| | На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону. Что вы видите в этом стихотворении? (ЛГ – один на один с полуночной бездной, в глубине которой он тонет, он повис над нею, как будто в «длани мощной». Что такое длань? (ладонь) Теперь внимательно послушайте стихотворение Бродского «Зимним вечером на сеновале». А.С. Пушкин | Афанасий Фет | Бродский | Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. | На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону. | Снег сено запорошил сквозь щели под потолком. Я сено разворошил и встретился с мотыльком. Мотылек, мотылек. От смерти себя сберег, забравшись на сеновал. Выжил, зазимовал. Выбрался и глядит, как «летучая мышь» чадит, как ярко освещена бревенчатая стена. Приблизив его к лицу, я вижу его пыльцу отчетливей, чем огонь, чем собственную ладонь. Среди вечерней мглы мы тут совсем одни. И пальцы мои теплы, как июльские дни. | Посмотрите таблицу, какие аллюзии вы увидели? ( Пушкин – буре противостоят двое, мотылек встает на 1 ступень с человеком, Фет – на ладони – не человек , а мотылек). Стихотворение состоит из 3 строф, в первой – 8 глаголов, они в форме прошедшего времени, это – прошлое. Вторая строфа – глаголов меньше, и они в форме настоящего времени, это – сейчас, а последняя строфа не содержит глаголы вообще, это даже не будущее, это стабильная неизменная картина, это – всегда. Автор использует помимо аллюзий и антитезу: зима – июльские дни, и звукопись – в 1 строфе Ш и С шуршат, как сено, если сначала мы видим местоимения Я, то в последней строфе – МЫ. Обратите особое внимание на построение строк, у Бродского точка и конец строки чаще не совпадает, длина строф и рифмовка различна, прерывиста, как дыхание человека, как полет мотылька, как блеск огня. Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк. Необычно длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова. Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека. Группа № 4 Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» Иосиф Бродский Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря, дорогой, уважаемый, милая, но не важно даже кто, ибо черт лица, говоря откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но и ничей верный друг вас приветствует с одного из пяти континентов, держащегося на ковбоях. Я любил тебя больше, чем ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих. Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне, в городке, занесенном снегом по ручку двери, извиваясь ночью на простыне, как не сказано ниже, по крайней мере, я взбиваю подушку мычащим «ты», за горами, которым конца и края, в темноте всем телом твои черты как безумное зеркало повторяя. Анализ стихотворения Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» Над циклом «Часть речи» Бродский работал с 1975 по 1976 год, будучи в эмиграции в США. В нем поэт развивал мысль, высказанную в рамках нобелевской лекции, — человек не способен на жизнь вне стихии родного языка. По мнению Екатерины Семеновой, исследовательницы творчества Бродского, «Часть речи» представляет собой образец «новой разновидности русской поэмы двадцатого века». В цикле есть посвящение, вступление и эпилог, пусть формально они и не выделены. Все стихотворения написаны одним размером, в них по двенадцать строк (за исключением первого). В качестве посвящения выступает «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…». В произведении рассказывается о возлюбленной лирического героя. Первая строка представляет собой переделку клише эпистолярного жанра. То, что в письмах обычно оказывается в конце, Иосиф Александрович ставит в начало. Сразу обозначается пространственная координата – «ниоткуда». Ей поэт дает ряд характеристик, в их числе – «в городке, занесенном снегом по ручку двери», «в уснувшей долине, на самом дне», «за морями, которым конца и края». Место, в котором находится лирический герой, удалено от мира реального. Обратите внимание, Бродский говорит о пяти континентах, хотя на Земле их шесть. При этом понятно, что под материком, держащемся на ковбоях, он имеет в виду Северную Америку. Не может похвастаться герой стихотворения и близостью к миру Божьему: «и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих [ангелов и Господа]». Отовсюду