СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Творчество И. Бродского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о личности и поэзии И. Бродского, помочь учащимся вникнуть в сложной мир его поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Творчество И. Бродского"»

Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий учителя русского языка и литературы МБУ «Школа № 70» г.о. Тольятти Уржумсковой Елены Леонидовны

Предмет: литература

Тема урока: «Поэзия и судьба И. Бродского»

Дата проведения: 06.05.2013 г.

Класс 11 «В» класс

Цель урока: дать представление о личности и поэзии И. Бродского, помочь учащимся вникнуть в сложной мир его поэзии.

Задачи:

Образовательные: повторить биографию И.А. Бродского, ввести учащихся в эмоционально сложную атмосферу творчества И.А. Бродского, помочь увидеть в его поэзии основные особенности.

Развивающие: развивать умения исследовательской деятельности, аналитического и образного мышления посредством предварительных разноуровневых заданий, закреплять умения сравнительного анализа и интерпретации текста;

Воспитательные: воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, формировать нравственные ценности у учащихся.

Тип урока: урок исследования, изучения и закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран.

Оформление доски: Записана тема, эпиграф.



Этап урока

Формы работы (деятельность учителя)

Ресурсы

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия. /УУД/




I. Вызов. (4-5 мин.)

Вступительное слово с обозначением цели урока.


Аудиозапись стихотворения Бродского.

Слушают стихотворение, делятся впечатлениями, записывают.

Познавательные УУД

Общеучебные - формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические моделирование. Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).




II.Осмысление (групповая работа)

1.Знакомство с биографией. (9 мин.)


(2 мин.) – запись


2.Анализ «Нобелевской лекции» Бродского.(3-4 мин)


3.Анализ стихотворения «Зимним вечером на сеновале». (7 мин.)


4.Анализ содержания стих. «Ниоткуда с любовью» (5 мин.) (Или другое по выбору учащегося.





5.Акцент внимания на эпиграфе. Притча. (3-4 мин.)

Акцентирует внимание на ключевых моментах, дополняет при необходимости, задает вопросы.



Аудиозапись стихотворения Бродского.

Презентация.



Тексты цитатного конспекта




Тексты стихотв.


Таблицы сравнений.

Презентация (1 группа), остальные слушают, задают вопросы, оценивают.





Выступление (2 группа), остальные слушают, задают вопросы, оценивают.




Выступление (3 группа), остальные слушают, задают вопросы, оценивают.





Выступление (4 группа), остальные слушают, задают вопросы, оценивают.


Слушают, задают вопросы.





III .Рефлексия.

  1. Синквейн. (4-5 мин.)

  1. Подведение итогов, определение д/з

1.Прочитать 3-4 стих. Бродского, найти в них 2-3 аллюзии – всем 2.Выучить 1 стих. Наизусть – по желанию.

(2 мин.)

Подводит итог урока, дает д.з.





Аудиозапись песня Сергея Труханова на стихи Бродского «Навсегда расстаёмся с тобою, дружок...»


После написания синквейна делятся впечатлениями.





















































Ход урока. Выступление групп учащихся:

Группа №1 Рассказ о Бродском по презентации (см. приложение)

Группа №2

Во-первых, хочется сказать за что была вручена И. Бродскому Нобелевская премия.

Официальная формулировка Нобелевского комитета гласит: «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Во-вторых, мы прочли всю его речь, она очень большая, состоит из 3 частей и занимает порядка 40 минут. Из этого мы выбрали некоторые моменты, которые наиболее ярко отражают его позицию как поэта и хотели бы зачитать их.

«Если искусство чему-то и учит (и художника -- в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней – и наиболее буквальной -- формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности -- превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение.

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию -- тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут.»

И в конце он сказал:

«Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».

Мы приготовили распечатки-памятки ребятам с этими высказываниями, так как считаем их важными для восприятия, понимания и анализа поэзии Бродского.



Анализ стихотворения «Зимним вечером на сеновале». Группа №3

Поэзию Бродского воспринимают обычно либо как бессмыслицу, либо как заумность. Ни то, ни другое –неверно. Поэзия его наполнена метафорами и образами, но больше всего в ней – аллюзий. Это новое литературоведческое понятие, давайте его запишем.



АЛЛЮЗИЯ (от лат . allusio - шутка, намек), стилистическая фигура, намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения.

Чтобы понять это явление, давайте проанализируем стихотворение Иосифа Александровича «Зимним вечером на сеновале».

Но сначала нам необходимо вспомнить 2 ранее изученных произведения других авторов, ведь аллюзия – это соотнесенность, намек на другие стихи в данном случае.


