СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Слова категории состояния как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения поставленных целей используется технология РКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Слова категории состояния как часть речи»

Тема: Слова категории состояния как часть речи.

Предмет: русский язык

Класс: 11

Цель: обобщить знания обучающихся по теме урока.

Задачи:

образовательные:

- повторить семантические, морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния;

- формировать навыки различения слов категории состояния от омонимичных частей речи.

развивающие:

- формирование коммуникативной компетенции обучающихся;

- развитие умения выделять главное, систематизировать текст;

- развивать умение работать в команде.

воспитательные:

-воспитание эстетического отношения к слову. 

Этапы урока:

  1. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

  2. Осмысление содержания (получение новой информации).

  3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).




Ход урока

Орфоэпическая разминка

Обозначьте ударение в словах: диспансер, досуг, квартал, кухонный, обеспечение, петля, созыв, цемент, дремота, рефлексия, танцовщица, ходатайство, намерение, св(е,ё)кла, творог, каталог, средства, донельзя.

  1. Вызов

Морозило крепко. От надвигающихся туч в комнате темнело.

- С помощью каких языковых средств описано состояние природы? (специальными словами – категория состояния).

- А можем ли мы описать свое психологическое или физическое состояние при помощи этой части речи.

- Сформулируйте тему урока.

- По смайлику определите уровень своих знаний по данной теме:

-Как думаете, какие задачи будем решать на уроке?

Термин «категория состояния» впервые был введён Щербой Л. В. в 1928 году. Кроме того, он обозначил категорию состояния как особую часть речи. К ней он относил следующие слова: можнонельзя, холодножальсветлонадо. Краткие прилагательные радспособендолженготов, по мнению учёного, тоже относятся к категории состояния.

- Что такое категория состояния как часть речи? Какими признаками обладают слова категории состояния?


II. Осмысление содержания (получение новой информации)


Работа в группах. Прочитать теорию, составить кластер. После работы каждой группе задается вопрос

1 группа

Категория состояния — это неизменяемые слова, обозначающие собственно состояние.

 По значению можно выделить несколько разрядов слов категории состояния:

 

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды, природы, обстановки: темносветло, грязнодушночисто.

Темно, темно! На улице пустынно...

(Конс. Фофанов)

2. Физическое состояние живых существ: холодножаркотяжело.

Дожидаться трамвая было очень холодно.

3. Психическое или душевное состояние человека: скучнотоскливожалкостыдно.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

(А. С. Грибоедов)

4. Состояние временных и пространственных отношений: близкоглубоковысоконизко.

Уходите, пока не поздно.

5. Зрительные и слуховые восприятия: виднослышно.

Ни один камешек не обвалился, во всяком случае, отсюда не видно.

(Энид Блайтон)

6. Модальные оценки: можнонельзянеобходимонадодолжно.

 7. Слова, обозначающие оценку с морально-этической стороны: грехстыдпозор.

Над старостью смеяться грех.

(А. С. Грибоедов)

8. Слова категории состояния, обозначающие модально-волевые импульсы: леньнедосугохота, неохота.

Писать тебе посланье

Мне было недосуг.

(А. С. Пушкин)

9. Слова, обозначающие меру чего-либо: достаточнодовольнонедостаточно. Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что данные слова указывают на необходимость прекращения действия. Отдельную группу, по их мнению, составляют слова: крышкакаюккапут.


- На какие разряды делятся слова категории состояния по значению?



2 группа

Слова категории состояния не имеют морфологических категорий рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Пора было возвращаться. (Пора — слово категории состояния.)

Ср.: Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора. (Пора — существительное.)

(А. С. Пушкин)

Некоторые слова категории состояния на , как и наречия, могут иметь степени сравнения.

Сравнительная степень 

В комнате стало теплее.  В комнате стало более тепло. 

Превосходная степень  Здесь теплее всего. 

Эти формы нужно отличать от сравнительной степени прилагательных и наречий. Сравнительная степень прилагательного обозначает признак предмета, в предложении выступает в роли именной части составного именного сказуемого.

Он стал веселее.

сравнительная степень слов категории состояния обозначает собственно состояние, в предложении — главный член односоставного безличного предложения, сказуемое.

Стало на сердце попа веселее...

(А. С. Пушкин)

Ср.: Начал он глядеть на Балду посмелее. (Посмелее — наречие.)

(А. С. Пушкин)

Как и наречия, слова категории состояния могут обозначать формы оценки. Обычно для этого используются суффиксы -оват--еват--оньк--еньк-: уютненькопрохладненько.

Слова категории состояния не зависят ни от какого слова, они не могут ни согласовываться с другими членами предложения, ни управляться ими, ни примыкать к прилагательному, глаголу или наречию.


-Какие грамматические особенности позволяют отличить слова категории состояния от омонимичных им частей речи?



3 группа

При словах категории состояния может употребляться:

  1. дательный субъекта: мне жальдрузьям недосугему неохота;

  2. винительный падеж: больно рукужаль еёей недосуг;

  3. обстоятельства места и времени: здесь холоднона улице холодносегодняхолоднозимой холодно;

  4. зависимый инфинитив: надо подуматьнужно сделать.

Во время работы надо забывать обо всём, нужно дать свободу своему внутреннему миру.

Слова категории состояния являются главным членом односоставного безличного предложения, сказуемым. Могут употребляться с разными видами связок.

На улице тепло. (Нулевая связка.)

Становится тепло. (Полузнаменательная связка.)

В состав сказуемого может входить инфинитив, обычно он употребляется со словами, имеющими модальное значение: можнонужнонельзя.

Эти дни позабыть нельзя,

Нам со многим пришлось расставаться.

Но, когда погибают друзья —

Неудобно в живых оставаться. (М. Львов)


- Назовите синтаксическую функцию слов категории состояния.

Вывод: Слова категории состояния можно выделить по следующим признакам: 1) общее грамматическое значение (состояние) ; 2) морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о; 3) синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении. По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями. Слова категории состояния не имеют форм словоизменения, то есть не склоняются и не спрягаются. Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения.

Приём «Свои примеры»

Задание: Продолжите строку

Состояние природы: жарко, солнечно, …

Состояние среды: сыро, темно,..

Физическое состояние живых существ: дурно,..

Эмоциональное состояние: страшно, грустно, …

Интеллектуальное состояние: интересно, понятно, ..

Оценка какого-либо состояния: рано, легко,..

- Можно ли в речи не использовать слова категории состояния. Почему?

- Оцените работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

- Изменяются ли слова категории состояния? Проверим.


Задание: Определите синтаксическую роль выделенных слов.


Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.

Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне.

Зелени - зелёные травы, которые являются приправами (щавель, крапива).

- Одинаково ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

Прочитайте в учебнике на с.124 материал для наблюдения и самостоятельных выводов.

- Скажите, что надо сделать, чтобы не перепутать категорию состояния с другой частью речи?

  1. Рефлексия

Творческая работа (сочинение – миниатюра по заданному началу с использованием слов категории состояния).

Днём почти жарко, а по ночам сухие морозы. Три-четыре таких ночи, и пруд застывает.

Проверка работы. Самооценка:

Тебе нравится результат работы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

Слово «подводящему итоги» (один ученик подводит итог урока, кратко и емко формулируя свои мысли).

Д/З:

1. Подготовить речевое высказывание о словах категории состояния (по очереди по одному предложению каждый обучающийся составляет логически построенное высказывание);

2. Упр.146 (повторение слитного и раздельного написания не со словами категории состояния)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!