СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Определенно-личные предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие определенно-личных предложений;
  • сформировать умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Определенно-личные предложения».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Определенно-личные предложения».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие определенно-личных предложений;

  • сформировать умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

  • сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: определённо – личное предложение

  • развивать орфографическую зоркость;

  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 8 класс, Т.А.Ладыженская, 2016г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.


2.

Повторение по теме: «Односоставное и двусоставное предложение. Назывное предложение»


  1. Разминка

а) повторение по вопросам:

- По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

- Какие предложения называются двусоставными, односоставными?

б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные,

2-если предложения

двусоставные.

-Назовите односоставные назывные предложения.













Я помню чудное мгновенье. Хмурое, зимнее утро. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты.

Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи. Я гимны прежние пою.

3.

Сообщение темы урока


- Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Предложения односоставные. Определенно-личные предложения».

-Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»


EСоставляют цели, проговаривают их классу

Мы должны:

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Определённо – личные предложения».










1.Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.




-Назовите предложение, которое отличается от других. Чем оно отличается? Докажите.


- Можем ли мы подставить местоимение к глаголу?

- Какое местоимение?


2. Работа с учебником.

§32 стр.105

-Прочитайте правило.

- Какие предложения называются определенно- личными?

-Почему так называются определенно-личные предложения? (Можно определенно назвать лицо, которое совершает действие).

-Чем выражено сказуемое в этих предложениях? (Личным глаголом).

-Можно ли в эти предложения подставить подлежащее?

-Какие местоимения мы можем вставить в это предложение?
(местоимения я, ты,мы,вы).

E Исследовательская работа (по карточкам)

Редкие тучки разбегались по (нежно) голубому своду.

Стою один среди равнины голой.

Город утонул в (мелово) туманной тени. Свод неба был тих и чист.


(Это предложение Стою один среди равнины голой односоставное, так как в нем нет подлежащего, а остальные — двусоставные).

Да


(Я – местоимение 1 лица, единственного числа).


Дети формулируют вывод.

Вывод:

Односоставными определенно-личными предложениями называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

Определённо – личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.

Главный член односоставного определённо –личного предложения выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.

5.

Лингвофизминутка.


- Немного отдохнем.

Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.). В дверь стучали (односост.). Сердце замирало от страха (двусост.). Внезапно небо потемнело.(двусост.). Цыплят по осени считают (односост.). Злой ветер (односост.). Какая тишина (односост.).

6.

Закрепление изученного материала.


1.Комментированное письмо.

- Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в определённо – личных предложениях?











2. Работа с текстом.

- А сейчас каждый из вас поработает корректором.
- Прочитайте текст.

-Какие двусоставные предложения можно заменить односоставными определенно-личными?




3. Работа с учебником.

Упр. 184.

-Выпишите определенно-личные предложения, расставляя запятые. Подчеркните главный член определённо – личных предложений.








4Работа по группам.

-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Вам предстоит работа в группах.

1.группа

Среди предложений отметить только двусоставные. Выпишите номера предложений.(2,4,11) и грамматическую основу.

2 группа

Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу

3.группа

Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.(3,6,8) и грамматическую основу.

5. Запись предложений под диктовку.

-Найдите сказуемое и определите, к какому лицу относится обозначаемое им действие, укажите их грамматическую форму.







5. Тестирование.
- Укажите номера определенно - личных предложений.

EОдин ученик работает у доски


Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. мн.ч., )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв.накл., 2 л., ед.ч.)

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв.накл., 2 л., мн.ч.)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешук вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв.накл., 1 л, ед.ч.).

Творческая работа

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п_лисадник. Я иду(в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине 
ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожуна просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.


Самостоятельная работа, затем взаимопроверка

Идём по платформе. Сердечно пр..ветствую то старуху с..дящую в окружени.. баулов и чайников то носильщика расхаж..вающего по перрону в белом фартуке то маленькую девочку быстро семенящую куда – то мимо нас с тяж..лой к..рзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на пр..ветствия несущиеся к тебе со всех сторон.


Карточка.

1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).

2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).

3. Осень.(н).

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).

5 Поедешь со мной? (о/л).

6. Раннее утро. (н).

7. Стой за правду горой. (о/л).

8. Вот и беседка (н).

9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).

10. Посмотрите на них! (о/л).

11.Дождь шумел, гудел, хлопал. (дв).













1. Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, единственной зову.

2. Пойдем, любимая моя, березкой полюбуемся.

3. Одной молодостью счастлив не будешь.

4. Вот так и живем, не ждем тишины.

5. Она забыла, что дома ждут её давно.

6. Моё письмо тебе свезут и позвонят с аэродрома.


1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10. Друзья, берегите природу!

Ключи: оценка: 1,3,5,7,8,10

7.

Домашнее задание

§32 выучить правило;

Упр.186

Выполнить тестовые задания

Записывают домашнее задание в дневники

8.

Рефлексия.


-У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

    • Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.

-С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке?
-По каким признакам можно узнать эти предложения?

Повторение алгоритма.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.

  1. нахожу грамматическую основу

  2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение

  3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое

  4. если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения

если подлежащее - только назывное


- Поставьте смайлики напротив утверждений:


E Отвечают на вопросы.



















- Я умею …

- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.



Выполните тест

1.Какое предложение не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б) Свод неба был тих и чист.

в). Дело словом не заменишь.

г). На востоке синело.

2. Укажите односоставное предложение.

а). Наступил вечер.

б). Вечереет.

в). Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

3. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер мы долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

4. Укажите назывное предложение.

а) Подумаю об этом завтра.

Б) Вот и звонок.

В) Мы с ребятами ездили в Волгоград.

Г) Будем отдыхать и мечтать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!