. Действуем так - перед началом чтения я задаю вопрос по конкретному абзацу, соответственно ваша задача – найти ответ в тексте. Готовы?


«И пошел брат на брата». Стр. 44, 1 абзац

1. Чьи набеги принесли русичам много бед? Почему?

2. В чем обвиняет автор «Слова о полку Игореве» древнерусских князей?


«Пришла беда горше прежних бед». Стр. 44, 1 абзац

1. Что сделала Чингисхан со степными племенами?



2. Что произошло в 1237 году?



3. Что хотел выполнить Батый?


2 абзац

1. Почему мы можем сказать, что степные племена были жестокими и беспощадными людьми?


2. Почему Батый не завоевал Европу?

3. Какое государство создал Батый на восточных границах русских земель?


4. В чем было положительное влияние Орды на Русь?





5. Какая религия была распространена в Золотой Орде?


Верно. Бога, в которого верили мусульмане, звали Аллах, а их священную книгу – коран.


3 абзац

1. Что случилось с Русью после нашествия Батыя? Что это повлекло за собой?





Да.



Набеги половцев-кочевников, т.к. они грабили города и села.

Он обвиняет их в том, что из-за войн друг с другом, они наотмашь защищали родину от кочевников.


Силой, жестокость и хитростью он подчинил их себе и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы.


Войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом Батыем, подошли к границам русских земель.


Завещание своего деда Чингисхана – достичь Атлантический океан и покорить Европу.



Т.к. за ними оставались выжженная земля и безлюдные селения.


Т.к. все свои силы он потратил на битвы на Русской земле.


Золотая Орда.


В Золотой Орде началось строительство богатых и красивых городов, наладилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами. В городах строились молитвенные дома, школы, переписывались книги.


Ислам.







Она оказалось под властью Золотой Орды, а значит была вынуждена платить ордынским ханам большую дань.

7 мин

III. Работа с текстом во время чтения (беседа по содержанию текста)

Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

- перерабатывать полученную информацию

- выполнять универсальные логические действия: анализ

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Верно! Итак, какой вопрос мы ставили в начале уроке?



Как ответим на этот вопрос после разбора текста?


Как можем дополнить схему?

монголы


Золотая Орда

Русь








Как вы думаете, что надо было сделать русским княжествам, чтобы освободиться от власти Золотой Орды?


Верно!

Смогут ли русские войска победить в этой войне или же их ждет поражение?


Русь потерпела поражение, т.к. подчинилась Золотой Орде.












Русские княжества должны были объединиться.

5 мин

IV. Работа с текстом после чтения (творческое задание)

Личностные:

- описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Регулятивные:

- сохранять учебную задачу


Ну, что ж, а теперь я хочу, чтобы каждый из вас выразил свои эмоции по нашей теме при помощи синквейна, за который каждый может получить отметку по желанию. На работу вам дается 4 минуты. Первые 3 человека смогут выступить со своим творчеством по желанию. Можете приступать.













Время вышло. Слушаем выступающих.


Спасибо, ребята! Вы отлично поработали.





Золотая Орда

одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

Мощная, жестокая

два прилагательных, выражающих главную мысль


Завоёвывала, разоряла, уничтожала

три глагола, описывающие действия в рамках темы


Установила власть над Русью

фраза, несущая определенный смысл


Монголы

заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

5мин

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Регулятивные:

- в диалоге с учителем учиться и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

- сохранять учебную задачу

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

- выполнять универсальные логические действия: анализ

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций



А сейчас вам предстоит проделать следующую работу в парах, каждой из которых я раздам листы с заданиями. Соответственно ваша задача – выполнить их.


Те, пары, которые уже получили листы, подписывают свои фамилию и имя в правом верхнем углу, остальные проделывают ту же самую работу. На это задание вам дается 5 минут. Более того, за него вы также сможете получить отметки.


И перед тем, как мы начнем, давайте повторим основные правила при работе в группах.





Хорошо. Можете приступать к работе.

(карточка с заданиями представлена в приложении)










































Ну, что ж, время вышло. Давайте сверим получившиеся результаты по слайду. Кроме того, каждая пара самостоятельно оценит свою деятельность в соответствии с предложенными критериями.


(критерии для заданий)

- от 0 до 2 ошибок




- от 3 и более ошибок














1. Не ругаться.

2. Слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.

3. Соблюдать тишину, переговариваться шепотом.

4. Вести себя дисциплинировано.

5. Следить за временем.


Карточка


Задание 1. а) Раскрасьте территории трех любых русских княжеств.



б) Дополните легенду карты: нарисуй и закрась красным цветом стрелку, обозначающую нашествие войск Батыя на Русь. Раскрась эти стрелки на карте тем же цветом.


Задание 2. а) Решите кроссворд.













1. Бог, в которого верили жители Золотой орды.

2. Священная книга мусульман.

3. Внук Чингисхана, правитель Золотой Орды, вторгшийся на территорию Руси.

4. религия, распространившаяся в XIV веке в Золото Орде.

5. Последователь исламской религии.

6. Что платили русские земли Золотой Орде?


б) Добавьте к кроссворду слово «хан», запишите, что оно означает.


7. Хан – великий правитель монгольских племен

9 мин




Карточка


Задание 1. а) Раскрасьте территории трех любых русских княжеств



б) Дополните легенду карты: нарисуй и закрась красным цветом стрелку, обозначающую нашествие войск Батыя на Русь. Раскрась эти стрелки на карте тем же цветом.


Задание 2. а) Решите кроссворд.
















1. Бог, в которого верили жители Золотой орды.

2. Священная книга мусульман.

3. Внук Чингисхана, правитель Золотой Орды, вторгшийся на территорию Руси.

4. религия, распространившаяся в XIV веке в Золото Орде.

5. Последователь исламской религии.

6. Что платили русские земли Золотой Орде?


б) Добавьте к кроссворду слово «хан», запишите, что оно означает.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас