СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне

 

Цель: актуализировать и дополнить знания учащихся об обозначении безударных гласных в корне на письме; работать над способами проверки безударного гласного в корне слова изменением формы слова и подбором однокоренного слова по алгоритму и без алгоритма.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне"»


Предмет: Русский язык


Тема урока: Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне


Цель: актуализировать и дополнить знания учащихся об обозначении безударных гласных в корне на письме; работать над способами проверки безударного гласного в корне слова изменением формы слова и подбором однокоренного слова по алгоритму и без алгоритма.


Планируемые результаты


Предметные


Знания:

- способы проверки безударного гласного изменением формы слова и подбором однокоренного слова.


Умения:

- находить в словах корень, различать в корне ударные и безударные гласные, определять слова, требующие проверки;

-сравнивать произношение безударных звуков и обозначение их гласными буквами на письме;

-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-подбирать проверочные слова (формы слова и однокоренные), применяя правило правописания безударных гласных в корне слова;

-использовать алгоритм для решения орфографической задачи: обозначение буквой безударного звука в слове.


Метапредметные


Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-извлекать информацию из текста в ходе слушания;


- использовать словари в качестве дополнительных источников информации;

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию для составления алгоритма решения орфографической задачи;


Регулятивные УУД:

-определять способы решения орфографической задачи;

-планировать учебные действия при решении орфографической задачи;

-конструировать и проверять составленный алгоритм действий для решения орфографической задачи, решать её в соответствии с изученным правилом;

- оценивать результат деятельности;

- осуществлять рефлексию.


Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

-строить высказывания для объяснения правописания слова с безударным гласным в слове, опираясь на составленный алгоритм;

-осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.


Личностные:

-мотивы учебной деятельности;

-учебно-познавательный интерес к новому способу решения частных задач;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-мотивация к творческому труду.

Оборудование: рабочие листы, записи на доске, карточки со словами для разминки, веера, магниты, опорная схема


Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап


  1. Приветствие, настрой на работу.


Наш урок сегодня пройдёт под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

-Прочитайте слова, записанные на доске:

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие.

- Скажите, какие из этих качеств нам не понадобятся на уроке? (стереть «эгоизм» и «лень»

- Я желаю вам всем успешно проявить все оставшиеся качества!

2. Минутка чистописания

Аа Оо Ии

Ее Яя

- Посмотрите на доску. Написание каких букв мы должны повторить на минутке чистописания? Вспомните, что вы знаете об этих буквах (Обозначают гласные звуки, могут быть ударными и безударными, е и я могут обозначать 2 звука в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь знаков и только один звук после согласного. А так же они служат для обозначения мягкости согласных, А и О для обозначения твердости)

- Запишите эти буквы в тетрадь до конца строки, как на доске.

-Эти буквы мы выбрали сегодня для записи не случайно. А почему, вы узнаете немного попозже.

3. Проблемная ситуация

-Мне хочется прочитать вам историю, она произошла с мальчиками, которых зовут – Дима и Коля. Послушайте её:

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (вывешиваю записку на магнитную доску)

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось? Давайте поможем Диме разобраться.

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом (карточка на магнитную доску) – мяч – с мячом

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. Учиться правильно писать слова с безударными гласными в корне) На доску сбоку (Повторить алгоритм. Учиться писать слова)

II Поисковый этап

  1. Актуализация знаний (в ходе этой работы на магнитную доску крепится схема)

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

- Я вам предлагаю последовательно ответить на вопросы:

1)Что надо проверять?

2)Где надо проверять?

3)Как надо проверять?

4)Чем надо проверять?

1)Ответим на первый вопрос:

- Что записано? (повесить на магнитную доску)

[ а ] [ о] [ у ] [ ы] [и] [ э ] - гласные звуки.

а о э е ё ю я и ы у - гласные буквы.

- Почему звуков 6, а букв – 10?

- Разделите гласные буквы на группы относительно их отношения к ударению в слове:

ё – всегда ударная;

ю ы у э - всегда пишутся одинаково в ударных и безударных слогАх;

а о е и я - опасные безударные гласные, которые требуют проверки

–Можем ли мы ответить на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные буквы: а, о, и, е, я – в безударном слоге.)