А.С. Пушкин


ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.





Что мы видим в этом стихотворении?

Образ ветхой лачужки и снежную бурю вокруг. Внутри – лирический герой и его печальная подружка юности. Кто? – (няня). Это его родной, близкий человек, они – вдвоем, а с бушующем миром их связывает окно…




Фет



На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.



Что вы видите в этом стихотворении?

(ЛГ – один на один с полуночной бездной, в глубине которой он тонет, он повис над нею, как будто в «длани мощной». Что такое длань? (ладонь)
 

Теперь внимательно послушайте стихотворение Бродского «Зимним вечером на сеновале».





А.С. Пушкин

Афанасий Фет

Бродский

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.


На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.


Снег сено запорошил
сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
и встретился с мотыльком.
Мотылек, мотылек.
От смерти себя сберег,
забравшись на сеновал.
Выжил, зазимовал.

Выбрался и глядит,
как «летучая мышь» чадит,
как ярко освещена
бревенчатая стена.
Приблизив его к лицу,
я вижу его пыльцу
отчетливей, чем огонь,
чем собственную ладонь.

Среди вечерней мглы
мы тут совсем одни.
И пальцы мои теплы,
как июльские дни.


Посмотрите таблицу, какие аллюзии вы увидели? ( Пушкин – буре противостоят двое, мотылек встает на 1 ступень с человеком, Фет – на ладони – не человек , а мотылек).

Стихотворение состоит из 3 строф, в первой – 8 глаголов, они в форме прошедшего времени, это – прошлое. Вторая строфа – глаголов меньше, и они в форме настоящего времени, это – сейчас, а последняя строфа не содержит глаголы вообще, это даже не будущее, это стабильная неизменная картина, это – всегда.

Автор использует помимо аллюзий и антитезу: зима – июльские дни, и звукопись – в 1 строфе Ш и С шуршат, как сено, если сначала мы видим местоимения Я, то в последней строфе – МЫ.

Обратите особое внимание на построение строк, у Бродского точка и конец строки чаще не совпадает, длина строф и рифмовка различна, прерывиста, как дыхание человека, как полет мотылька, как блеск огня.

Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк. Необычно длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова. Хотелось бы, чтобы творчество крупнейшего современного поэта широко вошло в обиход русского читателя. Соприкосновение с поэтическим миром Иосифа Бродского дает богатую пищу уму и сердцу современного человека.

Группа № 4

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» Иосиф Бродский

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях.
Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь
от тебя, чем от них обоих.
Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне,
как не сказано ниже, по крайней мере,
я взбиваю подушку мычащим «ты»,
за горами, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты
как безумное зеркало повторяя.

Анализ стихотворения Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…»

Над циклом «Часть речи» Бродский работал с 1975 по 1976 год, будучи в эмиграции в США. В нем поэт развивал мысль, высказанную в рамках нобелевской лекции, — человек не способен на жизнь вне стихии родного языка.

По мнению Екатерины Семеновой, исследовательницы творчества Бродского, «Часть речи» представляет собой образец «новой разновидности русской поэмы двадцатого века». В цикле есть посвящение, вступление и эпилог, пусть формально они и не выделены. Все стихотворения написаны одним размером, в них по двенадцать строк (за исключением первого). В качестве посвящения выступает «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…». В произведении рассказывается о возлюбленной лирического героя. Первая строка представляет собой переделку клише эпистолярного жанра. То, что в письмах обычно оказывается в конце, Иосиф Александрович ставит в начало. Сразу обозначается пространственная координата – «ниоткуда». Ей поэт дает ряд характеристик, в их числе – «в городке, занесенном снегом по ручку двери», «в уснувшей долине, на самом дне», «за морями, которым конца и края». Место, в котором находится лирический герой, удалено от мира реального. Обратите внимание, Бродский говорит о пяти континентах, хотя на Земле их шесть. При этом понятно, что под материком, держащемся на ковбоях, он имеет в виду Северную Америку. Не может похвастаться герой стихотворения и близостью к миру Божьему: «и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих [ангелов и Господа]». Отовсюду он изгнан, везде чувствует себя чужим. Вероятно, что «ниоткуда» — место вполне реальное, вот только лирический герой не способен в полной мере принять его. Для него реальность воплощают лишь подушка да простыня. Задана Бродским и временная координата – «надцатого мартобря». Иосиф Александрович отсылает читателей к повести Гоголя «Записки сумасшедшего» (1834). В ней одно из писем мелкого петербургского чиновника Поприщина датировано 86 мартобря.