он изгнан, везде чувствует себя чужим. Вероятно, что «ниоткуда» — место вполне реальное, вот только лирический герой не способен в полной мере принять его. Для него реальность воплощают лишь подушка да простыня. Задана Бродским и временная координата – «надцатого мартобря». Иосиф Александрович отсылает читателей к повести Гоголя «Записки сумасшедшего» (1834). В ней одно из писем мелкого петербургского чиновника Поприщина датировано 86 мартобря. Лирический герой начинает повествование тоном возвышенным, взволнованным, будто пытается разом выразить все захлестывающие его эмоции. Читатель от такого обилия информации немного теряется, путается. Потом ему дается небольшая передышка. Строки удлиняются, словно бусины на нитку нанизываются однородные члены. Тон становится более спокойным, размеренным. В финале все возвращается на круги свои. Последние четыре строки отличаются той же повышенной степенью взволнованности, что и первые. Основная эмоция, выраженная в стихотворении, — отчаянье от одиночества, несчастной любви. Оно доводит лирического героя до состояния безумия. Недаром появляется аллюзия на «Записки сумасшедшего». О психическом нездоровье свидетельствуют и финальные слова: …в темноте всем телом твои черты, как безумное зеркало повторяя. Нередко литературные критики обвиняли лирику Бродского в холодности, однообразности, бесчеловечности. Охарактеризовать подобными словами стихотворение «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» язык не повернется даже у самого ярого противника . Группа № 5 Мы бы хотели акцентировать ваше внимание на эпиграфе к нашему уроку и прочитать вам одну притчу, а вы подумайте, как они соотносятся? Эпиграф: А если ты дом покидаешь — включи звезду на прощанье в четыре свечи, чтоб мир без вещей освещала она, вослед тебе глядя, во все времена. И. Бродский. Притча Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось как они разговаривают. Первая сказала: " Я - СПОКОЙСТВИЕ - к сожалению, люди не умеют меня сохранить Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!" И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: " Я - ВЕРА - к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше" Едва она это произнесла, подул легкий ветерок и загасил свечу. Очень опечалившись, третья свеча произнесла: " Я - ЛЮБОВЬ - у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких." И эта свеча угасла. Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: " ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!" Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала: "НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: ведь Я - НАДЕЖДА". Теперь вы понимаете, о каких 4 свечах говорил поэт. Покидая свой дом, он хотел, чтобы его звезда в 4 свечи освещала мир. Без вещей. Рефлексия: Синквейн. 1)Понятие (существительное, выражающее главную тему cинквейна) | Жизнь | 2)Прилагательное (прилагательные, выражающие главную мысль) | Активная, бурная | 3)Глагол (глаголы, описывающие действия в рамках темы) | Воспитывает, развивает, учит | 4)Фраза (фраза, несущая определенный смысл) | Дает возможность реализовать себя | 5)Заключение (ассоциация с первым словом) | Искусство | Написание учащимися синквейна. Поэзия Бродского – Прочтение нескольких вслух. Сдаются листы с синквейном и листы оценивания. Оценивается каждый ученик по листу, результат учащиеся узнают на следующем уроке. Домашнее задание: 1.Прочитать 3-4 стих. Бродского, найти в них 2-3 аллюзии – всем 2.Выучить 1 стих. Наизусть – по желанию. На конкретном примере урока можно увидеть, насколько эффективно работает системно-деятельностный подход при изучении биографии писателя. Каждый раз учитель меняет состав и задания в группах, оставляя за собой лишь коррекцию деятельности учащихся. Деятельность самого учителя, несмотря на изучение нового материала не должна превышать 20%. Одним из главных аспектов является оценивание учащихся. Оценка в 11 классе должна складываться из 3 позиций: самооценки, оценки учителем и оценки одноклассников. Такой подход к обучению позволяет формировать все виды УУД и на уроке, и при подготовке Д.З. Как правило, большая часть формирования познавательных и регулятивных УУД происходит при подготовке урока, а коммуникативных и личностных – на уроке. | |