- Как же связана наша минутка чистописания с темой урока.

2)А сейчас постараемся ответить на вопрос: где (в какой части слова) надо проверять безударные гласные?

(В корне слова)

3)Теперь мы с вами постараемся ответить на вопрос: как надо проверять безударную гласную в корне слова?

Прочитайте правило в учебнике на странице 63: (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова, так чтобы безударный гласный стал ударным)

4) Чем надо проверять? (Безударный гласный проверяется ударением.)


Мы с вами ответили на все вопросы, и у нас получилась такая опорная схема. Запомните её.


В схему дописать 2 графа: подобрать однокоренные слова или изменить форму слова

2. Работа с алгоритмом

- А сейчас давайте вспомним алгоритм проверки безударного гласного

( Возьмите свои памятки и прочитайте алгоритм про себя. Все ли действия вам понятны?) Переходим к практическому этапу

Алгоритм проверки безударных гласных в корне

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень

4. Найди безударный гласный

5. Подбери проверочные слова (сколько безударных гласных, столько и проверочных слов)

6. Выбери гласную букву.

7. Обозначь орфограмму.

III Практический этап

  1. Работа с учебником стр 63 упражнение № 113 (по цепочке с комментированием, с опорой на алгоритм, записать первые 5 слов. Кто уже хорошо запомнил последовательность, может работать без алгоритма. Проверка, оценка

  2. Физкультминутка

- Если я буду читать слова с безударной гласной А в корне – хлопаем в ладоши;

- Если с безударной О – кладем руки на стол перед собой.

ТрАва, трОпа, вОда, вОлна, вАрить, грАчи, кОрмить, двОры, глАза, стрАна.

  1. Работа с текстом

В рабочих листах. (Задание: Прочитайте. Определите тип текста: описание, повествование, рассуждение. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень в этих словах. Там где сомневаетесь корень не выделяйте. В 4 предложении выделите грамматическую основу. В 5 ом предложении укажите над словами части речи)

Поздняя осень

Наступила поздняя ос…нь. Дни стали к…роче и х…л…днее. Часто идут д…жди. Дует х…л…дный вет…р. Природа готовится к з…мнему отдыху. Совсем опустели луга и п…ля. Д…ревья скинули св…и з…л…тые наряды и окунулись в глубокий сон. Только рябина, будто в огнях, привл…кает шумных птиц. Им сейчас нел…гко. Давайте поможем им и сделаем к…рмушки. (Повествование с элементами описания)

Проверка работы.

  1. Выбери проверочное слово.

- Найдите на рабочих листах задание 3. Что нужно сделать в этом задании? (Прочитай, в каждом ряду подчеркни проверочное слово)

1. Волчонок, волчий, волчица.
2. Лёд, ледяной, ледок.
3. Морской, морячка, море.
4. Прилетел, вылет, полёт.
5. Тяжёлый, тяжесть, тяжеленный.

6. Садовник, посадить, сад
Проверка работы.

5. Орфографическая разминка.

- Приготовьте веера с гласными буквами. Я показываю слово, в котором пропущена буква. Вы должны как можно быстрее поднять нужную карточку.

Б…льшой, кр…кливый, зам…рзать, с…сновый, в…здушный, высл…дил, д…лёкий, д…мишко, в…дичка, в…лна, р…ка, с…нева, л…сник, гр…бок, з…мля, пч…ла, …зёра, д…щечка, в…черний, п…лянка.

IV Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия относительно достижения результата

- Как вы думаете, достигнута ли нами цель урока? Когда я проверю ваши рабочие листы, каждый получит оценку за работу.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

- Оцените свою работу сами. Выберите и запишите на нижней строчке рабочего листа нужное предложение (прикрепить на магнитную доску)

– Я хорошо умею проверять безударные гласные. 
– Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
– Я сегодня не смог, но завтра выучу правило и научусь. 

  1. Задание на дом: уч. стр 63 правило, №114

Дополнительный материал к уроку.

- Составьте и запишите в тетради предложение об осенних листьях. Прочитайте, что у вас получилось.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!