Лирический герой начинает повествование тоном возвышенным, взволнованным, будто пытается разом выразить все захлестывающие его эмоции. Читатель от такого обилия информации немного теряется, путается. Потом ему дается небольшая передышка. Строки удлиняются, словно бусины на нитку нанизываются однородные члены. Тон становится более спокойным, размеренным. В финале все возвращается на круги свои. Последние четыре строки отличаются той же повышенной степенью взволнованности, что и первые. Основная эмоция, выраженная в стихотворении, — отчаянье от одиночества, несчастной любви. Оно доводит лирического героя до состояния безумия. Недаром появляется аллюзия на «Записки сумасшедшего». О психическом нездоровье свидетельствуют и финальные слова:
…в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.

Нередко литературные критики обвиняли лирику Бродского в холодности, однообразности, бесчеловечности. Охарактеризовать подобными словами стихотворение «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» язык не повернется даже у самого ярого противника .





Группа № 5

Мы бы хотели акцентировать ваше внимание на эпиграфе к нашему уроку и прочитать вам одну притчу, а вы подумайте, как они соотносятся?

Эпиграф:

А если ты дом покидаешь —

включи звезду на прощанье в четыре свечи,

чтоб мир без вещей освещала она,

вослед тебе глядя, во все времена.

И. Бродский.





Притча Четыре свечи


Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Первая сказала:
" Я - СПОКОЙСТВИЕ - к сожалению, люди не умеют меня сохранить 
Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!" И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
" Я - ВЕРА - к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше" Едва она это произнесла, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
" Я - ЛЮБОВЬ - у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких." И эта свеча угасла.
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
" ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!"
Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала:
"НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: ведь Я - НАДЕЖДА".



Теперь вы понимаете, о каких 4 свечах говорил поэт. Покидая свой дом, он хотел, чтобы его звезда в 4 свечи освещала мир. Без вещей.

































Рефлексия:



Синквейн.

1)Понятие (существительное, выражающее главную тему cинквейна)

Жизнь

2)Прилагательное (прилагательные, выражающие главную мысль)

Активная, бурная

3)Глагол (глаголы, описывающие действия в рамках темы)

Воспитывает, развивает, учит

4)Фраза (фраза, несущая определенный смысл)

Дает возможность реализовать себя

5)Заключение (ассоциация с первым словом)

Искусство



Написание учащимися синквейна. Поэзия Бродского

Прочтение нескольких вслух.

Сдаются листы с синквейном и листы оценивания.

Оценивается каждый ученик по листу, результат учащиеся узнают на следующем уроке.





Домашнее задание:

1.Прочитать 3-4 стих. Бродского, найти в них 2-3 аллюзии – всем

2.Выучить 1 стих. Наизусть – по желанию.





На конкретном примере урока можно увидеть, насколько эффективно работает системно-деятельностный подход при изучении биографии писателя. Каждый раз учитель меняет состав и задания в группах, оставляя за собой лишь коррекцию деятельности учащихся. Деятельность самого учителя, несмотря на изучение нового материала не должна превышать 20%. Одним из главных аспектов является оценивание учащихся. Оценка в 11 классе должна складываться из 3 позиций: самооценки, оценки учителем и оценки одноклассников. Такой подход к обучению позволяет формировать все виды УУД и на уроке, и при подготовке Д.З. Как правило, большая часть формирования познавательных и регулятивных УУД происходит при подготовке урока, а коммуникативных и личностных – на уроке.



























Приложение №1

«Если искусство чему-то и учит (и художника -- в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней – и наиболее буквальной -- формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности -- превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение.

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна,

и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию -- тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут.»

«Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».



















Приложение №2



Лист оценивания

ФИ учащегося

Самооценка

Оценка учащихся

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Акуленко Ольга





2. Блюденова Мария





3. Бурлева Анна





4. Быкова Анастасия





5. Денисова Юлия





6. Крыжук Вероника





7. Курносенко Анастасия





8. Летюк Игорь





9. Манукян Карина





10. Федькина Анастасия





11. Шерников Илья





Средний балл























Приложение №3

А.С. Пушкин

Афанасий Фет

Бродский

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.


На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.


Снег сено запорошил
сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
и встретился с мотыльком.
Мотылек, мотылек.
От смерти себя сберег,
забравшись на сеновал.
Выжил, зазимовал.

Выбрался и глядит,
как «летучая мышь» чадит,
как ярко освещена
бревенчатая стена.
Приблизив его к лицу,
я вижу его пыльцу
отчетливей, чем огонь,
чем собственную ладонь.

Среди вечерней мглы
мы тут совсем одни.
И пальцы мои теплы,
как июльские дни.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!